Отец Браун, 130 км/ч и новый ГОСТ — журнал За рулем

Даешь 130 км/ч?

Поднимет ли новый ГОСТ разрешенную скорость до 130 км/ч? И нужно ли это делать?



Аварии случаются потому, что нынешние водители ездят по вчерашним дорогам на завтрашних машинах с послезавтрашней скоростью

Витторио де Сика, итальянский режиссер

В одном из рассказов Честертона про отца Брауна маленький священник распутал дело о пугающих исчезновениях людей после того, как сопоставил слухи и реальные события. И сразу же понял: на самом деле абсолютно ничего не произошло — никто не пропал, никто не пострадал. А найти автора слухов было уже делом техники.

Сегодня до всех СМИ дошли слухи, что максимальную скорость на наших дорогах вскоре повысят до 130 км/ч. Для этого в профильном НИИ по заказу Росавтодора разрабатывают новый ГОСТ, который вскоре должны будут утвердить.

Если коротко подытожить вышесказанное по методике отца Брауна, то получится следующее: никакого нового закона насчет 130 нет. И не потому, что ГОСТ еще не принят, а оттого, что ГОСТЫ и прочие стандарты вообще не регулируют непосредственным образом поведение на дороге. И я, как водитель, не обязан знакомиться с их содержанием. Для меня есть ПДД с конкретными дорожными знаками. А ГОСТы — они для дорожников, а вовсе не для водителей. Обязать меня ехать с какой-то конкретной скоростью они не могут.

Другая странность упомянутой новости состоит в том, что 130 км/ч сегодня и так официально разрешены — безо всяких новых ГОСТов! Читаем ПДД, п. 10.3. «По решению собственников или владельцев автомобильных дорог может разрешаться повышение скорости на участках дорог для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения 130 км/ч…»

Таким образом, «130» — давно «в законе». Реально они действуют на отдельных участках автомагистралей типа М4 и М11. А вся волна соответствующих материалов в СМИ носит чисто популистский характер. Мол, наконец-то на наших дорогах поднимут порог скоростных ограничений: не на магистралях, а повсюду! Именно этого сегодня жаждут недовольные водительские массы. Но как раз этого-то несуществующий ГОСТ никому и не обещает.

Ладно, оставим ГОСТ в покое. Лучше подумаем, где и каким образом у нас можно увеличивать лимит скорости. И — самое главное — нужно ли это делать?

Ругать состояние наших дорог банально и неинтересно. Скажу мягко: они далеко не везде хорошие. А если опять вспомнить про нормативы, то даже для лучшей дороги категории IA (то есть для автомагистрали) расчетная скорость движения составляет 150 км/ч. А для категории IБ (это скоростная дорога) — 120 км/ч. Все остальные дороги считаются «обычными» — там скоростные ограничения еще жестче: 100, 80, 60…

Вряд ли кто-то верит, будто бы на самом деле наши дороги лучше, чем того требует стандарт. Но при этом почти каждый убежден, что ездить по ним нужно гораздо быстрее, чем разрешено сегодня. Бешеный ритм жизни постоянно куда-то нас гонит, а современные машинки невольно провоцируют водителя двигаться с трехзначной скоростью и следить не столько за дорогой, сколько за камерами видеофиксации.

Собственно, большинство так и ездит. И потому требует узаконить то, что уже свершилось. Ведь стоит, к примеру, притормозить в населенном пункте, как сзади на тебя тут же наваливается озлобленная морда фуры, желающая размазать тебя по асфальту, дабы «не путался под колесами». Фура не желает ехать ни «60», ни «70»: ее мотор позволяет двигаться куда быстрее. И мешают только «дурацкие правила», которые давно пора пересмотреть. Мол, мы по любым дорогам проедем — вы только разрешите…

Логика понятна. Однако же вспомним другие цифры. 50 человек в сутки, 20000 человек в год. Современного россиянина трудно чем-то удивить, но именно столько людей погибает на наших дорогах. Есть цифры и в рублях — там счет потерь идет на миллиарды. Часто ли виновата именно скорость? Да, очень часто. Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения, в странах с высоким уровнем доходов именно скорость является причиной примерно 30% смертей на дорогах, тогда как в странах с низким и средним уровнем доходов повышенная скорость приводит примерно к половине всех ДТП. К каким странам отнести Россию, в данном случае неважно — все равно получается очень много. Добавлю, что по данным той же организации повышение средней скорости всего на 1 км/ч, как правило, увеличивает риск ДТП с пострадавшими на 3%, и ДТП со смертельным исходом — на 4–5%. Такие вот цифры.

Добавлю еще один аргумент не в пользу 130 км/ч. Если коротко и грубо, то скажу так: наша культура вождения очень низкая. Возможно, это какое-то генетическое следствие того, что предыдущие поколения не имели полноценной возможности дорваться до руля, а нынешние никак не могут «наиграться». Поэтому и считается чуть ли ни признаком мастерства пропылить по обочине, подрезать при обгоне, не пропустить «скорую», промчаться по магистрали на скорости за 200. А «тащиться» согласно ПДД — удел убогого пенсионера, которому давно пора ездить в электричках и на трамваях. При таком настрое ни о каких 130 даже задумываться глупо. К тому же не секрет, что «нештрафуемые» 20 км/ч все воспринимают не как меру против случайных погрешностей измерительной техники, а как некую поблажку на фоне остальных притеснений. Поэтому пресловутые «130» воспринимаются не иначе как «150».

В общем, лично я против популистских увеличений скоростных порогов «от тайги до британских морей» без привязки к конкретным условиям. Тем более, что работы в этом направлении и так полным-полно. В частности, на загородных дорогах необходимо заменить белые таблички на голубые там, где в деревне осталось полтора дома. А в городах нужно полностью избавиться от неожиданных «скачков» разрешенной скорости с 80 на 60 и ниже — в той же Москве это очень любят. Короче говоря, не стоит дергать водителей без явной причины — это не забота о безопасности, а тупое сдирание денег на ровном месте.

P.S. С теми, кто полагает, будто бы где-то за границей ездят гораздо быстрее, спорить не хочу. Данные по разрешенным «ненашенским» скоростям опубликованы на многих сайтах — цифры более чем скромные.

Еще добавлю, что с 2022 года на всех продаваемых в Европе автомобилях намереваются устанавливать приборы, самостоятельно ограничивающие скорость движения согласно дорожным знакам. Я давно это предсказывал — похоже, что так оно и будет.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (36)

Самые новые
Загрузка...