Хроника: силен на передок

80 лет назад, 19 февраля 1931 года на Берлинском автосалоне IAA состоялся дебют малолитражного автомобиля DKW Typ FA600 (F 1) с передними ведущими колесами. Несмотря на то, что первые переднеприводные автомобили получили известность еще на рубеже XIX –XX веков, именно DKW-Front считается родоначальником всех современных переднеприводных моделей.

DKW F1 (1931 – 1932 гг.) оснащался рядным двухцилиндровым двухтактным мотором рабочим объемом 584 см3 и мощностью 15 л.с. Снаряженная масса – 450-580 кг в зависимости от типа кузова. Автомобиль развивал скорость 75 км/ч и расходовал 8 л бензо-масляной смеси на 100 км. Было выпущено 4353 единицы.

Автомобильная марка DKW появилась в смутное для Германии время. Аббревиатура DKW расшифровывается по-разному: и как Dampf-Kraft-Wagen («Паровой автомобиль»), и как Das Kleine Wonder («Маленькое чудо»), и Des Knaben Wunsch («Мечта мальчишки»). И верно, в прошлом у завода были и паровики, и крохотные моторчики для мотовелосипедов.

Так в 1916 года свою фирму в саксонском городе Цшопау назвал датский предприниматель Йорген Скафте Расмуссен. В 1928 году на разорившемся заводе Deutsche Werke AG (он делал машины D-Wagen) Расмуссен разворачивает выпуск первых автомобилей DKW, еще классической компоновки. Его цель – создать максимально доступную машину, следующую ступень для тех, кто прежде ездил на мотоциклах DKW. В то время стоимость автомобиля напрямую зависела от его массы. Путь к облегчению лежал через передние ведущие колеса.

Йорген Скафте Расмуссен (1878 – 1964 гг.)

В их приводе Расмуссен применил шарнир равных угловых скоростей «Тракта», разработанный французским автомобильным конструктором Жаном-Альбером Грегуаром совместно с Пьером Фенуем в 1926 году (патент № 628309). Интересно, что в советское время шарнир типа «Тракта» смело называли карданом, вспоминая при этом добрым словом и итальянского корабельного механика Джироламо Кардано (1501 – 1576 гг), придумавшего, как подвешивать картушку компаса, и английского физика Роберта Гука (1635 – 1722 гг), использовавшего принцип Кардано для передачи вращения между пересекающимися валами, хотя вращался такой шарнир далеко не с одинаковой угловой скоростью.

Три прототипа автомобиля DKW F1 были построены всего за шесть недель уже осенью 1930 года. Расмуссен намеренно отложил дебют, дождавшись берлинской Internationale Automobil-Ausstellung 1931 года (в 1930-м выставка не проводилась из-за экономической депрессии).

Так выглядит привод DKW F1. Грязь была главным врагом шарнира.

Расмуссена ждал полный фурор. Его автомобиль оказался самым дешевым на рынке – стоил чуть более 2000 рейхсмарок. Этого удалось добиться, в том числе - за счет использования в качестве материала кузова фанеры, обтянутой "ледерином" – кожзаменителем. Такие кузова будут применяться на малолитражках DKW и дальше. Из-за этого впоследствии наши острословы придумают для аббревиатуры DKW еще одну расшифровку: «Дерево, Клей, Вода».

Подпишитесь на «За рулем» в