Хроника: подарок первому президенту

85 лет назад, 12 мая 1926 года, первый президент Чехословакии Томаш Масарик получил представительский автомобиль Škoda Hispano-Suiza. Это был первый легковой автомобиль, получивший эмблему со знаменитой «крылатой стрелой»

Томаш Масарик был незаурядной личностью. Свободно владея русским, он публиковался в российских дореволюционных изданиях. Встречался с Максимом Горьким. Когда в России произошла революция, немедля отправился в Сибирь, дабы сформировать чехословацкий корпус из плененных русской армией в годы Первой мировой войны чехов и словаков. Масарик был одержим идеей «чехословизма», слияния двух родственных народностей в общее государство. Около 30 тысяч вооруженных не без участия Масарика вчерашних пленных, вместо того, чтобы отправиться воевать против Австро-Венгрии, в 1918 году повернули стволы против большевиков.

Церемония передачи президентского лимузина Škoda Hispano-Suiza президенту Масарику.

Масарика очень уважали и любили на Родине. Чехи называли его «татичек» – «папаша», «батюшка». Кстати, на приз Масарика на трассе в Брно проводились кольцевые гонки: в 1930-е годы – в классе Гран-При, в наши дни – мотоциклетные. Брненское кольцо носит имя президента Масарика.

Первое фото президента возле нового автомобиля

Немудрено, что автомобиль для президента был сделан с большой заботой и тщательностью. Заводы Škoda в городе Пльзень являлись крупнейшим машиностроительным комплексом вчерашней Австро-Венгерской империи. Они, в частности, изготавливали башни с 305-миллиметровыми орудиями для броненосцев (Австро-Венгрия была морской державой, отсюда, например, странное для уже совершенно сухопутной Венгрии звание «адмирал» диктатор Хорти). Из крупнокалиберных мортир Škoda фашисты обстреливали блокадный Ленинград.

Профессор Томаш Гарриг Масарик (7.05.1850 – 14.09.1937 гг.) – первый президент Чехословакии.

Автомобильное отделение в Пльзени было образовано вскоре после окончания Первой мировой войны. Выпускали массивные тягачи Tilling Stevens с электромеханической трансмиссией, по английской лицензии, или еще более странные, лицензионные английские паровые грузовозы Sentinel. Заводам Škoda по силам было освоить и легковой автомобиль собственной конструкции, однако руководство не видело в этом особого смысла.

В 1924 году Мариус фон Шкода приобрел лицензию у самой лучшей французской автомобильной компании Hispano-Suiza на шестицилиндровую модель H6B. Первый такой автомобиль под двойным названием Škoda 25/100Ks – Hispano-Suiza был собран 10 ноября 1924 года. По меркам своего времени, это были высококлассные машины, чей верхнеклапанный и (что редкость для тех лет!) с верхним расположением распределительного вала мотор выдавал 100 л.с. при 1600 об/мин и позволял 2,7-тонной громадине разгоняться до 140 км/ч. Отсутствие достаточно надежных шин стопорило езду на более высоких скоростях.

Škoda 25/100Ks – Hispano-Suiza перед фасадом замка Ланы – летней резиденции чешских президентов

Президентский заказ поступил на завод Škoda летом 1925 года. Согласитесь, символично, когда главе новообразованного государства, мать которого – богемская немка, а отец – венгерский словак, чешские рабочие строили автомобиль по французской лицензии. Кузов лимузин построили в пражской мастерской Messrs. Brožík & Jech. Его установили на шасси номер 683 с двигателем номер 388. 10 мая 1926 года автомобиль был завершен, а спустя два дня довольный президент совершил в нем первую поездку. Прослужил он у президента Масарика почти десять лет, до самой его отставки. 17 марта 1936 года автомобиль возвратили на завод, однако в ходе Второй мировой войны он был утерян.

Основатель машиностроительного концерна Škoda – Эмиль Риттер фон Шкода (19.11.1839 – 8.08.1900 гг.)

Любопытно, что в официальном пресс-релизе, распространенном нынешней компанией Škoda по случаю данного события, допущен ряд ошибок. Во-первых, Hispano-Suiza названа…испанской фирмой. А она – французская, с филиалом в Испании. Во-вторых, заявлено, что построили президентский автомобиль в городе Млада-Болеслав, тогда как на самом деле – в пивной столице Чехии Пльзене. А располагавшийся в Млада-Болеславе завод Laurin & Klement концерн Škoda в тот момент едва только приобрел. В-третьих, утверждается, будто президент получил машину тем же днем, хотя на самом деле она еще проходила обкатку. И, наконец, ретушеры заменили тогдашнюю шкодовскую эмблему на радиаторе президентского лимузина более привычной сегодня крылатой стрелой. А на старых снимках видна эмблема с обычной надписью «Škoda».

Паровой грузовик Škoda-Sentinel. Машины такого типа оказались необычайно востребованы в Чехословакии

Всего в Пльзени построили 100 автомобилей Škoda-Hispano-Suiza. Последний – 13 января 1930 года. Все они оснащались штучными кузовами. Стоила такая машина примерно в шесть раз дороже распространенной модели начала 1930-х Škoda 422. Интересно, что одну из чехословацких Hispano-Suiza приобрел французский пушечный король Эжен Шнейдер. Неужели Hispana-Suiza из парижского пригорода Нейи была хуже?

Эволюция эмблемы Škoda от изображения индейца племени Сиу, выбранного доктором Сикурой, начальником отдела строительной техники Škoda до современной «крылатой стрелы». Малопонятное отверстие в «крыле» стрелы на самом деле – мутировавший глаз индейского вождя. Первоначально в таком виде нынешняя эмблема использовалась только как носовая фигура на пробке радиатора. А настоящей эмблемой служило слово Škoda в обрамлении лавровых листьев.
Трасса в Брно названа именем первого президента Чехословакии Масарика

Подпишитесь на «За рулем» в