Хроника: радиальная шина

65 лет назад, 4 июня 1946 года, компания Michelin выпустила первую в мире радиальную шину серии «Х».

Новая покрышка Michelin предназначалась в первую очередь автомобилям Citroen – семейства Traction Avant и готовящемуся в огромном секрете toute petite voiture – малолитражному «народному автомобилю» Citroen 2CV, дебют которого состоится спустя два года на Парижском автосалоне.

Почему именно Citroen?

Citroen 2CV появился только в 1948 году.

Полсе скоропостижной смерти Андрэ Ситроена в 1934 году его компании перешла под контроль главного кредитора – Michelin. Руководство фирмой Citroen взял на себя Пьер Мишлен – сын Эдуара Мишлена, младшего из братьев Мишлен, основателей одноименной шинной компании.

Таким образом, компания Michelin становится заинтересованной в обеспечении шинами в первую очередь собственных автозаводов.

Париж середины 1950-х годов. На Елисейских полях царит шинный паритет: здесь встретишь машины, обутые как в диагональные, так и в радиальные шины. Фото: Collection Citroen

Если сравнивать шины с нитями корда, уложенными по диагонали относительно борта (из-за чего их и называют диагональными) с шинами, у которых нити корда идут от борта к борту по кратчайшему расстоянию – радиусу, то и у тех, и у других окажется немало преимуществ. В частности, боковина диагональных шин более стойка к повреждениям, тогда как у радиальной пропороть ее ничего не стоит. Диагональные шины, широко распространенные к тому времени, обеспечивали автомобилю мягкость хода, что было довольно важным преимуществом на тогдашних дорогах, при тех подвесках (в половине случаев – зависимых рессорных).

Renault 4CV 1946 года стала первой малолитражкой, примерившей новые шины Michelin.

После 2-й мировой войны автомобилестроители все чаще стали задумываться об экономических аспектах – автомобиль больше не являлся привилегией состоятельных слоев общества. И тут радиальная шина показала себя с выгодной стороны. Она была легче и дешевле, имела меньшее сопротивление качению, что способствовало экономии топлива. В наше время отмечают самое главное достоинство «радиалок» – на них автомобиль лучше управляется. Сказывается меньшая склонность к уводам, увеличенная площадь контакта с дорогой и сохранение постоянного пятна контакта при изменении нагрузки. Что до излишне жесткого качения радиальных шин, то Michelin и Citroen впервые, пожалуй, продемонстрировали миру современный подход к проектированию, когда автомобиль и шина создавались друг под друга. И новые подвески сглаживали этот недостаток покрышек. Впрочем, Citroen 2CV не был тем автомобилем, где управляемость ставилась во главу угла – кинематика его подвески и ее излишняя мягкость делала сколь-нибудь быструю езду на нем рискованной.

Парижский автосалон 1946 года стал местом публичного дебюта радиальных шин Michelin. Столпотворение на стенде Renault.

Справедливости ради надо сказать, что патент на радиальную шину был получен 21 мая 1915 года американцем Артуром Уильямом Сэвиджем, создателем знаменитого ружья Savage Model 99 с продольно-скользящим рычажным затвором (US Patent № 1203910). Michelin первой из шинных компаний начала производство радиальных шин – их сконструировал инженер Мариус Миньоль. А вот первым малолитражным автомобилем, примерившим в 1946 году новинку Michelin, стал - законы рынка неумолимы - автомобиль конкурирующей марки, Renault 4CV. Радиальные шины под маркой X компания Michelin выпускает и сегодня. «Радиалки» сегодня преобладают на рынке, хотя спор между радиальными и диагональными шинами еще далек от завершения.

Подпишитесь на «За рулем» в