Хроника: игра в «царя горы»

95 лет назад, 4 июля 1916 года состоялось первое соревнование по подъему на гору Pikes peak в окрестностях города Колорадо Спрингз, штат Колорадо.

Гора Пик Пайка, штат Колорадо. Фото: Library of Congress

Гонка, в наши дни известная на весь мир, состоялась в главный праздник США, День Независимости. И сегодня, когда соревнования формата «подъем на холм» в Европе перестали пользоваться популярностью, «Пайкс Пик» или, как ее еще называют, «Гонка к облакам», продолжает приковывать к себе внимание. Еще бы! 19,99 км трассы с градиентом 7% и 156-ю ничем не огороженными поворотами. Стартует гонка на высоте 2866 м над уровнем моря от местечка с романтическим названием «Кристальный ручей», финиширует на отметке 4301 м практически у самой вершины горы, названной так в честь лейтенанта Зебулона Монтгомери Пайкса, одного из первооткрывателей здешних мест. Ширина полотна на прямых участках составляет 6 м, на виражах достигает 15 м. Одно из самых примечательных мест трассы зовется Бездонной ямой, глубина обрыва составляет 1,8 км.

Туристический автобус в окрестностях Пайкс Пик. Обращает на себя интересная деталь: поворотный круг, позволяющий развернуть транспортное средство в узости горного серпантина. Фото: Library of Congress

Первым победителем соревнования стал одновременно и самый молодой участник, 22-летний Ри Ленц из Вашингтона, на машине самодеятельной конструкции. Он заработал немалые по тем временам $ 2000 призовых. В «гонке к облакам» отметились такие известные спортсмены, как Барни Олдфилд, Эдди Рикенбакер, Иммигранты-немцы Унзеры превратили гонку в семейный бизнес. Сначала в ней успешно выступали трое братьев-мотоциклистов, Льюис, Джерри и Джо Унзеры, затем их сменили дети – Бобби, Эл, а также Льюис и Джерри-младшие, все уже на автомобилях. Причем Бобби Унзер вошел в историю как самый результативный участник, умудрившись за 10 лет победить восемь раз! Наконец, третье поколение Унзеров вышло на старт «Пайкс Пика» в 1976 году, и снова с победами.

Автомобиль американской марки Lexington (1909 – 1927 гг), подготовленный для участия в гонке «Пайк-Пик», ориентировочно – вторая половина 1920-х годов. Фото: Library of Congress

В соревнованиях на равных стартуют новые и исторические автомобили, мотоциклы и квадроциклы. Есть категория Unlimited автомобилей, устройство которых не оговаривается правилами. К слову, даже серийные на вид машины, стартовавшие к облакам, отличались незаурядными характеристиками. Saab 9-3 Viggen, на котором «подъем» выиграл знаменитый шведский пилот Пер Эклунд, разгоняется до 100 км/ч за 2,3 с! Изюминкой соревнований является то, что из-за недостатка кислорода машины с каждым метром подъема теряют мощность. Для примера, Audi Quattro S1, на которой 11 июля 1987 года Вальтер Рёрль выиграл гонку, располагала двигателем мощностью 600 л.с., которые, несмотря на турбонагнетатель KKK K28 на вершине превращались в 450 л.с.

В 1985 году «подъем» первой одолела Мишел Мутон на Audi Quattro, в 1986-м победил Бобби Унзер. Они использовали спецверсию Quattro S1, с укороченной до 222 см колесной базой. Это была машина, готовившаяся к чемпионату мира по авторалли в группе «B». Однако группу закрыли, и задел пригодился в гонке «Пайкс Пик». 11 июля 1987 года Вальтер Рёрль к своему титулу двухкратного чемпиона по авторалли добавил еще и титул «короля горы».

Еще один интересный факт из истории «Пайкс Пик». В 1990 году режиссер Жан-Луи Морей при поддержке Automobiles Peugeot снял короткометражку «Танец на холме», главным героем которой стал Peugeot 405 T16 финского раллиста Ари Ватанена. Лента завоевала несколько призов на международных фестивалях. Этот фильм можно разыскать по этой ссылке. Компания Peugeot дважды (Ватанен в 1988-м и Робби Унзер в 1989-м) побеждала в гонке «Пайкс Пик», причем без особого прицела на североамериканский рынок.

Подпишитесь на «За рулем» в