Хроника: история с географией — журнал За рулем

Хроника: история с географией

310 лет назад, 24 июля 1701 года, маркиз Антуан Ламэ де ла Мотт Кадияк основал город Детройт — метоним будущего автомобильного могущества США.

Ночная панорама Детройта

Ночная панорама ДетройтаНочная панорама Детройта
Ночная панорама Детройта

Антуан Ламэ де ла Мотт Кадияк был француз, посланник короля Луи XIV. И город, а точнее форт, он назвал по-французски «Детруа», то есть — Протока. Так незадолго до этого Кадияк назвал реку, к которой вышел с отрядом из пятидесяти переселенцев: le détroit du Lac Érié. Река соединяла меж собой Великие Озера — Сен Клэр и Эри. Если уж быть до конца точным, то форту дали имя морского министра при дворе короля Поншатрэна : Fort Ponchartrain du Détroit. До 1710 года Кадияк руководит фортом, после чего становится губернатором Луизианы. Заговорив по-английски, свободные граждане вчерашней Новой Франции все переиначили на свой лад. И Кадияк стал у них Кадиллаком, Детруа — Детройтом. А про Поншатрэна и вовсе позабыли.

Стилизованный герб Антуана Ламэ де ла Мотт Кадияка, принятый за основу эмблемы марки Cadillac.

 Стилизованный герб Антуана Ламэ де ла Мотт Кадияка, принятый за основу эмблемы марки Cadillac. Стилизованный герб Антуана Ламэ де ла Мотт Кадияка, принятый за основу эмблемы марки Cadillac.
Стилизованный герб Антуана Ламэ де ла Мотт Кадияка, принятый за основу эмблемы марки Cadillac.

В Детройте и его пригородах на рубеже XIX и ХХ столетий концентрируется автомобильное производство. Количество фирм переваливает за сотню! К 1920-м годам в результате жестокого конкурентного отбора уцелеют единицы — Chrysler Motor, Dodge Brothers, Ford Motor Co., General Motors Corporation, Packard Motor Co. В современном Детройте архитектурными достопримечательностями считаются здания, так или иначе связанные с автомобильной индустрией, например, бывшие корпуса завода Packard работы архитектора Альберта Кана, или бывшая фабрика Ford на авеню Пикетт, или отель Cadillac, возле которого в 1896 году состоялась первая пробная поездка самодвижущейся повозки Форда.

Автомобилестроители воздали должное памяти первооткрывателей. В 1902 году Уильям Мерфи и Генри Лиланд, создавая свою фирму, нарекли ее Cadillac и даже использовали в качестве эмблемы герб француза. Спроси сегодня американца, не каждый скажет, в честь кого автомобиль носит имя Pontiac. Тогда как Понтиаком звали индейского вождя, восставшего против французов в 1760-е годы. Вождь однажды даже сжег форт дотла. Положением воспользовались англичане — начали поддерживать индейцев и в результате завладели и фортом, и прилегающими территориями.

Смерть Понтиака. С работы Де Кост Смита, 1897 года. Library of Congress

Смерть Понтиака. С работы Де Кост Смита, 1897 года. Library of CongressСмерть Понтиака. С работы Де Кост Смита, 1897 года. Library of Congress
Смерть Понтиака. С работы Де Кост Смита, 1897 года. Library of Congress

Гораздо меньше известны другие названия автомобилей, связанные с историей территорий вокруг Великих Озер. Например, Frontenac, получивший такое имя в честь наварца Луи де Бюада, графа де Фронтиньяка эт де Палюо. Бригадный генерал, он с 1672-го по 1682-й и с 1689-го по 1698 год был губернатором Новой Франции и жестоко подавлял восстания ирокезов. Забыта сегодня и De Soto с La Salle. Как было у Марка Твена? «В те времена все исследователи путешествовали с целой свитой духовных лиц. У де Сото их было двадцать четыре; с Ла Саллем их было тоже достаточно. У экспедиций часто не бывало мяса, им не хватало одежды, но у них всегда имелся весь необходимый реквизит для мессы». Эрнандо Де Сото был испанским конкистадором. Он первым углубился в земли будущих Соединенных Штатов и исследовал притоки Миссисипи. Николя де ла Салль — первый француз, направленный королем в Луизиану. Он также исследовал бассейн Миссисипи.

Оцените материал
0:0
Загрузка...