Хроника: по прозвищу «Лимончик»

90 лет назад, 5 октября 1921 года на Парижском автосалоне состоялся дебют Citroen Type C, он же 5CV, он же Le Petite Citron – «Лимончик».

Citroen Type C предлагался в двух вариантах базы, 2250 и 2350 мм, причем последний использовался для коммерческих версий fourgonette, построенных в количестве более 32 000.

Андре Ситроену первому удалось то, что до него не удавалось никому в Европе – он создал полноценный недорогой автомобиль. Конструкция Citroen 5CV (это название к автомобилю прилипло из-за числа облагаемых налогом лошадиных сил) была упрощена инженером Эдмоном Мойе ровно настолько, чтобы владелец машины не чувствовал себя ущербным. Передний и задний мосты машины подвешивались на консольных четвертьэллиптических рессорах. Приводной вал был заключен в толкающую трубу, намертво прикрученную к картеру главной передачи, что позволяло обойтись единственным шарниром у хвостовика коробки передач. Тормоза имелись только на задних колесах. Бензин шел в мотор самотеком из бака, подвешенного над рулевой колонкой. Словом, Ситроен проявил себя прилежным учеником Генри Форда, с которым приятельствовал и у которого заимствовал методы массового производства.

В то же время Citroеn 5CV обладал вполне симпатичным внешним видом и имел электростартер, что делало его привлекательным для дам-автомобилисток. По сути, Citroen 5CV стал первой европейской женской машиной. Он же породил и первые насмешки над особым женским отношением к автомобилю.

С модели Citroen Type C началась массовая автомобилизация Франции.

«Они приходят, семеня ножками, шелестя нарядами, не переставая щебетать, - прелестные создания, обладающие крохотным кабриолетом 5CV. А послушайте, как прекрасно они разбираются в механике. По мнению одной, в моде будут турбокомпрессоры», – иронизировал известный журналист.

«Лимончиком» автомобиль прозвали за неожиданно броский для того времени выбор цвета – желтый. Именно в таком цвете и с модным кузовом типа Trèfle (клевер, трилистник) машина дебютировала на Парижском салоне. В кузове было два места спереди и единственное сзади, посередине сужающегося на клин задка. Автомобиль оснащался четырехцилиндровым 856-кубовым двигателем мощностью 11 л.с. и трехступенчатой коробкой передач. «Лимончик» снаряженной массой 590 кг разгонялся до 60 км/ч и расходовал 5 л горючего на 100 км.

Производство Citroen 5CV началось в 1922 году. Успех модели был сокрушительный: специально приобретенный у фирмы Automobiles Clément-Bayard завод на набережной Мишеле в Леваллуа не справлялся с заказами. В день выпускалось 250 таких машин – вполне современный ритм. Всего же до мая 1926-го компания S.A.Citroen изготовила 80 759 «лимончиков».

Opel 4/12PS было трудно отличить от Citroen 5CV: германский суд явно мстил Ситроену за его шрапнель, выпущенную в годы Мировой войны по немецким солдатам.

Этот автомобиль стал поводом, пожалуй, первого выяснения отношений между автомобильными промышленниками Европы. В 1924 году компания Opel показала свою новую модель 4/12PS – вылитую 5CV. Достаточно сказать, что колесная база у «Ситроена» - 2250 мм, а у «Опеля» – 2255 мм. Opel 4/12PS стал первой моделью немецкой марки, собиравшейся на конвейере. Ее ждала такая же популярность – Opel быстро захватил 37,5% германского рынка. Возмущенный Ситроен обратился в суд – как водится, по месту прописки ответчика. Но германский суд отклонил иск, цинично сославшись на то, что у модели Opel «радиатор имеет другую форму», а значит, никакого плагиата нет в помине. Немецкая модель часто окрашивалась в зеленый цвет, за что получила прозвище Laubfrosch – «древесная лягушка». В этой связи, сравнивая обе машины, немцы произносили поговорку Dasselbe in Grün – в переводе на русский что-то вроде «то же блюдо, но под другим соусом».

Подпишитесь на «За рулем» в