Хроника: Волга-Волга

55 лет назад, 13 октября 1956 года были собраны первые три серийных ГАЗ-21 «Волга».

Этот снимок П. Вознесенского был опубликован в журнале «Советский Союз» (май 1955 года)

О первой «Волге» написано немало. В марте 1955 года на Горьковском автозаводе собрали первый опытный образец нового автомобиля, и тогда же фотокорреспондент ТАСС П. Вознесенский сделал снимки автомобиля. Спустя несколько дней их перепечатал английский журнал The Motor, сопроводив ошибочным комментарием о том, что машина базируется на шасси «Победы». Напротив, создатели «Волги» во главе с ведущим конструктором Борисом Невзоровым старались как можно дальше отойти от ГАЗ-М20 «Победа».

Создатели машины – Борис Невзоров, Григорий Вассерман, Николай Юшманов. Фото из книги Ивана Падерина «21: большая книга о машине грёз», М: из-во ЦДТС, 2006

С освоением новой модели у Горьковского завода возникли сложности. Это стало поводом для критики в центральной печати. Причем критика эта велась в обыкновенной тогда практике «писем трудящихся». Газета «Известия» опубликовала письмо летчика станции «Северный полюс-5» А.Каминского: «Мы много слышали хорошего о новом автомобиле «Волга». Решили по возвращении на Большую землю обзавестись этим автомобилем. Но как-то летчики принесли нам весть, что в 1956 году «Волга» выпускаться не будет, якобы кем-то забракована. Так ли это?»

Обложка рекламного буклета «Волги» 1957 года, выполненная знаменитым дизайнером и иллюстратором Эдуардом Молчановым. Любопытна фраза из самого буклета: «На автомобиль «Волга» (модель М-21В) может устанавливаться также механическая коробка передач с синхронизаторами на второй и прямой передачах». То есть основной моделью в буклете тиражом 15 000 экземпляров была машина с автоматической коробкой!

Существовало ли подобное письмо в действительности и кто те особо сведущие летчики, что принесли вести А. Каминскому, история умалчивает. В самом деле, мнения об автомобиле на ГАЗе, в НАМИ и в министерстве разделились. В частности, критиковалась централизованная смазка передней подвески и шарниров рулевых тяг – система, когда водитель нажатием на педаль прокачивал масло через маслопроводы к точкам смазки, выдавливая при этом прежнее масло на дорогу. Такая система применялась на машинах с 1930-х годов.

Около 700 «Волг» получили автоматическую трансмиссию. Однако из-за нареканий по качеству и сложности в личной эксплуатации, «автомат» сняли

Увы, англичане из журнала The Motor как в воду глядели: новый двигатель запаздывал, и, чтобы не срывать планов, пришлось выпускать автомобиль с расточенным до 88 мм нижнеклапанным двигателем ГАЗ-20 мощностью 65 л.с. и слегка измененной победовской же коробкой передач. Журнал «За рулем» назвал эту модификацию М-21Г «промежуточной моделью».

Устройство гидромеханической передачи ГАЗ-21 «Волга» из книги «Автомобили Горьковского автозавода», Горьковское книжное издательство, 1963 г.

Таких машин до июня 1957 года было сделано более тысячи. Кроме того, на первых 300 машинах стояли воющие задние мосты с негипоидной главной передачей.

Ford Mainlaine 1954 года - один из двух выступавших в качестве непосредственного аналога будущей «Волги» - благополучно дожил до начала 1980-х годов в заботливых руках одного из заводчан

Автором дизайна нового автомобиля был скульптор конструкторско-экспериментального отдела ГАЗ Лев Еремеев. Еремеев украсил капот машины бегущим оленем. Это была стилизация герба Нижнего Новгорода, в дореволюционные времена среди студентов именовавшегося «пьяной козой». В целом внешность «Волги» была, без сомнения, шагом назад на фоне «Победы», чья форма действительно отличалась свежестью. «Волга» же находилась в русле уже выпускавшихся моделей, в частности, Ford Mainline 1954 года (выступавшего, кстати, в качестве референсного автомобиля на испытаниях).

ГАЗ-21 условного второго выпуска на почтовой марке, 1960 год

Наконец, когда верхнеклапанный мотор был освоен, началось производство машины в первоначально задуманном виде – 70-сильном ГАЗ М-21В, 80-сильном ГАЗ М-21Д с механическими трехступенчатыми коробками передач, а также ГАЗ М-21 (70 л.с.) и М-21Е (80 л.с.) с трехступенчатой автоматической коробкой передач, спроектированной отделом Бориса Поспелова.

Радиоприемник А-12, устанавливавшийся штатно в ГАЗ-21. Инструкция рекомендовала для включения приемника повернуть ручку включения по часовой стрелке «до прослушивания щелчка и загорания лампочки освещения шкалы». Принимать станции можно было примерно через полминуты после прогрева ламп

«Фасад» первых «Волг» украшала хромированная «бляха» со звездой. 17 сентября 1958 года в «Комсомольской правде» был опубликован фельетон А. Суконцева и И. Шатуновского «Звезда на «Волге»», в котором известному советскому актеру и певцу Марку Бернесу выговаривалось за «поведение, недостойное советского артиста». Любимец публики Бернес на своей «Волге» нарушил правила дорожного движения! Как и сегодня, в те годы популярные артисты позволяли себе многое, и многое им прощалось. Однако в тот момент Бернес попал в немилость у властей. Критика в печати (была еще заметка в «Правде») стала сигналом к отлучению Бернеса от съемок и записей на радио. В этой истории для нас важен факт, что, пожалуй, впервые известный артист был назван «звездой». И подобная метафора родилась благодаря оформлению облицовки радиатора ГАЗ М-21.

Универсал ГАЗ М-22 пошел в производство в 1962 году. Масса автомобиля по сравнению с базовой моделью выросла на 80 кг, грузоподъемность – на 125 кг. Вместимость багажного отделения при полностью сложенных сиденьях заднего ряда составляла 2100 литров. Из-за увеличенной нагрузки в заднем мосту автомобиля устанавливались усиленные рессоры. Поначалу автомобиль обували в шины 6,70-15” ввиду неосвоения шин 7,10-15”. Финский импортер Konela разработал восьмиместный универсал на базе ГАЗ-22

В ноябре 1958-го на конвейер встала модернизированная «Волга», которую принято считать вторым поколением. Это весьма условное деление, поскольку модернизация машины проводилась постоянно (так, пресловутая централизованная смазка исчезла в 1960 году). Однако в 1958-м «Волга» преобразилась внешне, что и дало повод заговорить о смене поколений. Так они и запомнились: первое – «со звездой», второе – «акулья пасть», третье, с апреля 1962 года – «китовый ус».

Модификацию с правым расположением руля разрабатывал конструктор Владимир Реутов. Одна из таких машин мелькнула в кадре фильма «Шаровая молния» о приключениях агента 007 Джеймса Бонда

Автомобили 1958 года обозначались 21И (70 л.с.) и 21К (улучшенная комплектация, 80 л.с.). В этот период начинает развиваться экспорт советских промышленных товаров, в том числе и автомобилей, в западные страны. Первыми наши машины поставляются в Финляндию и Норвегию по взаимозачетным сделкам. В пригороде Брюсселя в 1960 году создается компания Scaldia-Volga, фактически занимающаяся тем же, чем до недавнего времени были известны иностранные компании в России – «отверточной сборкой» из машинокомплектов ГАЗ-21КБ. Бельгийские «волги» отличаются улучшенной отделкой и получают дизель Perkins (1,6 л, 48 л.с., c 1960 года), Rover (2,3 л, 62 л.с., с 1963 года) и Indenor-Peugeot (1,9 л, 58 л.с., с 1967 года).

В июне 1962 года ГАЗ приступил к выпуску санитарной модификации М-22Б (ведущий конструктор Н. Куняев). Кузов разделялся перегородкой на шоферское и санитарное отделения. В санитарном отделении слева на полозьях располагались носилки из дюралюминиевых труб, с выдвижными ручками. Такое решение позволило сохранить длину полотнища носилок (1,8 м), как у стандартных деревянных. Справа от носилок предусматривались два сиденья. Запасное колесо из задней части кузова было перенесено за вторую дверь кузова с левой стороны. Санитарный автомобиль некоторое время выпускался с облицовкой типа «акулья пасть» из заводских заделов. С 1965 года предлагалось сразу два варианта «санитарки», 22Д и 22Е (80 л.с.)

Специально для экспорта в страны с левосторонним движением на ГАЗе под руководством инженера Владимира Реутова в 1960 году создана модификация ГАЗ-21П.

Бельгийская «Волга» – предел мечтаний советского гражданина. Он мог приобрести такую, только проработав в «загранке» достаточно длительное время. К слову, из-за границы можно было привезти себе универсал – с таким кузовом в СССР «Волги» в продажу частным лицам не поступали

Стоит заметить, что после того как в 1957 году в КПСС была разоблачена деятельность «антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова», Горьковский автозавод лишился имени В. М. Молотова. И примерно с середины 1963 года с подкапотных табличек машины исчезло обозначение М-21. Автомобиль стал называться просто ГАЗ-21 – с соответствующей буквой русского алфавита, вплоть до Ю (вариант для стран с жарким климатом). Сошедшая с конвейера 15 июля 1970 года последняя 21-я «Волга» носила индекс УС.

Всего было построено 639 478 автомобилей.

Автомобиль из черно-белого кинематографа: ГАЗ-21УС – вариант выпускавшегося с 1962 года ГАЗ-21Р с улучшенной отделкой. «Черная «Волга» едет шурша – нет, не дождется мать малыша…» – мрачный юмор соцреализма относился к точно таким машинам, под капотом которых, правда, находился 195-сильный двигатель от «Чайки» с автоматической коробкой. Такие машины выпускались для КГБ. Конструктор – Борис Дехтяр. Если обычная четырехцилиндровая «Волга» до «сотни» разгонялась за 34 с, то «Волга» V8 – всего за 18 с. Не случайно в народе такие машины прозвали «догонялками». Странная, мягко говоря, управляемость «Волг» (в резком повороте машина норовила оторвать от земли ненагруженное переднее колесо) вынуждала укладывать в багажник «комитетских» машин балласт

Подпишитесь на «За рулем» в