Хроника: первый в истории — журнал За рулем

Хроника: первый в истории

125 лет назад, 2 ноября 1886 года, германское имперское патентное ведомство выдало Карлу Бенцу патент на автомобиль.

Трехколесный автомобиль Бенца, защищенный патентом DRP 37435, на иллюстрации Александра Захарова к исторической серии журнала «За рулем»

Трехколесный автомобиль Бенца, защищенный патентом DRP 37435, на иллюстрации Александра Захарова к исторической серии журнала «За рулем»Трехколесный автомобиль Бенца, защищенный патентом DRP 37435, на иллюстрации Александра Захарова к исторической серии журнала «За рулем»
Трехколесный автомобиль Бенца, защищенный патентом DRP 37435, на иллюстрации Александра Захарова к исторической серии журнала «За рулем»

Мало подать патентную заявку (таковая, за номером 37435, была принята у Карла Бенца 29 января 1886 года), важно получить ее утверждение. Только после этого право изобретателя на новшество считается неоспоримым.

Те десять месяцев, что в Kaiserlisches Patentamt шла проверка оригинальности предложенной Бенцем «повозки с газовым мотором», изобретатель не мог спокойно спать. В нескольких десятках километрах от Мангейма, в Канштадте другой изобретатель, Готлиб Даймлер, вел похожую работу. Успей он защитить привилегией собственный автомобиль, Бенц остался бы ни с чем. На радость Бенца, Даймлер даже не сделал попытки запатентовать свой первый четырехколесный автомобиль. А от защищенной в 1885 году привилегией DPR №36423 «повозки для верховой езды» Даймлера новинка Бенца существенно отличалась.

Иллюстрация из патента, выданного Карлу Бенцу с общими видами изобретения1–2

Иллюстрация из патента, выданного Карлу Бенцу с общими видами изобретения1-2Иллюстрация из патента, выданного Карлу Бенцу с общими видами изобретения
Иллюстрация из патента, выданного Карлу Бенцу с общими видами изобретения

Однако Даймлер оказался много предприимчивее Бенца в части продвижения своих изобретений. Карл Бенц, хоть и начал на своей фабрике Benz und Cie., Rheinische Gasmotorenfabrik in Mannheim выпуск автомобилей, испытывал трудности с их сбытом. Известно, что в 1887 году Бенц построил самое малое 40 трехколесных автомобилей, представлявших собой более приспособленный для езды по тогдашним дорогам Patentwagen: колеса имели прочные деревянные спицы, передние — с ошиновкой, а задние — уже нет.

Именно на таком образце супруга изобретателя Берта с сыновьями Ойгеном и Рихардом втайне от мужа совершила в августе 1888 года отважную поездку в соседний Пфорцхайм и обратно. Но даже подобный стихийный маркетинг не вызвал в Германии достойного резонанса, и газеты отзывались об изобретении Бенца как о чудачестве.

Точная копия первого автомобиля Бенца, изготовленная в 1936 году к полувековому юбилею автомобиля. Обращает на себя внимание необычный двигатель с…вертикальным коленчатым валом

Точная копия первого автомобиля Бенца, изготовленная в 1936 году к полувековому юбилею автомобиля. Обращает на себя внимание необычный двигатель с…вертикальным коленчатым валомТочная копия первого автомобиля Бенца, изготовленная в 1936 году к полувековому юбилею автомобиля. Обращает на себя внимание необычный двигатель с…вертикальным коленчатым валом
Точная копия первого автомобиля Бенца, изготовленная в 1936 году к полувековому юбилею автомобиля. Обращает на себя внимание необычный двигатель с…вертикальным коленчатым валом

Напротив, во Франции новинкой заинтересовались, причем в немалой степени тому способствовал Эмиль Роже, тамошний партнер Бенца по продаже фабричных газовых двигателей. Роже вытребовал исключительное право на продажу самодвижущихся экипажей Бенца во Франции и повсюду за пределами Германии. Впрочем, и ему потребовалось не менее десяти лет, чтобы сделать новшество популярным.

Карл Бенц за штурвалом Wagen №3 (третьей, усиленной модели своего первого автомобиля). Рядом — его коммерческий директор Йозеф Брехт, который не смог преодолеть косность бюргеров и обеспечить успешные продажи новинки. 1887 год

Карл Бенц за штурвалом Wagen №3 (третьей, усиленной модели своего первого автомобиля). Рядом — его коммерческий директор Йозеф Брехт, который не смог преодолеть косность бюргеров и обеспечить успешные продажи новинки. 1887 годКарл Бенц за штурвалом Wagen №3 (третьей, усиленной модели своего первого автомобиля). Рядом — его коммерческий директор Йозеф Брехт, который не смог преодолеть косность бюргеров и обеспечить успешные продажи новинки. 1887 год
Карл Бенц за штурвалом Wagen №3 (третьей, усиленной модели своего первого автомобиля). Рядом — его коммерческий директор Йозеф Брехт, который не смог преодолеть косность бюргеров и обеспечить успешные продажи новинки. 1887 год

Следствие активности месье Роже можно наблюдать сегодня в Музее науки в Лондоне, где выставлен старейший из находящихся вне ФРГ автомобиль Бенца. Это так называемая «модель №3», с усиленным шасси. Она была продана со стенда Benz und Cie., Rheinische Gasmotorenfabrik in Mannheim на Всемирной выставке в Париже в 1889 году. Первый владелец машины не установлен, однако в 1913 году британский музей выкупил ее у некой мисс Баф из Кингс Линна, графство Норфолк, за пять фунтов.

Уникальный экземпляр из собрания The Science museum в Лондоне рядом с одной из многочисленных копий Benz Patentwagen возле музея Карла Бенца в Ландебурге

Уникальный экземпляр из собрания The Science museum в Лондоне рядом с одной из многочисленных копий Benz Patentwagen возле музея Карла Бенца в ЛандебургеУникальный экземпляр из собрания The Science museum в Лондоне рядом с одной из многочисленных копий Benz Patentwagen возле музея Карла Бенца в Ландебурге
Уникальный экземпляр из собрания The Science museum в Лондоне рядом с одной из многочисленных копий Benz Patentwagen возле музея Карла Бенца в Ландебурге

О деятельности Карла Бенца и его сподвижников журнал «За рулем» рассказывал неоднократно, чему можно найти свидетельства в электронном архиве журнала.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...