Хроника: «Звезда» Пельтцера

65 лет назад, 5 ноября 1946 года, состоялись первые официальные заезды рекордного автомобиля «Звезда». Гонщик Александр Пельтцер установил всесоюзный рекорд скорости в классе 350 куб.см. – 139,643 км/ч.

«Звезда» на рисунке Александра Захарова для исторической серии журнала «За рулем»

Автомобильным спортом Александр Пельтцер начал заниматься еще до войны. Но сведения о его довоенной жизни расходятся и обнаруживают зияющие пробелы. Известно, что в 1929 году он закончил Высший электромеханический институт в Москве, затем участвовал в строительстве Нижегородского автозавода. Вроде бы все складывается логично. Однако говорили, будто еще в студенчестве Пельтцер был арестован по надуманному обвинению и отсидел два года. Получается, института он не заканчивал? Загадка. Советское время – не царское, с судимостью в ВУЗах не восстанавливали…

Но вот Пельтцер становится сотрудником московского научно-исследовательского института НАТИ. Участвует в знаменитом дизель-моторном пробеге 1934 года. В 1935-м Пельтцер как активист Автодора выступает с инициативой спроектировать новые эффективные газогенераторные установки. Он уже тогда мыслит категориями рекордов.

Александр Иванович Пельтцер (26.11.1906 – 25 (?).11.1975 гг.)

Французы на газогенераторном Panhard-Levassor установили среднюю скорость 58,6 км/ч на дистанции 5000 км. НАТИ приобретает точно такой же «панар». Пельтцер вместе с единомышленниками, А. Понизовкиным и Н. Титовым, бьет французское достижение в октябре 1938-го. А незадолго до начала Великой Отечественной войны на усовершенствованной легковой ГАЗ-М1Г с газогенераторной установкой НАТИ-Г12 ставит еще один рекорд, показывая среднюю скорость 60,96 км/ч.

В довоенной биографии Пельтцера есть и такой факт: в 1936 году он вместе с Ю.Долматовским и Г.Петровым строит экспериментальный малолитражный автомобиль ПДП.

Пельтцер – кто он, откуда? То, что фамилия и отчество у него такие же, как у народной актрисы СССР Татьяны Ивановны Пельтцер, отнюдь не случайность. Автомобильный конструктор и рекордсмен был на два года моложе своей сестры. Семья была творческая – их отец, Иван Романович Пельтцер, – первый заслуженный артист РСФСР, блистательный комедийный актер.

Татьяна Ивановна Пельтцер (6.6.1904 – 16.7.1992 гг.)

Предок Пельтцеров в 1821 году пришел в Россию пешком из Рейнской области с сотней талеров в кармане. Планы он вынашивал амбициозные, недаром его звали Наполеоном. Обрусевшие немцы Пельтцеры, а у Наполеона было десятеро детей, – успешные купцы и суконные фабриканты. Фабрика в Нарве поставляет сукно на офицерские мундиры. Имеются фабрики в Балашихе и в районе нынешнего города Щёлково. Словом, если бы не актерская стезя, судьба интересующей нас родовой ветви с приходом большевиков могла сложиться иначе. Кстати, по одной из ветвей родственником Пельтцеру приходится выдающийся российский автомобильный конструктор Андрей Александрович Липгарт.

«Звезда» со снятым обтекателем. Видны шпангоуты и топливные баки

Интересно, владел ли Александр Иванович Пельтцер немецким языком? В его рекордной «Звезде» остро чувствуется влияние болидов Auto-Union и Mercedes-Benz. У возглавленной Пельтцером в начале 1946 года конструкторской бригады при ЦКБ Главмотовелопрома на конструирование совершенно нового болида уходит поразительно мало времени – полгода. И еще три – на постройку. Да, двигатель использовали немецкий, специально строившийся для будущих рекордов рейха. Но остальное? Скажем, кузов, включая его аэродинамическую доводку? В Центральном аэро- и гидродинамическом институте (ЦАГИ) продували уменьшенную в пять раз модель «Звезды» и добились отменного, даже с учетом погрешности, коэффициента лобового сопротивления 0,138.

Схема устройства двигателя DKW UL350

В основе «Звезды» лежала рама из хромонсилевых труб (из хромисто-кремниевой стали). На ней закреплялся каркас с дюралюминиевыми шпангоутами, обшитый алюминиевыми листами. Передний мост типа «Дюбонне», тормоза и рулевой механизм взяли от «Москвича-400», задний мост с качающимися полуосями на поперечной рессоре спроектировали самостоятельно. Интересно, что, выдерживая каплевидную форму, заднюю колею сделали много уже передней (900 против 1105 мм). Для рекордного автомобиль вышел тяжеловатым – 609 кг.

Один из патентов, полученный Арнольдом Цоллером на свой двигатель

Отечественная промышленность не выпускала шин, способных выдержать высокие скорости. На ленинградском заводе «Красный треугольник» заказали особые мотоциклетные шины размером 3,75-19" из натурального каучука. Изготовили их в серийных пресс-формах, после чего, смонтировав каждую покрышку на колесе, проточили протектор, чтобы получить тонкую и легкую беговую дорожку, которая не отслаивалась бы на полном ходу.

Водитель располагался строго по продольной оси «Звезды». В его ногах, у колесных арок, находились топливные баки. За спиной водителя стоял двухтактный двухцилиндровый двигатель водяного охлаждения от гоночного мотоцикла DKW-UL350. Стоял он по-мотоциклетному, поперечно. Передача к ведущим колесам осуществлялась цепью (на более поздних вариантах «Звезды» Пельтцер изменит схему – продольное расположение силового агрегата, привод валом).

Гонщик Алексей Прокофьевич Амбросенков возле сконструированного в отделе гоночных автомобилей НАМИ болида «Звезда-5», 1955 год

Двигатель был необычным: два цилиндра в нем объединяла общая камера сгорания. Один из поршней при движении открывал и закрывал в своем цилиндре впускные окна, другой – выпускные. Кривошипный механизм был устроен таким образом, что при ходе поршней вверх сначала перекрывались выпускные окна, а затем – перепускные. Такая конструкция получила название схемы Цоллера по имени работавшего в Берлине швейцарского двигателиста Арнольда Цоллера. Запатентованная в 1932 году, схема позволяла нагнетать в цилиндры двухтактных моторов горючую смесь под давлением без опасения, что часть ее на такте сжатия вылетит через выпускное окно. Схема снижала нагрузку на кривошипно-шатунный механизм, что опять же позволяло наращивать мощность. Кроме двух поршней, на общей с ними шейке коленчатого вала крепился шатун третьего, выполнявшего роль нагнетателя. При рабочем объеме 346 куб. см. мотор выдавал 30,5 л. с. при 5500 об/мин.

Чтобы воздухозаборник радиатора не ухудшал картину обтекания кузова, вместо радиатора «Звезду» оснастили системой охлаждения испарительного типа: поставили 25-литровый водяной бак.

На испытания 5 ноября 1946 года на 42-м километре Минского шоссе «Звезду» вывел сам Александр Иванович. По итогам заездов в двух направлениях ему удалось показать на дистанции 1 км со стартом с хода среднюю скорость в 139,643 км/ч. Это было не только ниже международного рекорда итальянца А. Чеккини (146 км/ч), но даже скромнее результатов довоенных рекордных ГАЗ-ГЛ1 и ЗИС-101А-Спорт. Хуже того, Пельтцер во время заездов сильно простыл. Болезнь дала осложнение – у Александра Ивановича отнялись ноги.

Однако инженер настойчиво совершенствовал свое детище. В результате пилоты А. Понизовкин, П. Баранов, Ю. Кароль, А. Подкутов, А. Амбросенков установили на сконструированных Пельтцером «Звездах» 30 всесоюзных рекордов скорости в классах 250, 350 и 500 куб. см. Шестнадцать из них превышали международные.

О рекордах Александра Пельтцера не раз писал журнал «За рулем».

Подпишитесь на «За рулем» в