Хроника: Америка вступает в войну

31 декабря 1941 года с конвейеров американских автомобильных заводов сошли последние автомобили с хромированными деталями отделки. Хром — легирующая присадка к стали — стал важным стратегическим товаром.

70 лет назад, 31 декабря 1941 года, с конвейеров американских автомобильных заводов сошли последние автомобили с хромированными деталями отделки. Хром — легирующая присадка к стали — стал важным стратегическим товаром.

Реклама Chrysler 1942 модельного года

Реклама Chrysler 1942 модельного годаРеклама Chrysler 1942 модельного года
Реклама Chrysler 1942 модельного года
Соединенные Штаты вползали в Мировую войну медлительно и с явной неохотой. Крупнейшие американские корпорации имели интересы во всех враждующих лагерях. И когда General Motors и Ford Motor Co. получали прибыль от своих германских филиалов, компания Mack направляла грузовики в помощь сражающейся Франции.

Президент США Франклин Делано Рузвельт подписывает документ об объявлении войны Германии. 11 декабря 1941 года. Фото: Library of Congress

Президент США Франклин Делано Рузвельт подписывает документ об объявлении войны Германии. 11 декабря 1941 года. Фото: Library of CongressПрезидент США Франклин Делано Рузвельт подписывает документ об объявлении войны Германии. 11 декабря 1941 года. Фото: Library of Congress
Президент США Франклин Делано Рузвельт подписывает документ об объявлении войны Германии. 11 декабря 1941 года. Фото: Library of Congress
Наказанием за медлительность стал шок Пёрл-Харбора, внезапное и сокрушительное нападение японских бомбардировщиков на главную тихоокеанскую базу ВМС США 7 декабря 1941 года. Восьмого числа президент США Франклин Делано Рузвельт объявил войну Японии, а 11-го подписал объявление войны фашистской Германии.

Последний легковой автомобиль сошел с конвейера Chrysler 29 января 1942 года…

Последний легковой автомобиль сошел с конвейера Chrysler 29 января 1942 года…Последний легковой автомобиль сошел с конвейера Chrysler 29 января 1942 года…
Последний легковой автомобиль сошел с конвейера Chrysler 29 января 1942 года…
К этому времени в Америке вовсю продавались легковые модели 1942 года — эффектные представители «детройтского барокко»: с пышными скульптурными обводами, щедро украшенные хромированным декором. Притом, что залежи хромовых руд на территории Соединенных Штатов крайне скудные, и Штаты, наряду с Германией всегда являлись крупнейшим импортером этого ценного металла.

…и компания переключилась на военные заказы, в том числе на выпуск танков M-3 General Lee, который наши танкисты прозвали «братской могилой на семерых», настолько он был не приспособлен для противостояния немецким танкам. Впрочем, «Генерал Ли» стал одним из первых танков, полученных нами по ленд-лизу в тот тяжелый период 1941/42 годов, когда нам остро не хватало любой бронетехники

…и компания переключилась на военные заказы, в том числе на выпуск танков M-3 General Lee, который наши танкисты прозвали «братской могилой на семерых», настолько он был не приспособлен для противостояния немецким танкам. Впрочем, «Генерал Ли» стал одним из первых танков, полученных нами по ленд-лизу в тот тяжелый период 1941/42 годов, когда нам остро не хватало любой бронетехники…и компания переключилась на военные заказы, в том числе на выпуск танков M-3 General Lee, который наши танкисты прозвали «братской могилой на семерых», настолько он был не приспособлен для противостояния немецким танкам. Впрочем, «Генерал Ли» стал одним из первых танков, полученных нами по ленд-лизу в тот тяжелый период 1941/42 годов, когда нам остро не хватало любой бронетехники
…и компания переключилась на военные заказы, в том числе на выпуск танков M-3 General Lee, который наши танкисты прозвали «братской могилой на семерых», настолько он был не приспособлен для противостояния немецким танкам. Впрочем, «Генерал Ли» стал одним из первых танков, полученных нами по ленд-лизу в тот тяжелый период 1941/42 годов, когда нам остро не хватало любой бронетехники

Впрочем, стоило ли горевать по какому-то хрому! Вся жизнь в Америке резко менялась.

Потрясающая реклама! Продукция завода Pontiac подается как «посланник смерти». Думается, рекламировать автомобили под таким слоганом мало кто решился бы

Потрясающая реклама! Продукция завода Pontiac подается как «посланник смерти». Думается, рекламировать автомобили под таким слоганом мало кто решился быПотрясающая реклама! Продукция завода Pontiac подается как «посланник смерти». Думается, рекламировать автомобили под таким слоганом мало кто решился бы
Потрясающая реклама! Продукция завода Pontiac подается как «посланник смерти». Думается, рекламировать автомобили под таким слоганом мало кто решился бы

Вводилось рационирование топлива — его отпускали по талонам.

Последний представительский Lincoln покидает конвейер...

Последний представительский Lincoln покидает конвейер...Последний представительский Lincoln покидает конвейер...
Последний представительский Lincoln покидает конвейер...
Пропаганда высмеивала тех, кто разъезжал в личном автомобиле в одиночку («Если едешь один, значит, рядом с тобой сидит мистер Гитлер!»), кто позволял себе газовать со светофора или надолго оставлять мотор на холостом ходу.

… чтобы начать выпускать командирско-разведывательные вездеходы Willys-Jeep. Фото: www.thehenryford.org

… чтобы начать выпускать командирско-разведывательные вездеходы Willys-Jeep. Фото: www.thehenryford.org… чтобы начать выпускать командирско-разведывательные вездеходы Willys-Jeep. Фото: www.thehenryford.org
… чтобы начать выпускать командирско-разведывательные вездеходы Willys-Jeep. Фото: www.thehenryford.org

Американские автозаводы постепенно сворачивали выпуск легковых машин и переходили на производство необходимой для обороны продукции.

Американские военные талоны на бензин чем-то отдаленно напоминали блокадные продуктовые карточки. Каждому в той войне досталось свое… Фото: www.thehenryford.org

Американские военные талоны на бензин чем-то отдаленно напоминали блокадные продуктовые карточки. Каждому в той войне досталось свое… Фото: www.thehenryford.orgАмериканские военные талоны на бензин чем-то отдаленно напоминали блокадные продуктовые карточки. Каждому в той войне досталось свое… Фото: www.thehenryford.org
Американские военные талоны на бензин чем-то отдаленно напоминали блокадные продуктовые карточки. Каждому в той войне досталось свое… Фото: www.thehenryford.org

Так, в период с 1942 по 1945 год Chevrolet Motor Division корпорации General Motors выпустит 8 миллионов снарядов, 60 тысяч авиадвигателей Pratt & Whitney, 3800 бронетранспортеров, 2000 девяностомиллиметровых пушек, почти миллион тонн алюминиевых поковок, свыше 2,5 тысячи тонн магниевых отливок и 900 с лишним тысяч тонн отливок из чугуна.

Реклама американской системы стикеров, по которым отпускалось топливо — популярная во всех англоязычных странах считалочка на «A-B-C». С наклейкой «А» автовладелец получал право на 3 — 4 галлона бензина в неделю (1 американский галлон = 3,79 л), с наклейкой «В» — на 8 галлонов, а стикер «С» выдавался тем, кто использовал свой автомобиль для общественно-полезной деятельности (например, врачи и почтовые служащие). Фото: www.thehenryford.org

Реклама американской системы стикеров, по которым отпускалось топливо — популярная во всех англоязычных странах считалочка на «A-B-C». С наклейкой «А» автовладелец получал право на 3 — 4 галлона бензина в неделю (1 американский галлон = 3,79 л), с наклейкой «В» — на 8 галлонов, а стикер «С» выдавался тем, кто использовал свой автомобиль для общественно-полезной деятельности (например, врачи и почтовые служащие). Фото: www.thehenryford.orgРеклама американской системы стикеров, по которым отпускалось топливо — популярная во всех англоязычных странах считалочка на «A-B-C». С наклейкой «А» автовладелец получал право на 3 — 4 галлона бензина в неделю (1 американский галлон = 3,79 л), с наклейкой «В» — на 8 галлонов, а стикер «С» выдавался тем, кто использовал свой автомобиль для общественно-полезной деятельности (например, врачи и почтовые служащие). Фото: www.thehenryford.org
Реклама американской системы стикеров, по которым отпускалось топливо — популярная во всех англоязычных странах считалочка на «A-B-C». С наклейкой «А» автовладелец получал право на 3 — 4 галлона бензина в неделю (1 американский галлон = 3,79 л), с наклейкой «В» — на 8 галлонов, а стикер «С» выдавался тем, кто использовал свой автомобиль для общественно-полезной деятельности (например, врачи и почтовые служащие). Фото: www.thehenryford.org

Кроме того, выпускались и автомобили, в том числе и легковые. Всего произвели 500 тысяч машин, которые не продавались частным лицам, а поступали в американскую армию и союзникам по ленд-лизу.

Пропаганда альтернативного топлива — этилового спирта

Пропаганда альтернативного топлива — этилового спиртаПропаганда альтернативного топлива — этилового спирта
Пропаганда альтернативного топлива — этилового спирта

К 1945 году потенциал американского рынка составлял примерно 16 миллионов легковых машин, поскольку 6,5 миллиона граждан пересели на общественный транспорт либо добирались до места пешком, а машины, принадлежавшие другим 9,5 миллиона автомобилистов, дохаживали свои последние километры.

Реклама по-своему обыгрывала прекращение выпуска легковых автомобилей. Изображается газетная вырезка с набранным текстом: «Plymouth строит великолепные машины». И комментарии: «Что было верно вчера — уверены, будет и завтра»

Реклама по-своему обыгрывала прекращение выпуска легковых автомобилей. Изображается газетная вырезка с набранным текстом: «Plymouth строит великолепные машины». И комментарии: «Что было верно вчера — уверены, будет и завтра»Реклама по-своему обыгрывала прекращение выпуска легковых автомобилей. Изображается газетная вырезка с набранным текстом: «Plymouth строит великолепные машины». И комментарии: «Что было верно вчера — уверены, будет и завтра»
Реклама по-своему обыгрывала прекращение выпуска легковых автомобилей. Изображается газетная вырезка с набранным текстом: «Plymouth строит великолепные машины». И комментарии: «Что было верно вчера — уверены, будет и завтра»

Все с нетерпением ждали разрешения вновь выпускать легковые машины на продажу.

Рабочий кузовостроительного предприятия Briggs Manufacturing Company наклеивает знаки отличия на крыло бомбардировщика

Рабочий кузовостроительного предприятия Briggs Manufacturing Company наклеивает знаки отличия на крыло бомбардировщикаРабочий кузовостроительного предприятия Briggs Manufacturing Company наклеивает знаки отличия на крыло бомбардировщика
Рабочий кузовостроительного предприятия Briggs Manufacturing Company наклеивает знаки отличия на крыло бомбардировщика

Ford Motor Company возобновила производство одной из первых, еще в середине июля, Chevrolet — третьего октября 1945 года. Машины предлагались как модели 1946 года, хотя и представляли собой несколько подорожавшие образцы довоенного сезона. Впрочем, и они сметались, как горячие пирожки.

Отголоском периода жесткого рационирования стало то, что в отделке американских грузовых автомобилей чаще всего используется не хром, а никель и полированная нержавеющая сталь.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые