Страховщики опасаются вала мошенничеств в связи с расширением европротокола

Госдума готовит поправки в Закон об ОСАГО, которые вводят «безлимитный» (до 400 тысяч рублей) европротокол в четырех регионах (Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область), а в остальных расширяют максимальный лимит выплат без участия сотрудников ГИБДД до 50 тыс. рублей. В связи с этим необходимо обезопасить страховые компании от мошенников, для чего предлагается использовать некорректируемые средства фотовидеофиксации. Об этом сегодня говорилось на первом заседании рабочей группы Российского союза автостраховщиков и Минтранса России.

Сегодня в Москве состоялось первое заседание рабочей группы Российского союза автостраховщиков (РСА) и ФБУ «Агентство автомобильного транспорта» Минтранса России («Росавтотранс»), на котором обсуждались возможности использования на транспорте специальных технических устройств, обеспечивающих непрерывную некорректируемую регистрацию информации, для фиксации обстоятельства ДТП.

Предложение о необходимости оснащения транспортных средств такими устройствами возникло в связи с готовящимися поправками в Закон об ОСАГО, согласно которым предлагается ввести так называемый безлимитный (до 400 тысяч рублей) европротокол в четырех регионах (Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область), а в остальных регионах расширить максимальный лимит выплат без участия сотрудников ГИБДД до 50 тыс. рублей. В предлагаемых поправках предусмотрено, что упрощенный порядок оформления ДТП возможен только при условии использования средств фото-или видеофиксации. Однако, опасаясь роста страхового мошенничества, страховщики предлагают законодательно закрепить возможность оформления небольших аварий по европротоколу, только если транспортное средство оснащено специальными приборами, фиксирующими обстоятельства ДТП в непрерывном и некорректируемом режиме. О необходимости внесения в законопроект обязательного использования таких технических средств РСА говорил неоднократно. Пока доверие вызывают лишь навигационные спутниковые системы ГЛОНАСС и тахографы со средствами криптографической защиты информации. Оба вида оборудования точно фиксируют данные о географическом положении транспортного средства и времени ДТП. Полученную информацию нельзя самостоятельно подкорректировать или стереть, что обеспечивает ее достоверность и юридическую значимость. Но сегодня на рынке существует масса различных гаджетов, в том числе много видов видеорегистраторов, информация с которых также (условно) может быть использована для фиксации обстоятельств аварии. Беда в том, что цифровая информация с подобных устройств может быть поддельной, сфабрикованной, и в связи с этим необходимо подумать над тем, как сделать ее некорректируемой. В РСА уже ведется работа по изучению возможностей использования такого оборудования и разрабатываются технические требования к оборудованию, требования к данным и порядок передачи данных.

Первоочередной задачей рабочей группы будет подготовка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих урегулирование страховых случаев с использованием данных, получаемых от спецустройств, и разработка минимальных требований, предъявляемых к таким данным. Кроме того, необходимо опробовать возможность передачи данных с этих приборов страховым компаниям через РСА или напрямую.

Напомним, тахограф – техническое средство контроля, предназначенное для регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, а также о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств. Согласно законодательству РФ, все грузовики массой свыше 3,5 тонн и пассажирские автобусы должны были быть оснащены тахографами до 23 января 2012 года. С 1 апреля 2014 года вступают в силу поправки в КоАП РФ, согласно которым появляется административная ответственность за отсутствие тахографа. При этом данное требование не распространяется на городской муниципальный транспорт и отдельные категории специализированных транспортных средств (не используемых для перевозки пассажиров и грузов).

Хочется отметить, что «безлимитный» европротокол (если его одобрят) в первое время может быть применим, в основном, при авариях, где участвуют грузовики или грузовой автомобиль и легковой. В дальнейшем, когда требования к некорректируемым видеорегистраторам и другим подобным приборам будут четко прописаны, оформлять аварии самостоятельно смогут и владельцы легковых автомобилей.

Подпишитесь на «За рулем» в