Системы помощи делают водителей беспечными — исследование
Машины становятся все сложнее, а автопроизводители пытаются сделать управление автомобилем комфортнее, делегируя различным системам помощи часть водительских функций. Но со временем человек слишком привыкает к полуавтоматическому вождению и все меньше внимания уделяет дорожному движению.
Водители все чаще смотрят в свои смартфоны во время вождения и убирают руки с руля, начиная слишком уж доверять автоматизированным системам, говорится в исследовании Страхового института безопасности дорожного движения (IIHS) и Массачусетского технологического института.
Чтобы проанализировать, как автоматизация влияет на водителей, исследователи в течение месяца изучали поведение 20 добровольцев во время вождения, в то время как испытуемые только знакомились с функциями помощи водителю. Смотрели, как часто водители отрывали обе руки от руля или отвлекались от дороги, чтобы использовать свои мобильные телефоны или элементы управления на автомобильной консоли.
Исследование было проведено так: десять человек управляли Land Rover Range Rover Evoque, который был оснащен адаптивным круиз-контролем (ACC; уровень 1), который автоматически поддерживает скорость автомобиля, выбранную водителем, и еще десять человек управляли Volvo S90 с ACC и Pilot Assist (уровень 2), частично автоматизированной системой, которая помогает автомобилю оставаться в пределах разметки полосы движения и поддерживать определенную скорость или заданное расстояние от впереди идущего автомобиля.
Сначала испытуемые практически не проявляли признаков недостаточной концентрации внимания — независимо от того, водили ли они вручную, с ACC или с Pilot Assist. Однако через месяц они стали менее внимательными при использовании систем и стали убирать руки с руля. Причем влияние более продвинутой системы Volvo было ощутимее, чем влияние одной только ACC.
Вероятность того, что водители станут менее внимательными после месяца использования Pilot Assist, оказалась более чем в два раза выше, чем в начале исследования. По сравнению с вождением вручную вероятность отрыва обеих рук от рулевого колеса была более чем в двенадцать раз выше после того, как водители привыкали к тому, что в автомобиле работает центрирование полосы движения. Даже выявлен временной период – бдительность человека падает через 15 минут вождения, он начинает полностью полагаться на электронных помощников.
Но Pilot Assist и подобные системы, такие как Autopilot от Tesla, Super Cruise от Cadillac и Intelligent Drive от Mercedes-Benz, не предназначены для полной замены водителя, они должны оставаться бдительными.
Авторы исследования предлагают несколько способов решения проблемы. Например, специальные учебные курсы, предназначенные для привыкания к полуавтоматическому вождению. Также обсуждаются различные способы «приведения в чувство» отвлекшегося водителя. Видеокамеры могут помочь следить за состоянием водителя, и если система распознает, что водитель не смотрит на дорогу, она может призвать его к вниманию. Тут важно понять, как лучше передать это сообщение: визуально с помощью световых раздражителей, акустически, играя музыку или тактильно (с помощью легкой вибрации).
Исследование показало: для достижения максимального эффекта системы помощи должны не только правильно функционировать, но и надлежащим образом быть использованы водителем.
Главный вопрос пока остается без ответа: как удержать оптимальное соотношение внимания водителя и расслабленности, чтобы облегчить ему управление автомобилем, но при этом сделать так, чтобы он не отвлекался от дороги? Ведь, полагаясь на безотказность техники, со временем автомобилисты могут погрузиться в ложное чувство безопасности, а ведь техника пока недостаточно совершенна.
- Автомобили уже могут общаться и между собой: например, сообщать друг другу об опасностях и пробках.
Фото: Depositphotos