Братья по крови

Что связывает между собой БМВ М5 и " Мини Купер S". Попытаемся взглянуть на драйверские стороны характера этих двух автомобилей, подчеркнув при этом, что у них - в активе, а что - в пассиве.

ТЕХНИКА

/ТЕСТ

БРАТЬЯ ПО КРОВИ

АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ - ДВА ПОДХОДА

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ

ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ

В табели о рангах, на первый взгляд, их ничего не связывает. Цены, размеры, мощность двигателей и даже тип привода - все разное. Любой маркетолог без труда объяснит вам имиджевую разницу между БМВ М5 и " Мини Купером S", отметив разве родство душ - как-никак автомобили одного именитого баварского концерна. В то же время машины отнюдь не обыденны и заслуженную славу снискали как настоящие драйверские авто, когда можно сполна наслаждаться самим процессом управления - всем тем, что заложили в них создатели.

Нам показалось небезынтересным взглянуть как раз на эти стороны характера М5 и "Мини", подчеркнув при этом, что у них - в активе, а что - в пассиве.

КУЛЬТОВАЯ "ЗАЖИГАЛКА"

"Сегодня я сделал больше рискованных обгонов, чем за последние два месяца", - с этой реплики моего напарника на Дмитровском автополигоне началось знакомство с "Купером S". Его слова весьма наглядно подтверждала бледность стоящего рядом фотографа - он еще не пришел в себя после драйва и непослушными руками извлекал из кофра аппаратуру.

С этим автомобилем мне не терпелось познакомиться - разговоры о его феноменальной управляемости быстро докатились до Москвы. И вот он рядом во всей своей красе, да еще и в самой быстрой версии "S", оснащенной приводным компрессором, который позволяет "снять" с 1,6-литрового мотора аж 163 "лошади". Впрочем, бог с ними, с цифрами - их мы проверим во время замеров, а сейчас как можно скорее за руль - почувствовать характер машины.

Словно элегантный дорогой костюм, "Мини" принимает тебя в свои объятия. И тут вдруг ярко выраженная стилистика его интерьера отодвигается на второй план, а на первый выходят четкие органы управления, удобнейшая баранка и бросающийся прямо в глаза прибор - тахометр. Два-три движения рукой - и уже подогнано плотное профилированное сиденье с внятной боковой поддержкой. Еще мгновение - и салон наполняется ни с чем не сравнимыми звуками рвущегося в бой двигателя. Старт!

Прыгнула вверх стрелка тахометра, ожило в руках рулевое колесо, почти по-гоночному "защелкала" механическая шестиступенчатая коробка передач. Все это никак не оценишь по знакомой схеме, неторопливо взвешивая все "за" и "против". Здесь привычное вмиг растворяется в одном-единственном желании - нестись вперед, начисто забыв об экстерьере и об интерьере.

Лишь спустя несколько минут вспоминаю, что так и не обнаружил спидометра и с удивлением нахожу его, похожего на большую "кастрюлю", в самом центре передней панели. Оказывается, он далеко не самый нужный здесь прибор, настолько информативно все остальное.

Бескомпромиссно "острый" и по-гоночному резкий руль не позволяет отвлечься ни на секунду. Мгновенные реакции самого автомобиля, кажется, опережают твои мысли, а очень жесткие подвески позволяют мгновенно слиться с машиной. Само собой напрочь забываешь про вальяжность и комфортность, но чтобы чувствовать машину как самого себя, это принимаешь безоговорочно. Впрочем, неординарные возможности двигателя не единственное, что захватывает тебя: "Купер S" настолько четок и высокоинтеллектуален в общении с водителем, что даже его разгонные способности кажутся не столь уж важными. По крайней мере, не только они заставляют учащенно биться сердце. Если вам когда-нибудь приходилось управлять гоночным картом, вы поймете наверняка, как опьяняет чувство власти над машиной, даже если она движется в скольжении. В характере " Мини Купера" прослеживается нечто схожее, позволяющее не только до тонкостей чувствовать автомобиль, но также и управлять им.

...Как быстро пролетел рабочий день - с "Мини" пора прощаться. Уже отмерены разгонная и тормозная динамика, проведена оценка управляемости. Каждый из счастливчиков, посидевших за рулем, не может сдержать эмоций: " Мини Купер S" - "зажигалка" на все сто, а может, и более процентов.

СОДРУЖЕСТВО ХАРАКТЕРА И ТЕХНОЛОГИЙ

После столь запомнившегося знакомства с " Мини Купером S" от перспективы общения с БМВ М5 ждешь иного: ощущения содружества роскоши, высоких технологий и безупречных технических решений. Тем более, когда порой слышишь, будто "эмка" уже не та, что все больше напоминает обычный бюргерский автомобиль, снабженный мощнейшим мотором. И что новейшие электронные системы (кстати, в полной мере присутствующие и в "Мини") превратили его в скоростной снаряд для автобанов, подрастерявший истинное драйверское предназначение.

С такими мыслями ваш покорный слуга отправился за машиной. Действительно, наше первое свидание оказалось не слишком эмоциональным. Отдав должное правильной классической внешности, шильдикам с фирменным триколором и широченным восемнадцатидюймовым покрышкам, аж 35-й серии, я довольно долго свыкался с "внутренним содержанием". То появлялось желание перенастроить регулировки сиденья (благо их там с избытком), то возникала потребность изменить положение руля, то начинало мешать обилие тумблеров, среди которых нужный почему-то сразу найти не удавалось. В общем, совсем даже непростым оказался М5 в общении, впрочем, как и большинство баварских машин.

Потом мы долго и нудно кружили по городу, без конца увязая в пробках. Было по-человечески жалко этого четырехсотсильного монстра, не имеющего возможности продемонстрировать и сотой части своего потенциала. Тем не менее даже в этих условиях запас тяги настолько велик, что отменно четкая шестиступенчатая коробка передач будто и не нужна. Ездить вполне можно по схеме I-II-V, причем к последней обращаться уже на 40-50 км/ч.

Наконец, относительный простор подмосковного шоссе. Скорость заметно возрастает. Мы с фотографом тем временем продолжаем неторопливую беседу о чем-то там автомобильном. Вдруг он вспоминает свое бурное путешествие на "Мини". И в самом деле, на М5 мы тоже совершаем бесчисленные обгоны, импульсивно разгоняемся и тормозим, но автомобиль не напоминает этакую "гоночную судорогу", не позволяющую ни на секунду отвлечься от дороги.

Конечно, и на БМВ с ростом скорости жестче и строже становится рулевое колесо, помогая лучше чувствовать машину, да звучнее "поют" четыре "ствола" системы выпуска. Казавшиеся в городе излишне жесткими подвески вдруг начинают работать в ином режиме, и автомобиль словно летит над дорогой. Упрекнуть его хоть в какой-нибудь неточности при выполнении водительских команд язык не поворачивается. Лед отстраненности быстро начинает таять: словно старые приятели, мы теперь понимаем друг друга с полуслова. И все же в глубине души - сомнения: будет ли он столь же интересным и понятным при езде на грани или даже за гранью допустимого?

На полигоне фотографу как всегда мешает солнце. Я тем временем подбираюсь к самому интересному. Уже отключена система стабилизации. На окружности радиусом метров 60-70 включена вторая передача. Далее еле заметное движение акселератора, плавная коррекция спровоцированного заноса - и автомобиль послушно повисает в контролируемом скольжении, словно циркуль выписывая круг за кругом. Миллиметры сгорающей резины повисают над площадкой сизым дымом, и все сомнения в способностях М5 вмиг улетучиваются, раздавленные колоссальной боковой перегрузкой. Что там говорить: сочетание заднего привода, мощного мотора и отменно настроенного шасси способно завести не меньше, чем четкость и быстрота всех взаимосвязей на "Мини". Уже потом будут получены почти 260 км/ч "максималки", достигнутой на динамометрической дороге, появятся какие-то совершенно нереальные секунды эластичности на IV, V и VI передачах и столь же нереальные для обычного авто метры тормозного пути, когда ощущаешь, что торможение с "сотни" для М-пятого - это так, разминочка. А пока что мы нечто единое и неделимое с нашей "пятеркой", и от этого взаимопонимания заражаешься водительским азартом ничуть не меньше, чем от слияния с "Мини".

ТЕЗИСЫ БЕЗ ЭМОЦИЙ

То, что обе машины надолго запали в душу - говорить не приходится. Но очевидно и другое. При общей схожести ездовых характеров рассчитаны они все же на разного потребителя. " Мини Купер" - это прежде всего чувство любого изменения в настроении машины и полное слияние с ней в движении. В "Мини" как должное воспринимаешь импульсивность, по-спортивному жесткие подвески, звучный голос мотора. Наверное, если лишить его этой выразительности, он превратится в неинтересную культовую игрушку, некий ремикс на некогда популярную машину. Заложив же в нынешний " Мини Купер" переизбыток собственного "я", создатели добились главного - он нравится всем, завораживая даже пессимистов своей исключительностью. Как водится, исключителен не только характер, но и цена 30 800 евро, несколько разнящаяся с тем далеким, но куда более доступным "Мини".

В БМВ М5 куда больше просто автомобиля: мощного, динамичного, но практичного и престижного. Полноценный салон, изысканные материалы, роскошное дополнительное оборудование. Даже цена 112 000 евро при этом не шокирует. Удивительно другое: весь этот внешний антураж гармонично сочетается с настоящим бойцовским характером, когда можешь быть первым не только на автобане, но и в куда более жестких условиях, не прекращая при этом наслаждаться жизнью.

Подпишитесь на «За рулем» в