яГИБУНАЗА РУЛЕМ'МОТОСПОРТУ В СТОЛИЦЕ СТОЛИЧНЫЙ РАЗМАХЭнтузиасты мотоспорта считают, что первых космонавтов нужно непременно подбирать из числа мотоциклистов. Это, конечно, шутка, но в ней, как и во всякой шутке, есть доля истины. И заключается она в том, что мотоспорт, действительно, воспитывает замечательные качества: бесстрашие, находчивость, выдержку, волю. Не случайно В. П. Чкалов так любил и ценил мотоспорт, был его страстным пропагандистом и организатором. Мы отлично помним, как часто в ту пору проходили соревнования и обновлялись рекорды, как много появлялось молодых спортсменов на трассах гонок. Особенно большого развития достиг тогда мотоспорт в Москве. Естественно было предполагать, что сейчас, когда наша промышленность выпускает не 3000 мотоциклов, как это было в 1935 году, а несколько сот тысяч (в том числе и специальные спортивные), мотоспорт в столице станет особенно популярным. С сожалением мы должны •констатировать, что этого не произошло. Больше того: появились явные признаки его увядания. Именно это и побудило нас написать письмо в редакцию. Почему же мотоспорт в Москве не популярен? В значительной мере потому, что в городе не проявляют заботы о воспитании мотоциклистов. Ряды спортсменов пополняются из числа мотолюбителей. Чем больше их, тем многолюднее соревнования, тем острее борьба на трассах. Характерно, что мотоспорт развит как раз в тех городах, где функционируют различные курсы и школы по подготовке водителей-мотоциклистов — в Уфе, Свердловске, Ижевске, Таллине, Риге и других. В Москве тысячи владельцев мотоциклов и мотороллеров приходят в городской и межрайонные автомотоклубы, хозрасчетные школы и везде получают один и тот же ответ: «На мотоводителя не обучаем». Райкомы ДОСААФ направляют начинающих в кружки при крупных первичных организациях. Но таких кружков очень мало, и в них с трудом попадают «свои» мотоциклисты. 'Где уж там думать о «посторонних»! Не каждой первичной организации ДОСААФ под силу создать кружок. Для этого нужно помещение, мотоциклы, наглядные пособия, наконец, преподаватели мотодела, которых не хватает. Старая гвардия преподавателей поредела, а новые инструкторские кадры никто не готовит (этим, к слову говоря, ловко пользуются предприимчивые дельцы). И получается, что молодые люди, решившие стать мотоциклистами, с первых же шагов предоставлены самим себе. Они лишены опытных наставников, которые привили бы им любовь к машине ик мотоспорту. Где выход из создавшегося положения? Старейшие опытные педагоги, подготовившие не одну тысячу отличных водителей — В. Турикин, П. Чиненое, П. Дрей, Г. Агарков и многие другие считают: Москве нужна мотоциклетная школа. Заслуженные мастера спорта и тренеры П. Баранов, Е. Грингаут, О. Зикеева, Ю. Король, Е. Косматое, Л . Свиридова, Н. Шумилкин — те, кто воспитывает молодых спортсменов, подтверждают: да, мотошкола очень нужна. Работники ГАИ, ежедневно регистрирующие аварии и несчастные случаи по вине мотоводителей-самоучек, в течение ряда лет настаивают на открытии такой школы. И только руководители Московского автомотоклуба, кото( рый должен стать организатором мотошколы, имеют на этот счет иное мнение. Они закрыли в 1954 году единственную школу и добровольно отказались от площадки для тренировок мотоциклистов.В 1937 году, когда во всей стране едва насчитывалось 25 тысяч мотоциклистов, в Москве действовало несколько мотошкол и никто не сомневался в их необходимости. Теперь же начальник учебной части Московского автомотоклуба И. Кельмансон полагает такую заботу для себя излишней. Странно, что эта, с позволения сказать, «позиция» находит поддержку в Московском городском комитете ДОСААФи даже у некоторых работников аппарата ЦК ДОСААФ , в частности у К. Шестопалова. В их отчете о количестве подготовленных в Москве за первую половину 1960 года мотоциклистов фигурирует одна цифра, а по данным Московского ГАИ за этот же период вновь получивших права значится в пять раз больше, К этому надет добавить еще несколько тысяч москвичей, которые недавно приобрели и зарегистрировали новые мотоциклы, а прав еще не получили. Все они ждут не дождутся помощи от Московского автомотоклуба. Разговор о школе далеко не локальный, ибо от нее. начинается мотоспорт. Не нужно быть знатоком дела, чтобы увидеть одну из причин застоя столичного мотоспорта в плохой подготовке мотоводителей. В спортивные секции приходит молодежь, не знакомая порой с элементарными вещами. На обучение ее уходит уйма времени, причем многие молодые становятся зрелыми людьми, но так и не выходят из разряда начинающих и бросают спорт. Вот уже шесть-семь лет мы не слышим ни одного нового имени, не видим молодых спортсменов в пятерке лучших кроссменов и ледовиков столицы (других соревнований в городе вообще не проводится). В 1960 году на первенстве СССР по мотокроссу из 11 золотых медалей только одна досталась москвичу. Среди пяти чемпионов по многодневным гонкам — лишь один столичный спортсмен, а среди победителей первенства по ипподрому и гаревой дорожке — ни одного. Да, мотоспорт явно хиреет в столице. Одну из основных причин этого мы назвали. Но есть и другие. В Ленинграде посмотреть на мотокросс, который устраивают в черте города, у стадиона, собирается до 200 тысяч человек. Десятки тысяч зрителей приходят на трассы мотосоревнований в Таллине, Риге, на мототреки Уфы, Ровно, Майкопа. Московские же кроссы, словно нарочно, устраивают в таких местах, куда добраться очень сложно: за городом, вдалеке от железнодорожных станций. Да к тому же большие соревнования в Москве «случаются» чрезвычайно редко. Приходится ли удивляться, что класс столичных спортсменов растет очень медленно. За последнее время все большее распространение получают в стране гонки по гаревой дорожке. Однако среди спортсменов, постоянно выступающих в этом виде соревнований, всего три-четыре москвича. Как .правило, они проигрывают периферийным гонщикам. Винить их в этом нельзя: в городе негде тренироваться. В Москве более 60 стадионов, но ни один из них не принадлежит ДОСААФ . Действительно, Общество бедно спортивными сооружениями, но оно богато людьми, которые горячо любят спорт. Призыв выйти на народную стройку мотодрома найдет у всех самый горячий отклик. Обидно, что руководители горкома ДОСААФи автомотоклуба не подумали об этом. Вопрос о строительстве мотодрома в Москве обсуждается вот уже много лет и никак не сдвинется с места. Д о сих пор не могут якобы согласовать с «вышестоящими организациями», в каком его месте строить. Для оправдания этих проволочек придумали даже удобный аргумент: дескать, в Москве, где много разных спортивных зрелищ и развлечений, мотоспорт никогда популярным не станет. В абсурдности этого утверждения можно было убедиться прошлой зимой во время международных гонок по ледяной дорожке, когда 20 тысяч москвичей заполнили восточную трибуну стадиона в Лужниках. Все те, кто любят мужественный мотоциклетный спорт, согласятся с нами: так дальше продолжаться не может. В Москве мотоспорт должен снова занять «место под солнцем». Для этого нужна мотошкола и широкая сеть курсов по подготовке мотоциклистов. Для этого нужен мотодром (причем не за тридевять земель, а в черте города), где в будни можно обучать водителей и тренировать спортсменов, а в субботние и воскресные дни проводить гаревые, трековые и ледяные гонки. Мы верим: при дружных усилиях можно добиться, чтобы мотоспорт в столице стал массовым и популярным!И. СМОЛИН, секретарь Дзержинского РК КПСС г. Москвы;Г. БАЙДУКОВ, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиацииН. СЕВОСТЬЯНОВ, заслуженный мастер спорта, чемпион СССР6