Эти слова, видимо, запомнились слушателям. И не случайно еще до звонка можно было наблюдать такую картину: перед тем, как войти в класс, юноши одергивали пиджаки, застегивали пуговички воротничков, поправляли галстуки. Несколько минут ушло у Гришина на перекличку. Попутно он выяснял у курсантов причины пропуска предыдущего занятия. Что это дает? Дело в том, что слушатели курсов нередко задерживаются на производстве и приезжают в клуб за несколько минут до начала занятий, а то и со звонком. Во время переклички, по мнению Николая Ивановича, они как бы «настраиваются» на учебу. Преподаватель не сразу приступил к объяснению новой темы. В короткой беседе, которая длилась минут пять, он подытожил ранее пройденный материал и подвел курсантов к теме очередного урока. Затем он четко написал на доске: «ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА» Изложение нового материала велось своеобразно. Преподаватель начал рассказ — и в воображении курсантов возник фантастический город, в котором автомобили не имели тормозов. Затем преподаватель привел несколько примеров из жизни курсантов, напомнив им первые самостоятельные поездки на автомобиле. Так, постепенно Николай Иванович подвел будущих шоферов к ответу на вопрос, для чего предназначена тормозная система. Мы обратили внимание на то, что Гришин ведет урок без конспекта. В разговоре после занятий выяснилось, что Николай Иванович во время объяснения пользуется только подробным планом. Однако из этого не следует, что у него вообще нет конспекта. Он составлен и его содержание обновляется перед каждым набором курсантов в зависимости от измененийОДИН УРОКФото Н. БОБРОВА В редакцию приходит много писем, авторы которых — молодые преподаватели курсов по подготовке шоферов просят рассказать о педагогическом мастерстве. Стремясь ответить на эти просьбы, мы публикуем сегодня репортаж с урока инженера-инструктора Куйбышевского районного АМК г. Москвы Николая Ивановича Гришина. Тема занятия — «Тормозная система», о начала занятий оставалось еще полчаса, но Николай Иванович уже был в классе. Он принес в класс все необходимые для урока наглядные пособия, развесил плакаты и прикрыл их газетами, чтобы до объяснения нового материала они не отвлекали внимания курсантов. Из короткой беседы с Гришиным узнаем, что еще за несколько дней до предстоящего урока он выяснил, какими наглядными пособиями — плакатами, схемами, разрезными агрегатами, макетами по очередной теме располагает клуб. — Это было необходимо для того, чтобы составить подробный план занятий, — говорит Николай Иванович. — Стараюсь такую подготовку ввести в систему, так как она помогает в работе и избавляет от поисков наглядных пособий во время занятия. Точно в восемнадцать часов чисто выбритый, опрятно одетый преподаватель вошел в класс. Аккуратность во всем — одна из основных черт характера Н. И. Гришина. Курсанты рассказывают, что на одном из первых же уроков он заявил: — Человек, который не следит за своим внешмим видом, не может бережно относиться ик автомобилю, содержать его в отличном техническом состоянии. программы и новостей советского автомобилестроения. Чтобы не отставать от жизни, преподаватель выписывает все автомобильные журналы, знакомится с новинками технической литературы, посещает лекции. Николай Иванович кратко сформулировал назначение тормозной системы и попросил нескольких курсантов повторить только что услышанное. Убедившись, что материал усвоен, Гришин поставил перед аудиторией следующий вопрос: как же осуществляется торможение? Он как бы нанизывал разделы темы на единый стержень, переходя от простого к более сложному. Объяснение снова началось с примеров. Николай Иванович рассказал о велосипедисте, который из-за поломки тормоза был вынужден останавливать велосипед, крепко прижимая подошву ботинка к протектору колеса. Преподаватель подходит к доске и четко рисует колесо, обозначая стрелками силы, которые на него действуют при торможении. — В автомобиле, — говорит он,—подобную роль выполняют тормозные колодки. Гришин напомнил будущим шоферам, что особую осторожность при торможении автомобиля надо соблюдать во время гололеда или дождя. Преподаватель снова берет мел и рисует на доске схему тормозного механизма. Объяснив принцип его действия по схеме, Гришин обращается к действующему макету колодочного тормоза с механическим приводом. — Такие тормоза установлены на автомобилях большинства марок, — подчеркивает преподаватель. — Но есть и другие системы. Несколькими словами Николай Иванович характеризует особенности каждой из них, сопровождая свой рассказ рисунками на доске. Не менее доходчиво преподаватель изложил и другие разделы темы, сопровождая объяснения демонстрацией наглядных пособий. Если в ходе повествования нельзя было избежать иностранных слов, Николай Иванович подробно раскры-Д8 — При торможении автомобиля надо соблюдать особую осторожность во время гололеда и дождя.— Стрелками обозначены силы, которые действуют на колесо при торможении.вал их смысл. Здесь уместно отметить, что Гришин следит за чистотой речи и умело пользуется интонациями голоса. В зависимости от сложности и важности материала, он либо убыстряет повествование, либо, наоборот, замедляет его, повышая голос. В ходе объяснений преподаватель не старается, чтобы курсанты запомнили абсолютно все детали механизмов. Он только называет эти детали, считая, что более подробно познакомиться с ними можно будет позже, когда начнется изучение неисправностей тормозной системы, и особенно на занятиях по практическим работам.*Прошло уже больше половины урока, а курсанты с неослабевающим вниманием продолжали слушать преподавателя, не проявляя признаков утомления. Как же удалось Гришину добиться этого? Тему «Тормозная система» он разделил на целый ряд подтем: назначение тормозной системы, принцип торможения, виды тормозов, гидравлический привод, тормозной механизм и т. д. Изложение этих подтем завершалось краткими обобщениями, смысл которых не только повторить наиболее существенный и трудный материал, еще раз сосредоточив на нем внимание курсантов, но и создать своеобразную «перебивку», переключение, благодаря которому при изложении предмета пропадает утомляющая монотонность. Гришин старается, чтобы его слушатели >как можно больше усвоили непосредственно на уроке. Этому немало способстНа этом макете вы видите тормозных колодок. действиевуют опросы-беседы, которые Николай Иванович всегда проводит после обобщения, сделанного по каждой части темы. Так, рассказав о назначении тормозной системы и принципе ее работы, преподаватель обратился к курсантам с рядом вопросов, предлагая каждый раз при ответах использовать наглядные пособия ив первую очередь макет, на котором можно проследить взаимодействие деталей. В конце занятий повторение проводилось уже по всему материалу. На протяжении урока курсанты не делали записей. Однако когда до звонка осталось шесть минут, преподаватель предложил слушателям записать в тетрадях основные положения урока по тормозному механизму.*Четкость при изложении материала, умелое использование наглядных пособий, способность постоянно поддерживать контакт с аудиторией, удачная форма организации урока — все это свидетельствует о педагогическом мастерстве Н И. Гришина. Творческое применение методических приемов, описанных здесь, может принести пользу молодым преподавателям автомотоклубов. А. ПАВЛОВ, ст. инженер-методист МАМК; В. ПАВЛОВ, член квалификационной комиссии ГАИ; Г. РУФАНОВ преподаватель вызвалКратко сформулировав назначение тормозной системы. курсанта Антонова повторить только что услышанное.