22
23
В сентябре минувшего года пригород Берлина Грюнау стал местом крупных состязаний водномоторников. Здесь, на реке Шпрее, состоялся третий, заключительный этап первенства Европы для судов класса СИ-175 и международные соревнования водномоторников. В них участвовали и советские спортсмены, впервые принявшие старт на зарубежной акватории. Дебют оказался удачным: в соперничестве с сильнейшими скутеристами Олег Гаврилов и Геннадий Горбачев заняли третьи места в двух классах судов. Первый зарубежный выезд наших водномоторников обогатил их ценным спортивным и техническим опытом. О том, что нового и интересного удалось увидеть советским гонщикам в Грюнау, рассказывает ниже участник международной встречи рекордсмен страны. Г. Пенько.1 — стартовые часы; 2 — трибуны; 3 — причалы,дующее на '/* меньше (за 4 — 169, за 5 — 127 и т. д.). Например, победитель соревнований в Грюнау гонщик из ФРГ ервенство Европы 1960 года для 3. Лубйов (он стал и чемпионом Европы) скутеров класса СИ-175 (по межнабрал 1100 очков, выиграв два первых дународной классификации заезда и заняв второе место в заключи(класс J) разыгрывалось по принципу тельном. Средняя скорость его на всех чемпионата — в три этапа, причем кажтрех гонках равнялась 70 км/час. Спортсдый этап проходил в другом городе и мен ГДР Р. Капнер, занявший второе мевключал серию из трех гонок. сто в Грюнау, набрал 753 очка (средняя Нам — группе советских спортсменов, скорость — 60,5 км/час). приглашенных для участия в товарищеских международных соревнованиях, — Такая система зачета сильно отличаетдовелось увидеть заключительную часть ся от принятой у нас. Она поощряет лучпервенства, проведенную в Грюнау ших спортсменов и повышает остроту (ГДР). спортивной борьбы. Кроме того, при зачете по очкам гораздо меньшую роль Наибольший интерес для нас предиграет и элемент случайности (опрокиставляли организация гонок, тактика дывание, возможные неисправности двилучших скутеристов континента и осогателя и пр.). Следует, очевидно, подубенно новая воднонмоторная техника. мать о введении новой системы зачета и Прежде всего привлекла внимание дина наших крупных состязаниях. станция, имевшая непривычную для нас форму (см. схему). Она была ограничеГонщики, выступавшие в заключительна не четырьмя, как это принято на наном этапе чемпионата Европы, показали ших соревнованиях, а двумя буями (на отличные скорости. На прямых участках схеме Аи С). Расстояние между ними они достигали 100 км/час. Не менее высоставляло 1005,8 метра. Гонщики должсоких результатов добились в Грюнау ны были пройти 6 кругов, т. е. 12 070 метводномоторники, участвовавшие в межров в каждой гонке. дународных товарищеских соревнованиях на скутерах классов 175, 350 и При таком «емком» расположении ди500 см 3 , а также на катерах Е-1 и Е-01 и станции не прекращается движение суглиссерах немецкого национального дов у противоположного берега, а главкласса ER-900. ное благодаря удачному расположению трибун зрители имели возможность набМаксимальные скорости скутеров людать за борьбой на самых захватываюкласса 250 см 3 превышали 100 км/час, а щих участках соревнования — старте, классов 350 и 500 см3 на отдельных учалевом повороте и финише. стках — 120 км/час. У катеров скорости Победитель чемпионата определялся достигали 60 км/час, а у глиссеров (мопо сумме очков, начисляемых после тор «Вартбург») — 90. каждого заезда двенадцати гонщикам, Нельзя не отдать должного исключипоказавшим лучший результат. За 1 метельно четкой организации соревновасто спортсмен получает 400 очков, за ний. Заезды следовали один за другим 2 — 300, за 3 — 225, а за каждое послеточно через 15 минут. В течение шести НЕМНОГО ОБ ОРГАНИЗАЦИИПчасов было дано 16 стартов. При таком напряженном графике зрителям (а их собралось около сорока тысяч) некогда было скучать. В каждом заезде выступало от 10 до 15 гонщиков. Обычно борьба начиналась уже в предстартовой зоне — спортсмены старались занять самую выгодную позицию с тем, чтобы на первой же прямой оторваться от соперников и пройти два-три круга по спокойной воде с максимальной скоростью. Лучшие зарубежные Гонщики владеют высокой техникой старта. Они берут его очень кучно, причем, как правило, пересекают стартовую линию с запозданием не более чем на 3—4 секунды. На Скутер с обтекателем из органического стекла.22 последние кругах, когда лидеры начинают настигать растянувшуюся группу, темп гонки несколько снижается, так как высокая скорость на аоде с беспорядочным волнением от идущих впереди судов чревата опасностью. Следует отметить, что в случае опрокидывания большинство спортсменов не тянет скутер за собой, а стремится оттолкнуться от него. При этом скутер часто остается на плаву, самосбрасывающаяся ручка газа срабатывает и двигатель глохнет. На безотказность рабвты этой ручки техническая комиссия обращает особое внимание. Если гонщик, оказавшийся в воде, не нуждается в немедленной помощи, то он, согласно международным правилам, должен поднять руку. Тогда идущие сзади спортсмены "проходят мимо, а потерпевший ждет спасательный катер, либо добирается до скутера (если он на плаву) и продолжает гонку.циативе этого талантливого конструктора в Германской Демократической Республике организована специальная лаборатория, небольшой коллектив которой выпускает уникальные гоночные подвесные 3 моторы, главным образом класса 175 см . Без преувеличения их можно назвать лучшими в мире в этой кубатуре. На бензине с октановым числом 80 они развивают мощность свыше 30 л. с. Скутер СИ-175 с этим гоночным мотором показывает скорость до 105 к-м/час. Двигатель Циммермана имеет трехканальную продувку, диаметр его цилиндра —• 59,5 мм, ход поршня — 60 мм, высота выхлопного окна — 28 мм, а перепускных — 16. Выступая на таком моторе, мастер спорта ГДР Раймонд Капнер неоднократно занимал призовые места в европейских чемпионатах. В ГДР мы увидели, какую большую работу провели конструкторы народного предприятия ИВЛ (IVL) по модернизации широко известного у нас мотора «Дельфин». Сейчас этот двигатель снаб• жен новыми шатунными подшипниками с сепаратором и узкими стальными кольцами вместо чугунных. В «Дельфине» 1960 года уменьшен Также вес махови'ка, повышена надежность коленчатого вала и установлен карбюратор, с увеличенным диаметром диффузора. Модернизированный двигатель развивает мощность 28—30 л. с. На соревнованиях мы познакомились с оригинальным итальянским двигателем класса 500 см 3 (фирмы «Карнити»). Это — двухцилиндровый подвесной мотор, имеющий поршневое всасывание и снабженный прямоточными карбюраторами, В качестве топлива используют метанол со специальной присадкой — нитробензолом. В данной конструкции это, возможно, себя оправдывает, однако практика показала, что при добавлении нитросоединений в топливо для моторов с высокой степенью сжатия мощность возрастает незначительно, а долговечность резко снижается. Наше внимание привлекла еще одна новинка. Известно, как много неприятностей доставляют гонщикам брызги и водяная пыль от идущих впереди судов. Зарубежные спортсмены выступают в очках или специальных прозрачных масках. На одном итальянском скутере мы увидели большой пологий обтекатель из органического стекла. Наличие его дает возможность без какой бы то ни было потери в скорости спокойно проходить под самой кормой идущих впереди скутеров.определяют при помощи заборного датчика и манометра, регистрирующего изменение давления набегающего потока воды (точность измерения 1—2 проц.). При использовании скоростных винтов типа «Радиче» большую роль играет высота их установки по отношению к поверхности воды. Для достижения максимальной скорости гребной винт с увеличенным шагом погружают в воду только 3 на / 4 диаметра. При такой установке винта мотор может развить максимальные обороты. В этом случае при выходе на редан винт долго не может «зацепиться» на воду. Примерно 50—100 метров после старта гонщики «вылезают» на редан, раскачивая нос скутера. За это время двигатель, работающий на больших оборотах с малой нагрузкой, успевает прогреться, что очень важно для последующей работы высококалильных свечей. Однако и после выхода на редан, если скорость невелика и есть опасение, что «забросает» свечи, спортсмен, резко увеличив подачу, газа, может «прорвать» винт (т. е. вывести из нормального тягового режима) и тем самым постоянно держать двигатель на повышенных оборотах. Участники соревнований применяли такой способ особенно часто в предстартовой зоне, и на поворотах. Чтобы улучшить управляемость скуте- щ ра с приподнятым винтом, фирма «Кёниг» начала выпускать двигатели, подводная часть которых имеет увеличенную площадь нижнего пера (шпоры). Большинство гонщиков использует свечи «Беру-400». В этом случае двигатель обязательно прогревается перед спуском на воду. Следует отметить, что на соревнованиях в Тернополе с успехом выдержали испытание наши отечественные высококалильные свечи ВКС-38 и ВКС-40. Несколько слов о корпусах. Зарубежные скутера отличает высокая надежность и прочность днища, а также удобное «плотное» размещение гонщика. Большинство судов построено по классической трехточечной схеме с размещением гонщика в середине корпуса. В некоторых последних конструкциях скутеров классов 350 и 500 см 3 место гонщика сдвинуто вперед. При таком положении достигается большая устойчивость на скоростях, превышающих 100 км/час. Очевидно, этим должны заинтересоваться наши конструкторы спортивных судов и спортсмены, так как на последних соревнованиях в Тернополе были показаны очень высокие скорости. Г. ПЕНЬКО, рекордсмен СССР по водно-моторному спорту.ИНТЕРЕСНЫЕ НОВИНКИ Подавляющее большинство участников во всех классах скутеров выступало на моторах «Кёниг», которые в последнее время появились и на наших соревнованиях. Как известно, степень сжатия у этих двигателей доведена до 20. Топливо применялось . двухкомпонентное: 20 частей метанола и1 часть* касторового масла. Интересную новинку подготовила фирма в классе 175 смЗ, создав новый двигатель на базе серийного гоночного мотора класса 250 см 3 . При помощи гильз диаметр цилиндра уменьшен до 42 мм. Изготовлены новые поршни (ход их 54 мм) и кольца. Гонщики, выступавшие на новых двигателях, заняли первое и третье места в первенстве Европы. Фирма «Кёниг» выпускает новые двухцилиндровые двигатели в классе до 350 и 500 см 3 , отличающиеся друг от друга только диаметром цилиндра. Двигатели имеют золотниковое газораспределение и трехканальную, дефлекторную продувку. Они снабжены одним карбюратором с дроссельной заслонкой кранового типа. Выхлопные трубы имеют изгиб, поэтому мегафоны направлены назад. Мощность гоночных моторов этой конструкции соответственно равна 38 и 45 л. с. Чрезвычайно большой интерес представляет двигатель Циммермана. По иниНовая конструкция скутеров предусматривает «переднюю» посадку гонщика.ГРЕБНЫЕ ВИНТЫ — ОСНОВА СКОРОСТИ Находясь в Грюнау, мы могли наблюдать, с какой тщательностью относятся зарубежные спортсмены к подбору гребных винтов. Они придают этому даже большее значение, чем доводке и регулировке двигателей. Сейчас повсеместно используются винты «Радиче» со своеобразным профилем лопасти. Толщина ее по среднему диаметру не превышает 23 мм, края лопастей несколько развернуты в сторону увеличения шага винта. Лучшие образцы изготовлены из стали. Обычно опытные гонщики имеют несколько винтов с различным шагом, которые устанавливают в зависимости от атмосферных условий. Скорость скутера с тем или иным винтом спортсменыАБСОЛЮТНЫЙ РЕКОРД СКОРОСТИ НА СКУТЕРЕnmВ конце прошлого года был установлен новый абсолютный рекорд скорости на скутере. Американский спортсмен Берт Росс, выступая на скутере класса X (рабочий объем цилиндра двигателя до 1000 см'|, прошел километровую дистанцию со скоростью 181 км/час, превысив на 7 км/час прежнее достижение. На скутере был установлен специально подготовленный двигатель «Меркури» и гребной винт полупогруженного типа.23