ПОЗНАКОМЬТЕСЬ! НАШ КАРТМодель НАМИкласс 125 смзИнженеры А. И. ПЕЛЬТЦЕР, Ю. В. КОТОВстранах Европы и Америки быстро развивается новый вид автомобильного спорта — картинг. Молодых автомобилистов привлекает к нему много достоинств, главное из ко ­ торых — простота и дешевизна технических средств. Карт можно построить в небольшой мастерской и даже своими руками, используя агрегаты мотоциклов и мотороллеров. Незначительное число простых точеных деталей, трубчатая рама, кронштейны — вот и все, что требуется. Конечно, 'карты не выглядят столь внушительно, как «настоящие» гоночные аатомобили, и не развивают таких высоких скоростей, но соревнования от этого отнюдь не становятся менее интересными. Другое достоинство — небольшая трасса, позволяющая организовать состязания на стадионах, пустырях, городских площадях и т. п. Все это открывает возможности для широкого распространения картинга — малого автомобильного спорта. Благодаря дешевизне машин и простоте организации соревнований легко добиться их самоокупаемости. За счет доходов, полученных здесь, может развиваться большой автомобильный спорт. Карты пригодны, между прочим, не только для скоростных состязаний, но и для тренировок людей, не умеющих водить автомобиль (в этом случае двигатель может быть дефорсирован), а также молодых спортсменов. Можно проводить на этих машинах и соревнования по мастерству вождения. Учитывая все это, общественное конструкторское бюро НАМИ разработало два проекта спортивных картов разных классов. Один из них описывается ниже. Но прежде рассмотрим технические требования к картам, утвержденные недавно Автомобильным комитетом Федерации автомотоспорта СССР. При разработке их были приняты во внимание возможности развития картинга в условиях 'нашей страны, учитывались характеристики выпускаемых отечественными заводами деталей и агрегатов. Вот почему эти требования частично отличаются от международных, хотя и составлены на их основе. Международными требованиями определено, что двигатель карта должен быть двухтактным и обязательно серийного или массового производства. Это правило принято иу нас, поскольку оно является существенным для массового развития 'картинга.ВМеждународными требованиями предусматриваются карты двух видов: без коробки передач, но с центробежным сцеплением, и с коробкой передач и нормальным управлением. Рабочий объем двигателя в первом случае может оыть 100 см 3и 200 см 3 , а во втором — 125 см 3 . Поскольку в нашей стране не выпускается приемлемых двухтактных двигателей без коробки передач ис центробежным сцеплением, а также с рабочими объемами, соответствующими международной классификации, постройка картов первого вида затруднительна. Поэтому на первое время отечественными правилами предусматриваются машины, имеющие коробку передач. Несмотря на несколько больший вес, они должны иметь значительно лучшую динамику и высокую максимальную скорость. Кроме того, такие карты более приемлемы для обучения вождению и совершенствования техники езды. Максимальная база — 1270 мм, но для машин, имеющих коробку передач, допускается ее увеличение на 10 проц., т. е. округленно до 1400 мм . Эта величина принята и для наших картов. Для того чтобы использовать шины как от мотороллеров, так и от мотоколяски Серпуховского завода, несколько увеличен сравнительно с международными нормами допустимый диаметр колеса. Устанавливаются два класса картов в соответствии с объемом двигателя — 125 и 175 см 3 . Двигатель должен быть двухтактным, серийного или массового производства. Допускается применение сцепления и коробки передач мотоциклетного типа. Передача крутящего момента может осуществляться на одно или оба задних колеса, но применение дифференциалов запрещается. Рама автомобиля — цельнометаллическая. Машина не должна иметь кузов. Автомобиль должен быть снабжен платформой от переднего края рамы до сиденья, окаймленной так, чтобы ноги гонщика не могли с нее соскользнуть. Допускается перфорированная платформа, но диаметр отверстий не должен превышать 10 мм. Применение упругой подвески колес не допускается. Необходимо, чтобы тормоза, приводимые в действие одной педалью, действовали, по крайней мере, на оба задних колеса. Колеса надо устанавливать на подшипниках качения. Минимальный диаметр колеса — 222 мм, максимальный — 520 мм . Шины — пневматические. Минимальная база — 1010 мм, максимальная — 1400 мм , колея не менее 2/3 базы. Максимальная габаритная длина — 1950 мм, высота не более 700 мм . Сиденье со спинкой, обеспечивающее гонщику боковую опору, должно быть не выше 600 мм от уровня дороги, а высота самой спинки — не менее 500 мм от платформы. Минимальный просвет определяется из того расчета, чтобы при спущенных шинах ни одна часть шасси не соприкасалась с землей. Рулевое управление должно быть без редуктора и максимально надежным. Болтовые соединения шплинтуются. Запрещается использовать в рулевом приводе тросы, кабели, цепи и др. Рулевое колесо — замкнутой формы. Исключается применение руля мотоциклетного типа. Двигатель и топливный бак следует отделять от гонщика несгораемой перегородкой. Топливный бак должен быть прочно укреплен на раме. Допускается использование только стандартного бензина. Пуск двигателя разрешается любым способом. Обязательно применение глушителя шума выхлопа и наличие удобно расположенного выключателя зажигания. Ни одна часть карта не должна выступать в плане за пределы передней и боковых сторон четырехугольника, описанного по наружным точкам колес. Техническая комиссия, допускающая машины к соревнованиям, может предъявить, помимо перечисленных выше, некоторые дополнительные требования. Одно из них, в частности, заключается в том, чтобы при приложении к сиденью 'водителя нагрузки в 250 кг не происходило поломок и деформации рамы и ходовой части. Конструкции картов, разработанные в НАМИ, рассчитаны на двигатели рабо-