50лет намотоциклеВсе они были вдребезги разбиты на фронтах, но за неимением лучшего этот утиль приходилось ставить на колеса. Здесь я отыскал старый «Санбим», совершенно неприспособленный для наших дорог из-за чрезвычайной жесткости амортизации. Езда на нем была поистине мучительной, но любовь к мотоциклу все же взяла верх. Я отремонтировал машину и несколько лет ездил на ней, пока не представилась возможность обзавестись новой. В Средней Азии, где я живу вот уже 20 лет, мотоциклы после войны приобрели большую популярность. И мне, старому мотоциклисту, дел было по горло. После работы я обучал начинающих мотолюбителей, помогал ремонтировать машины товарищам и соседям. И, конечно же, сам много ездил. Не расстался яс мотоциклом и тогда, когда стал пенсионером. В 1956 году купил новенький К-125, на котором заканчиваю сейчас сорок пятую тысячу километров. В долине реки Чу, где стоит наш поселок, и окружающих ее горах немало отличных шоссейных дорог. Некоторые из них проходят по перевалам на высоте до трех тысяч метров. Ежедневно, как ив молодости, я путешествую на мотоцикле, «наезжая» за год 12—13 тысяч километров. Только сильный холод и гололед могут заставить меня остаться дома. Нередко я совершаю поездки в АлмаАту за 250 километров, ежегодно отправляюсь в дальний пробег вокруг чудесного озера Иссык-Куль. Обычно я езжу со скоростью 60—70 километров в час и нередко слышу: «Эх. дед, видно, жизнь тебе надоела». Но я хорошо знаю, когда можно и когда нельзя ездить быстро. За все годы у меня не было ни одной аварии, а талон № 1 лежит в моем удостоверении без единого прокола. Большинство местных автоинспекторов ставят мою езду в пример многим молодым мотоциклистам, не имеющим достаточного опыта, а порой и чувства ответственности. Иногда с болью в сердце глядишь, как иные «лихачи» мчатся, сломя голову, не щадя машины и не думая об окружающих. Для них главное «прокатиться с ветерком». Они не умеют ценить того, что им дано и чего были лишены мы в дореволюционное время — хороших отечественных мотоциклов, клубов и мотосекций, опытных наставников, учебников ии т. п. Сейчас мне 73 года, из них пятьдесят были тесно связаны с мотоциклизмом. который сделал мою жизнь интересной. дал возможность многое узнать и увидеть. И мне хочется через журнал обратиться к молодым мотолюбителям: «Дорогие друзья! Мотоциклетные путешествия, мотоциклетный спорт — это огромный неиссякаемый источник физической и духовной бодрости. Любите мотоцикл, изучайте его, овладевайте мастерством вождения — и тогда он станет вашим верным другом первым помощником в труде и отдыхе А. КРАЙНЕВ, пенсионер. Чумыш Плотина, Киргизская ССР.огда я рассказываю, что впервые сел на мотоцикл более пятидесяти лет назад, многие молодые слушатели недоверчиво качают головами, полагая, что меня подводит память. Они не верят даже сохранившимся у меня документам, ибо считают, что в 1909 году мотоциклов не было ив помине. А между тем... Мне было тогда 22 года, и я работал механиком в Москве. На купленном в рассрочку велосипеде я часто ездил по «Петровской» дорожке, которая шла параллельно нынешнему Ленинградскому проспекту. В самом конце ее, у села Всехсвятского, был своеобразный сборный пункт велосипедистов и мотоциклистов. Тут всегда можно было увидеть машины различных марок. Вокруг толпиКлись любители, обсуждавшие их достоинства и недостатки. Именно здесь яи «заболел» мотоциклом. Но мой месячный заработок составля.ч одну десятую стоимости самой дешевой машины, и мне оставалось только мечтать о ней. В те времена в России мотоциклы вообще были редкостью и пользовались ими лишь любители-энтузиасты. В 1909 году мне повезло: случайно я почти за бесценок приобрел помятый в аварии НСУ, отремонтировал его и впервые сел за руль. Любовь к странствованию по «долам и лесам» была у меня с детства. И вот теперь я, наконец, получил быструю машину. За пять лет я вдоль и поперек исколесил Подмосковье, частенько бывал в Туле, Кашире, Коломне, Владимире, Ярославле, Твери, Можайске... Проехать дальше не позволяли денежные средства и время, а об отпусках мы не имели тогда представления. Очень трудно было с бензином. Покупали его тогда в аптеках, по высокой цене, как средство для выведения пятен. Кроме того, получить где-нибудь запасные части было совершенно невозможно. Приходилось ездить с большой заплечной сумкой, наполненной всевозможным инструментом, до керосиновой паяльной лампы включительно. Мешали путешествовать и лошади, панически боявшиеся мотоциклов. Они закусывали удила, резко сворачивали с дороги, переворачивая телеги с грузом. Несмотря па все это, поездки доставляли мне огромное удовольствие. Совершая их, можно было познакомиться с чудесными уголками русской природы, выработать навыки езды по сильно пересеченной местности. Мои путешествия продолжались до августа 1914 года, когда все автомобили и мотоциклы были реквизированы в связи с началом первой мировой войны. В 1921 году я начал работать механиком в одной из московских автобаз, занимавшихся реставрацией старых машин.ТУРБОНАДДУВ В АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЯХготовлять совершенные турбонагнетатели, стоимость которых при массовом производстве не превышает 50 руб. Для двигателя мощностью 240 л. с. каждый из них аесит всего 20—30 кг. Это позволяет значительно улучшить весовые параметры дизелей. На дизелях с турбонаддувом и без него при давлении воздуха до 1,7 кг/см 3 тепловая и динамическая напряженность деталей остается практически одинаковой. В 1961 году на Ярославском моторном заводе начнется серийный выпуск семейства отечественных четырехтактных автомобильных дизелей, часть которых будет оборудована турбонагнетателями. Вот их некоторые сравнительные данные. Шестицилиндровый двигатель ЯМЗ-236 развивает эффективную мощность без турбонаддува 180 л. с. при 2100 об/мин коленчатого вала, а с турбонагнетателем до 265 л. с. при 2100 об/мин и имеет литровую мощность в (Окончание) первом случае 16,2, во втором 23,7 л.с./л. Сухой вес со вспомогательным оборудованием соответственно равен 840 и 865 кг. Интересны данные и другой модели восьмицилиндрового дизеля ЯМЗ-238. Его эффективная мощность без турбонаддува 240 л. с , литровая • 16,2 — л. с./л, сухой вес в комплекте со вспомогательным оборудованием — около 1050 кг. Применение турбонаддува значительно улучшает его показатели. В этом случае дизель будет развивать эффективную мощность до 320 л. с , иметь литровую мощность 21,6 л. с/л и вес около 1080 кг. Таким образом, использование турбонаддува в дизелях дает большую экономию ив то же время позволяет значительно повысить мощностные и весовые показатели дизельного парка.16