28
29
30
ПАРИЖСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ВЫСТАВКАН. СТРАХОВчередная 47-я международная автомобильная выставка в Париж е — салон 1960 года — привлекла к себе большое внимание. Число ее посетителей достигло 900 тысяч, а в день закрытия было продано более 100 тысяч входных билетов. В выставочном зале на Елисейских полях демонстрировалось 107 моделей легковых автомобилей, которые будут выпускаться в 1961 году; среди них 26 французских, 26 английских, 22 немецких (ФРГ), 19 американских и т. д. В подвальном этаже можно было увидеть прицепы > легковым автомобилям, гак ражное оборудование, приборы, инструмент и принадлежности для ремонта и эксплуатации автомобилей. В отдельном парке (Порт-де-Версаль) демонстрировались автобусы, грузовые и специальные автомобили, прицепы к ним, мотоциклы, мотороллеры и велосипеды. 1960 год явился как бы завершающим этапом тех больших перемен, которые произошли за последние два года. Под влиянием новых вкусов и требований со стороны покупателей в автомобилестроении одерживают победу европейские тенденции «экономичности иком ­ форта». Под лозунгом «качество и цена» проходил и 47-й парижский салон, но практически на первом месте стоял вопрос о цене ио 'расходе горючего. Для французов последний показатель очень важен, так как цены на бензин непомерно высоки. На вопрос, заданный мной на выставке нескольким парижанам, — «какой автомобиль понравился больше всего?» — почти все ответили: «Ситроен» 2 СВ. Что же привлекло их в этой явно устаревшей и некрасивой модели (рис. 1)? Наиболее дешевая цена и низкий расход топлива. Некоторые фирмы, рекламируя свою продукцию, подчеркивали, что их заводы существуют очень давно и это является гарантией качества выпускаемых автомобилей. Практика показала, однако, что на прежние достижения в нынешних условиях рынка полагаться нельзя. Например, спрос на модель «Дофин», выпускаемую такой почтенной и стародавней фирмой, как Рено, резко упал. Не пользуются спросом в Европе и автомобили весьма известных американских фирм. На выставке демонстрировались, правда, не только громоздкие амери-ОРис. 1. «Ситроен» модели 2 СВ.Рис. 3. «Ситроен» ДС-19 кабриолет.Рис. 4. Прицеп колесо».«пятоеРис. 5. «Рено», модель «Эстафета».Рис. 6. 35-тонный тягач с фургоном. канские модели с восьмицилиндрсЕь:мч двигателями мощностью 150—200 л. с. и больше, но и так называемые «компактные», выпуск которых начался в основном с конца 1959 года. Спрос на большие автомобили, даже в самих США, катастрофически падает, остатки таких непроданных машин на складах увеличиваются. В условиях жестокой конкуренции концерны пытаются привлечь внимание покупателей роскошной отделкой кузовов и различными усовершенствованиями. На новой модели «Крайслер» установлен оригинальный приборный щиток с 17 кнопками для переключения передач, регулирования отопления, радио и пр.; на «Линкольне» применен новый стояночный тормоз, который нельзя отпустить, не заведя двигателя; «Студебекер» имеет новую систему охлаждения тормозных барабанов; «Де-сото» — автоматически поворачивающееся сиденье и граммофон, «Кадиллак» — кондиционер воздуха, пневматическую подвеску и автоматически выключающийся стояночный тормоз. На «Ольдсмобиле» наше внимание привлекли амортизаторы, заключенные в нейлоновые руказа, и резиновые подушки на раме под кузовом. «Дженерал-Моторс» демонстрировал автомобиль «Понтиак» модели «Темпест», у которого коробка передач отнесена к заднему мосту и соединена с двигателем гибким валом. Представленные на выставке американские «компактные» азтомобили 1961 года (Шевроле — «Корвэйр», Форд — «Фалькон», Крайслер — «Валиант») и другие мало отличаются от моделей, описанных ранее в журнале «За рулем» (№ 1 за 1960 год). Заводы Шевроле выпускают «Корвэйр» уже в нескольких модификациях: кабриолет, спортивная (с 2 карбюраторами), специальная (с системой впрыска топлива) и т. д. Новую модель компактного автомобиля «Комета» (с 6-цилиндровым двигателем 2,3 л мощностью 91 л. с.) показал Форд. Демонстрировалась также «компактная» модель автомобиля «Додж-лангер». Но и «компактные» автомобили американских фирм не отвечают требованиям европейского рынка сбыта. Они все еще недостаточно экономны, дороги по цене. Хотя их производство в США беспрерывно увеличивается,* эти конструкции не удовлетворяют полностью вкусы потребителей ив самих США. Поэтому в 1960 году импорт малолитражных автомобилей европейского образца в США продолжался. В прессе промелькнули сообщения, что американские фирмы усиленно работают над созданием «суперкомпактных» автомобилей, в основу которых взяты конструкции «Фольксваген» и «ДофинРено». Но пока эти модели держатся в большом секрете. Французские фирмы организовали на выставке много красиво оформленных 'стендов, развернули широкую рекламу своих моделей. Но только Пежо демонстрировала по-настоящему новую модель «404» (рис. 2), пришедшую на смену давно известной «Пежо-403». В 1960 году эта фирма выпускала промежуточную модель «403-7» с более эко* После выставки стало известно. что остаток непроданных автомобилей в США к концу 1960 года увеличился на 60 процентов. а первоначально намеченное на 4-й квартал производство < компактных» автомобилей сокращается на 20 процентов.номичным 4-цилиндровым двигателем (54 л. с. при 4800 об/мин). Компания Рено вынуждена перестраиваться на ходу, вследствие кризиса своего устаревшего «Дофина». Широкая реклама новой модели «Ондин» никого не ввела в заблуждение. Этот автомобиль оказался тем же «Дофином», на котором несколько повышена мощность двигателя, установлена четырехступенчатая коробка передач и внесен ряд мелких изменений в оперение. Не спасеет положения и выпуск другой модели Рено — лимузина «Флорида», к о ­ торый более современен, но и гораздо более дорог. Показательно, что сразу же после закрытия выставки заводы Рено начали переходить на сокращенную рабочую неделю и увольнять рабочих./*-^^_S£_^^^^делю, увольняют рабочих. Поэтому англичане постарались подготовить к выставке, наряду с традиционно роскошными «Ролльс-Ройс» и спортивными «Ягуарами» (модели «Марк II» и «Марк IX»), также и экономичные, отвечающие современным требованиям малоФирма Ситроен рекламировала свои литражные автомобили. Среди них наипрежние модели ДС-19 и ИД-19, в более популярные Остин — «Севен» с конструкцию которых внесены некоточетырехцилиндрозым двигателем (848 3 рые новые усовершенствования. Наприсм ) мощностью 37 л. с. при 5500 об/мин мер, на ДС-19 установлено центрои четырехступенчатой коробкой перебежное сцепление. В качестве новинки дач, а также «Триумф» модель «Геральд» 3 демонстрировался кабриолет ДС-19 (двигатель 948 см , мощностью 38 л. с. (рис. 3) с верхом из нейлона. Модель при 4500 об/мин), имеющий четырехстуДС-19 «Престиж» называют министерпенчатую коробку передач. ской: на ней ездят де Голль и министЦены на английские автомобили выры, создавая этим рекламу фирме. Автомобиль действительно идет по асше, чем на аналогичные французские, но по качеству английские машины дофальту мягко, быстро набирает скобротнее. рость, подвеска его эластична. Однако Среди итальянских автомобилей прикогда мы попробовали его на дорогах влекла внимание посетителей выпускаепохуже, например, по булыжной мостомая с 1960 года новая модель фирмы вой, автомобиль сразу начал «бренФиат, микроавтомобиль «Жардиньера». чать» и дребезжать. Каких-либо существенных но-зшеств в других конструкциях микролитражек, Фирма Панар выпускает с 1960 года по сравнению с прошлым годом, нет. новую модель ПЛ-17, которую потребители предпочитают «Дофину». АвтоДа и вообще к микролитражным авмобиль имеет двухцилиндровый двигатомобилям на выставке проявлялось 1 тель 848 см' мощностью 42 л. с. и чезначительно меньше интереса, чем к тырехступенчатую коробку передач. Он малолитражным. Чувствуется тенденция развивает скорость до 125 км/час, расподтягивания микролитражек к параходуя 6л бензина на 100 км пробега. метрам малолитражек. Так, другая мо ­ С другим двигателем («Тигр» мощнодель Фиат, пришедшая на смену некогстью 50 л. с.) скорость автомобиля пода популярному «Фиат-600», имеет двивышается до 145 км/час. гатель с рабочим объемом 767 см а . Наряду с дорогими итальянскими авКомпания «Симка» эксг онирозала нотомобилями (Альфа-Ромео модели вый более мощный и экономичный 4«Джульетта» и «Спринт») на выставке цилиндровый двигатель «Раш», устанавдемонстрировались немецкие автомобиливаемый на основные модели выпусли Мерседес-Бенц (модели «180», «190», каемых ею автомобилей. Фирма гаран«220» и «300»). Спортивные автомобили тирует 200 тыс. к м пробега азтомобиля этой же фирмы «190-СЛ» и «300-СЛ», без ремонта двигателя; он выпускается в3 модификациях — мощностью 42, 52 гак же как и итальянские спортивные автомобили «Феррари» и «Мазерати», и 62 л. с , соответственно для автомопоражали воображение публики своими билей «Симка-Ариан», «Симка-Аронд» высокими ценами. и «Симка-Ведетт». Как всегда, широко рекламировались Несмотря на некоторое снижение немецкие автомобили БМВ (новая мо ­ цен, радужные надежды промышленнидель с двухцилиндровым оппозитным ков и предсказания о расцвете франдвигателем 700 см 3 , расположенным цузского автомобилестроения пока не сзади), «Ллойд» с четырехцилиндровым оправдываются. Если в первом полугооппозитным двигателем 900 см", расподии I960 года производство автомобиложенным спереди, «Боргвард» (с пневлей действительно достигло 600 тысяч матической подвеской и новой системой (из которых половина предназначалась охлаждения), а также «Гогомобиль» (с на экспорт), то во втором полугодии двухцилиндровым оппозитным двигатерезко обозначились затруднения со 3 сбытом как внутри страны, так и за рулем 688 см , развивает скорость до 112 км/час). бежом. В августе, например, цифра взоза автомобилей в США умэньшиПредставленная на выставке «новая» лась более чем в3 раза. По мнению модель автомобиля «Фольксваген» имепрезидента американского концерна ет по сравнению с прежней некоторые «Крайслер» Кальберта, импорт европейизменения в кузове (увеличен багажник, ских автомобилей в США с 1961 года перемещен перчаточный ящик и т. п.), должен сократиться еще более резко, а также модернизированные двигатель и что грозит тяжелыми последствиями для коробку передач. Фирма предлагает ававтсмобильной промышленности западтомобиль в рассрочку на 12 месяцев без ноевропейских стран. процентов; видимо, и с его сбытом начались затруднения. В Англии тоже наблюдаются кризисные явления со сбытом автомобилей. Шумную рекламу своей новой модеЗаводы з Лутоне, Ковентри и Каули пели «Таунус-17М» пыталась создать фирреходят на сокращенную рабочую нема Форд (ФРГ), показавшая автомобиль29 лишь на девятый день выставки. Но он всех разочаровал: почти ничего нового под капотом не оказалось. В целом выставка показала, что за истекший год создано сравнительно ма ­ ло новых моделей автомобилей. Больше было уделено внимания доводкемоде ­ лей прошлого года и некоторым усовершенствованиям, особенно в части экономичности, безопасности движения и удобств. М ного мелких изменений в подвеске, оперении, сиденьях. Н ередко устанавливают по 4 передних фары; совершенствуют запоры дверей, диски колес, щитки приборов, масляные и воздушные фильтры. В линиях кузовов ряда моделей чувствуется итальянский стиль. Объясняется это тем, что некоторые французские, английские инемецкие фирмы все ши ­ ре пользуются услугами итальянских ку ­ зовных фирм («Пинин Фарина» и др.). Капоты, к ак правило, укорочены, с нижа ­ ются впередней части, что повышаетобзорность; для улучшения охлаждения делаются дополнительные прорезив крышках капота. Радиаторы водяного охлаждения з целях предохранения при авариях относятся ближек торпедо кузова. Практическими соображениями вызвано изменение в цветах окраски легковых автомобилей. П реобладающее большинство выставленных моделей было окрашенов молочный цвет, а такжев дымчатые, серо-гопубые и другие светлые тона — все в одноцветном оформ ­ лении. Объясняется это тем, что большинство автомобилей не имеет постоянной стоянки вгаражеи хранится на улице; пыль и грязь менее заметны на машинах блеклых тонов. Среди прицепов к легковым автомобилям нас заинтересовал одноколесный под названием «пятое колесо» (см. рис. 4). О нжестко крепится ккронштейнам автомобиля и не «болтается» при движении. Выставка автобусов, грузовых и специальных автомобилей, мотоциклов и велосипедов теперь проводится через2 года, так как ежегодно не набирается достаточно новинок. Ситроен и Рено показывали шасси грузовых автомобилей различного тоннажа, в том числе «Рено» военного образца (4 X 4) для «всех грунтов» с ка ­ биной торпедо икоробкойпередач , и меющей8 передних и2 задних пере ­ дачи. Автомобиль имеет грузоподъем ­ ность 750 — 1 000 кг и способен преодо ­ левать подъемы до 38 проц. Обратил на себя внимание такжеи легковой грузо ­ вичок «Эстафета» (рис. 5), который за ­ воды Рено начали выпускать с 1960 го ­ да, используя двигатель и передний мост модели «Дофин». Такой фургончик имеет много модификаций — от школьного автобуса до изотермических кузовов и специальных установок. В условиях напряженного уличного движе ­ ния вПариже эти юркие машины обеспечивают перевозку грузов днем , так как на больших грузовиках практически можно ездить только ночью или рано утром. Двигатели грузовых автомобилей «Ситроен» имеют новую систему вспрыска бензина перед впускными клапанами через сопла, отдельные для каждого цилиндра. Грузовики военного типа де ­ монстрировали также «Симка» (4 X 4, грузоподъемность 8 тонн) и « М армон Херрингтон» ( 4 X 4, грузоподъемность 5 тонн). Среди грузовых автомобилей демон ­ стрировались также чехословацкие «Шкода», «Татра» и «Прага». Конструкции показанных на выставке полуприцепов, главным образом фургонов самого различного объема и тоннаж а , свидетельствовали о значительном снижении -их собственного веса по отношению к полезной грузоподъемности. Так полуприцеп фирмы УФР при зесе 3200 кг вмещает 26 ма груза ве ­ сом до 7,5—8 тонн. У него, к акиу многих других фургонов и кузовов (рис. 6), в целях большой прочности, стенки сделаны из ребристых листов легких сплавов. Полуприцеп-фургон «Трайлер» грузоподъемностью 28 т имеет стенки из пенопласта и весит всего 7,08 т. В отдельном павильоне демонстриро ­ валось более 60 новых моделей мотоциклов, мотороллеров, м опедови велосипедов. Здесь же ряд фирм показалмаленькие гоночные го-карты, невысокая цена которых способствует широк ому распространению нового вида автомобильного спорта — картинга. М ыс интересом присутствовали на таких соревнованиях, проведенных вОрли близ Парижаи привлекших большое количество зрителей.*В одном из залов выставки. ШВ связи с выставкой хочется поделиться также впечатлениями о состоянии уличного движения вПариже . Если еще3 — 4 года назад можно было за ­ видовать быстроте движения на автомобиле по городу, малому количеству светофоров и ограничительных знаков, то теперь вследствие все возрастающег о количества автомобилей вПарижеужес утра иднем почти невозможен обгон, затруднена перестройка транспорта в рядах, а во второй половине дня в центре города уличное движение парализуется почти полностью. П о субботам и воскресеньям такая же картина наблюдается и при выезде из горо ­ да, на подъездах к Парижу. Во время выставки паралич охватил все центральные улицы. Но ив обычное время, чтобы проехать на автомобиле через центр Парижа , особенно в часы «пик», н ужно потратить до полутора—двух часов. Часто можнопешком дойти быстрее. Светофоры установлены на каждомперекрестке , в помощь им по3 — 4 полицейских струдом ликвидируют беспрерывно создающиеся пробки . Там, где на перекрестке нет светофоров, п е ­ шеходы не могут пробиться через сплошной поток автомобилей ибезпо ­ м ощи полицейских пересечь улицу не ­ возможно. На большинстве улиц разрешено только одностороннее движение, везде повешено неисчислимое количество знаков «остановка воспрещена», но им никто не подчиняется: автомобили стоят днеми ночью непрерывными рядами вдоль тротуаров с обеих сторон всех -улиц, на всех площадях, бульварах, н е ­ р едкои на тротуарах. С этой «стихией» полиция бороться просто не в состоянии. П о (данным одной из крупных парижских автотранспортных компаний, средняя скорость движения легковых автомобилей поПарижу теперь не пре ­ вышает 20 км/час, а в часы «пик» — 6 км/час. П роблемы уличного движения волнуют парижан; в городе ведутся работы по строительству туннелей и новых мо ­ стов, правда <в весьма ограниченных размерах. >И если в связи с выставкой некоторые конструкторы выступали в печати с предсказаниями о том, что к 1970 году скорости автомобилей, благодаря использованию газотурбинных двигателей, легких сплавов, электроники и пластмасс сильно возрастут, т опо ­ лиция пока что разрабатывает планы запрещения въезда в центральную часть города всем автомобилям, к роме такси иимеющих стоянку в гаражах. Автомобильная общественность, в свою очередь, предлагает строить для пеше ­ ходов эстакады на уровне вторых этаж ей зданий, а всю наземную часть гор ода отдать транспорту. Н о все это пока проекты, а паралич движения вПариже прогрессирует, что сказывается такжеи на сбыте автомобилей. В таких условиях, как сейчас, все же легче ездить на небольшом автомобиле ине удивительно, что покупа ­ тели их предпочитают.• В верху : автомобильная «пробка» на Елисейских полях. В низу : несмотря на то, что стоянка запрещена...Фото Л. АФАНАСЬЕВА.30