20
21
Электромодели, сконструированные инженером В. Якубовичем {г. Жуковский), неоднократно получали наибольшее количество поощрительных баллов на республиканских и всесоюзных соревнованиях моделистов. В 1960 году его модель ЗИЛ111 с электродвигателем заняла первое место в соревнованиях на первенство РСФСР. Ниже публикуется описание и чертежи автомодели ЗИЛ-111 с электродвигателем. Кузов модели выклеивается из бумаги на деревянной болванке; для увеличения его прочности рекомендуется проложить также и один-два слоя капрона. Все детали облицовки изготовлены из дюралюминия, а окантовка окон и молдинги вдоль кузова — алюминиевой фольги. Рама выполнена из листового полуторамиллиметрового дюраля. В передней части она соединена двухмиллиметровыми винтами с подмоторной рамой и подрессорниками передней подвески. Фанерный пол толщиной 6 мм состоит из трех частей, которые для придания большей жесткости соединены между собой специальными накладками и приклепаны к раме. Передний мост. Подвеска передних колес независимая — параллелограммного типа. Стяжной болт электродвигателя служит осью верхнего рычага подвески. С этой целью в стенках корпуса электродвигателя прорезаются два паза с тем, чтобы щеки рычага прошли внутрь двигателя. Стойка подвески изготовлена из дюраля. В ней имеется паз для установки оси (шкворня) колеса. На ось колеса напрессован подшипник качения, который вставляется в диск колеса и удерживается в нем с помощью прижимной пластины, скрепленной с диском тремя винтами. Рессоры пружинного типа выполнены из проволоки ОВС диаметром 1 мм; одной стороной они упираются в нижний рычаг подвески, другой — в подрессорник, укрепленный на раме. Диск колеса изготовлен из дюраля. Его внешнюю часть желательно точить фасонным резцом. Шины изготавливаются в специальных прессформах методом вулканизации. Продольный протектор нарезается на токарном станке. Задний мост представляет собой обычный одноступенчатый конический редуктор с передаточным отношением V: 1,2 (шестерня М = 0,8; Z i - 20; Z2 = 24). Разъемный корпус редуктора состоит из двух половин; после сборки разъем запаивается. К чулкам заднего моста двумя хомутами крепятся полуэллиптические рессоры. Соединение оси с колесом показано на чертеже. Коробка перемены передач. На модели установлена двухступенчатая коробка перемены передач. На специально изготовленном валу электродвигателя имеется блок двух шестеренок. Фиксация каретки относительно вала осуществляется винтом, который виден на чертеже. Выходной вал коробки передач опирается на два шарикоподшипника, жестко установленных в опорах на шасси модели. Вал оканчивается вилкой карданного шарнира. Карданный вал сделан из дюралевой трубки диаметром 6 мм. С обоих концов он имеет заглушки с вилками карданных шарниров. Пальцы каждого кардана смещены один относительно другого на 1,5 миллиметра. Рулевое управление. Поворот передних колес осуществляется в обе стороны на 35° с помощью рулевого колеса, расположенного в кабине. Передача усилия осуществляется через систему двух цилиндрических шестерен и рулевых тяг (см. чертеж). Электрооборудование. На модели установлен электродвигатель МУ-50. Вал его используется также ив качестве первичного вала в коробке передач. Включение и выключение электродвигателя производится антенной, установленной на кузове. Осветительное электрооборудование показано на схеме. Источник электроэнергии — батарея аккумуляторов СЦС-1,5, помещаемая в средней части кузова.6 5а9, К7чАИ IJ_*^в-1С ЭЛВК1 POJLB И PATBJUM