НОВЫЕСПОРТИВНЫЕ ШИНЫНЖЕНЕРЫ ОТВЕЧАЮТ ЧИТАТЕЛЯМдля мотоцикловВот и пришло лето, а вместе с ним — новый спортивный сезон. Чем порадовала наших спортсменов промышленность? Какие улучшения вносятся в конструкцию отдельных узлов и деталей мотоцикла? На вопросы читателей, связанные с мотоциклетными покрышками, отвечает начальник лаборатории ЦКЭБ мотоциклостроения Н. Поляков. • Ч еред вами рисунки протекторов но• Ш вых моделей мотоциклетных шин. Они созданы Ленинградским шинным заводом для гоночных и кроссовых мотоциклов, а также для мотоциклов, участвующих в многодневных соревнованиях. Каковы особенности новых шин, чем отличаются они от старых? Шины для переднего колеса гоночных мотоциклов кроме продольных кольцевых канавок имеют еще и поперечные (рис. 1). Это улучшает сцепление колес с мокрым покрытием дороги при торможении. На протекторе шин для заднего колеса имеются зигзагообразные канавки (рис. 2). Они обеспечивают надежное сцепление с мокрым покрытием дороги при разгоне, торможении и на виражах. Рисунок протектора у шин мотоциклов, предназначенных для многодневных и кроссовых соревнований, более разреженный (рис. 3), чем у шин серийных моделей. Благодаря этому они легче очищаются от грязи. Для лучшего сцепления с грунтом при движении по бездорожью более чем в два раза увеличена высота шашек. Две модели шин созданы для переднего колеса кроссовых мотоциклов. В отличие от старых моделей они имеют посадочный диаметр 21 дюйм. Мотоцикл должен комплектоваться новыми шинами следующих размеров: 2,75—21 на переднее колесо и 3,50-—19 на заднее или 3,00-21 на переднее и 4,00-19 на заднее. При таком сочетании наружные диаметры переднего и заднего колес будут одинаковыми. Спортсмен установил шины новой модели на свой мотоцикл. Можно ли быть уверенным, что одно это обеспечит отличную его устойчивость? Нет. Многое зависит от давления воздуха в шине, Чем оно меньше, тем лучше будет сцепление колеса с дорогой и, следовательно, устойчивость мотоцикла. В свою очередь, оптимальное давление воздуха регламентируется усталостной прочностью каркаса. При снижении давления увеличивается нагрев шины. От чрезмерного же нагрева резина размягчается, .и каркас расслаивается. Высокое давление в шине гоночных мотоциклов на соревнованиях по шоссейно-кольцевой трассе приводит к дру3* гому нежелательному явлению — явлению упругого мяча. Оно увеличивает время отрыва колеса от дороги, что нарушает устойчивость на виражах. Участвуя в кроссе, спортсмены стараются держать возможно меньшее давление в шине. Это. способствует увеличению площади контакта ее с дорогой и делается для того, чтобы на песчаных и любых рыхлых трассах как можно больше шашек участвовало в сцеплении с грунтом. Рекомендуемые величины давления в шинах мотоциклов, предназначенных для различных соревнований, приведены в таблице. Р ис . 1. Протектор шины для переднего колеса гоночных мотоциклов имеет не только продольные, но и поперечные канавки. Р ис . 2. Зигзагообразные канавки протектора шины для заднего колеса гоночных мотоциклов. Р ис . 3. Рисунок протектора шины мотоциклов, предназначенных для многодневных и кроссовых соревнований.ные шины. Но не все еще потребности удовлетворены. Гонщикам, участвующим в международных соревнованиях, нужны шины для заднего колеса гоночных мотоциклов класса 250—350 см* с лучшим сцеплением на виражах. Кроссмены ждут шины для заднего колеса кроссовых мотоциклов класса 250Давление в шинах колес сдопускомвкг / с м ! + 0,1 заднего переднего коляскиКлассмотоциклаРазмер шинМодель шинн а сухой дорогена мокрой дороген а сухой дорогена мокрой дороген а сухой Дорогена мокрой дорогедля шо<Х ЕЙН0 - К 1 >ЛЬЦЕВ ЫХ125 175 250 см» см3 см» см» 2,50—19 2,50—19 2,75 — 19 2,75 — 19 3,00 — 19 3,00 — 19 3,00 — 19 3.25 — 19 3,50—19 3.50—19 3,25 — 16 3,00—19 3,25—19 3,50—19 4,00—19 2,75—21 3,50—19 3.25—19 3.00—21 4,00—19 Л—168 Л—167 Л—178 Л—177 Л—170 Л—169 Л—170 Л—179 Л—76 Л—77 Л—75 Л—173 Л —174 Л—175 Л—176 1.3 0,9ГО ЦОК350—500500 — 750 см» с кляской— — 1,3 — 1,3 — 1,4 — —1.2— — 0,9 — 0,9 — 1,0 — —0,8— 1.4 — 1,3 — 1,6 — 1,5 — 1,8 —— 1,0 — 0,9 — 1,2 — 1.1 — 1.4 —1,3 1,4 1,6 1,8— — — — —' — — — 1,5— •—•— — — — — — — — — — 1,2 — — — 1.2 — — — — —ДЛЯ мног ОДНЕВНЫ X1 25 — 1 75 см» 2 50 — 3 50 см» 3 50 — 5 00 см» 500 см» н выше 125—175 250—500 см» см»СОРЕ 1,2 1,3 1.2 1,2ВНОВА НИИ 1,5 1,0 1.6 1,1 1,8 1,0 2,0 1,0— — — 1,4 — —— •Д ЛЯ KI> O CCi \ 0,8 Л—171 Л—175 — Л—131 — Л—172 1,0 Л—176 —— — — — —0,8 1,0—— 1,1— — — — —•—•—Эти значения минимально допустимые. Вот почему для надежного удержания шины на ободе от провертывания необходимо снабдить колеса заклинивающими устройствами. Спортсмены-мотоциклисты по достоинству оценили усилия коллектива Ленинградского шинного завода, создавшего в последние годы новые спортив-350 см 8с более плоским профилем. Это даст возможность улучшить зацепление боковых шашек с мягким грунтом и тем самым исключить пробуксовку. Хочется верить, что Ленинградский шинный завод учтет пожелания спортсменов и создаст такие шины. Н. ПОЛЯКОВ, инженер.15 \