П01Т0ВЫИМЖКрасноярск. Н-ская часть. ГРУППЕ ВОИНОВ-АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ. В своем письме в редакцию Вы попросили рассказать о перспективах развития автомобильных двигателей и особенно о применении электрического привода на автомобилях. Как Вы знаете, одновременно с созданием первых «бензиновых» автомобилей с двигателем внутреннего сгорания были сконструированы также автомобили с электрическим двигателем, питаемым от аккумуляторов. На первых порах в силу несовершенства тогдашних бензиновых двигателей электрические автомобили успешно конкурировали с бензиновыми, особенно при перевозках на небольшие расстояния. Однако необходимость специально оборудованных станций для зарядки или смены батарей, а также недостатки известных в то время аккумуляторов препятствовали широкому распространению электрических аккумуляторных автомобилей, и их вытеснил постоянно совершенствовавшийся двигатель внутреннего сгорания. Из «электрических» автомобилей выдержал испытание лишь троллейбус, а аккумуляторные автомобили в небольших количествах продолжают использоваться, например для аэродромной службы, перевозки почты, в цехах заводов. Начиная с момента создания автомобиля, инженеры и конструкторы, однако, не оставляют попыток создать автомобиль с электрическим двигателем, который не уступал бы обычным.. Интерес конструкторов к электрическому двигателю объясняется его высокой надежностью, неприхотливостью к климатическим условиям, постоянной готовностью к действию и, главное, тем, что его тяговые свойства позволяют исключить коробку передач и сцепление, а регулирование при движении осуществлять только с помощью переключения обмоток и реостатов, управляемых одной педалью. Поэтому были созданы автомобили с двигателями внутреннего сгорания, трансмиссия которых состояла из электродвигателя, приводившего колеса; его питание осуществлялось от генератора, вращаемого двигателем внутреннего сгорания. По такой схеме был выполнен автобус ЗИЛ-155, а также тяжелые автопоезда для Арктики американской фирмы Ле-Турно. В настоящее время в СССР и за границей ведутся работы в области так называемых топливных элементов, где энергия топлива превращается непосредственно в электрическую, минуя тепловую. Успешное завершение этих работ позволило бы окончательно решить вопрос об источниках питания для электромобилей. Необходимо указать также на положительные результаты, достигнутые в области создания автомобильного газотурбинного двигателя, не имеющего поршней, шатунов и других возвратно-поступательно движущихся деталей. Успешные испытания таких двигателей позволяют ожидать, что в ближайшее время они будут серийно использоваться на автомобилях, в первую очередь на тяжелых грузовиках. г. Славгород Алтайского края, A. АНТОНОВУ, г. Рига, Г. ОЭОЛИНЬШУ. Вы спрашиваете о том, как осуществить систему зажигания, состоящую из полупроводниковых приборов, И ссылаетесь на книгу Б. Козлова «Путешествие на мотоцикле». Надо сказать, что изображенная на страницах этой книги схема не проверена ни в промышленных условиях, ни даже экспериментально. Конечно, существуют и другие, более надежные схемы. Но специалисты из Центрального конструкторско-экспериментального бюро мотоциклостроения считают полупроводниковую систему зажигания слишком неэкономичной. Пока что полупроводниковое зажигание имеет смысл применять лишь на гоночных мотоциклах, поскольку вопросы стоимости изготовления и надежности эксплуатации не играют для них такой большой роли, как для серийных машин. г. Подпорожье Ленинградской области, B. АНДРЕЕВУ. Вас интересует, где можно приобрести разборный катер, о котором писалось в журнале «За рулем» (№№ 4 и 10, 1961 год). Как сообщили нам работники Марпосадской судоверфи (Чувашская АССР), производство катеров, предназначенных для продажи в виде набора деталей, прекращено. г. Ярославль, ' ! ' ' '•" \ В. ТОЧИЛЕНКО. Вы спрашиваете о том, каким образом лучше всего вычистить нагар из глушителей мотоцикла «Ява». Прежде всего надо извлечь из глушителя глушащие элементы. Делается это так: отвинчивают задний стопорный винт, вынимают пробку, в отверстие ее вводят Г-образную часть монтажной лопатки и вытягивают на себя, поворачивая из стороны в сторону. После извлечения элементов их обливают бензином, обкладывают тряпками !И поджигают. Затем сбивают окалину. В снятые с мотоцикла глушители наливают бензин, предварительно заткнув один из концов, и отмачивают нагар в течение нескольких часов.Вам хотелось узнать, использовались ли на автомобиле какие-либо устройства для сбора металлических предметов, валяющихся на дороге. Сообщаем Вам, что в разное время многими изобретателями предлагались (и даже были запатентованы в ряде стран) электромагнитные улавливатели металлических предметов, которые устанавливались перед автомобилем для очищения дороги от гвоздей и других предметов, могущих проколоть шины. Однако они вызывали повышенное потребление электроэнергии, поскольку электромагнит находился высоко относительно дороги. А самое главное — электромагнитные улавливатели не очищали дорогу от острых камней и других немагнитных материалов. К тому же на больших скоростях наличие такого устройства часто приводило к обратному эффекту. Не успевая притянуть металлические предметы, электромагнит поднимал болты, гвозди, устанавливал их отвесно, и шина, накатываясь на них, прокалывалась. г. Москва, Г. НЕУСТРОЕВУ, Г. КОРНЮШИНУ. Вы спрашиваете о том, какой выбрать туристский маршрут при путешествии по Кавказу. На эти вопросы подробный ответ можно получить в путеводителе Ю. Цветаева «На автомобиле по Кавказу». Тот, кто возьмет с собой в дорогу эту маленькую книжечку, не раскается. Все, что нужно знать о кемпингах, пансионатах, станциях технического обслуживания, состоянии дорог, будет у него как на ладони. Еще больше радости должны доставить туристу сведения о том, ради чего, собственно, и следует ехать — об истории, о городах, о памятниках, о природе. Первое, что видит читатель, открывая путеводитель, — это схема маршрутов. Москва — отсюда начинается совместное путешествие автора с читателем. До Кавказа далеко; среднерусские города возникают и уносятся вдаль, но каждому из них уделено хотя бы несколько строчек. Черноморское побережье Кавказа, Грузия, Ростов-на-Дону — Орджоникидзе, Военно-Грузинская дорога, Тбилиси —i Черноморское побережье — вот основные разделы книги, а внутри них каждое место, заслуживающее внимание, будь то большой город, районныйцентр или живописное ущелье, отмечено особо. Путеводителей по Кавказу было множество, но автомобилистов пока вниманием не баловали. Несомненно, путеводитель «На автомобиле по Кавказу» будет хорошо встречен автолюбителями. Кавказ велик. Он занимает большую территорию, но у многих людей сведения о «ем самые общие. Горы, море — вот -и все, что знают они, и пользуются в дороге случайными советами. Книжка Цветаева избавит их от этого. Степень квалификации автомобилиста тоже учтена автором: начинающим он предлагает одни дороги, более опытным — другие, самым опытным — третьи. Но каждый из маршрутов имеет свои достоинства, и никто «е останется обиженным.—26