НЖЕНЕРЫОТВЕЧАЮТЧИТАТЕЛЯМКАКУВЕЛИЧИТЬДВИГАТЕЛЯ»Таной вопрос волнует многих владельцев мотороллеров. Ответить на него редакция попросила ведущего нонструнтора завода Тульсного совнархоза В. Лопухина, статья которого публикуется ниже. Содержащиеся в ней рекомендации основаны на опыте подготовки двигателей мотороллеров Т-200М, испытывавшихоя в многодневных соревнованиях на первенство заводской марки. П | еред тем как приступить к форси• ' рованию двигателя, его разбирают, определяют износ деталей и заменяют наиболее изношенные. Необходимо также заготовить комплект инструментов. Он включает в себя шесть напильников (два круглых, два квадратных личных и два плоских полудрачевых шириной 10 мм), зубило с жалом шириной 4—5 мм и набор наждачных полотен — от крупного до мелкого. Сгибают напильники согласно рис. 1 и калят. - Мощность двигателя можно повысить двумя способами: либо увеличением термического к.п.д. путем изменения степени сжатия, либо увеличением числа оборотов коленчатого вала за счет расширения фаз газораспределения. Наиболее выгоден, с точки зрения уменьшения износа и расхода топлива, первый способ. Но увеличение степени сжатия ограничивается бездетонационной работой двигателя на бензине с данным октановым числом. Это надо обязательно иметь в виду. Для двигателя Т-200 при работе на бензине А-66 степень сжатия должна быть 7,2, а на бензине А-72—7,4. Повышают степень сжатия, подрезая головку цилиндра (рис. 2), Поверхности головки и цилиндра тщательно притирают с пастой ив дальнейшем соединяют без прокладки, но при этом их смазывают клеем БФ-2, Определяют степень сжатия следующим образом. В головку ввертывают свечу и, пользуясь мензуркой, заливают масло АК-10, не включая объема цилиндра диаметром 68А5 высотой 1,2 мм. Объем головки при степени сжатия 7,2 равен 42 см 3 , а при 7,4—41 см". Применяя второй способ повышения мощности, расширяют фазы газораспределения с помощью перечисленных jbUjLKj инcгp_yJ^eJaтoв_JpJ1C_JJt/^oльшиe" \ слои металла снимают" сначала зубилом, затем полудрачевым и личным напильниками и, наконец, наждачным полотном. Обработку ведут до получения ровной поверхности седьмого классаl 4HCT_OTbKJ . - 1 -.-•-• •" * •МОЩНОСТЬ«Т УлыР ис . 1. Комплект инструментов. КРУГАМИ, ШАРАТНЫИРис.2. Доводка цилиндра и его головки при повышении степени сжатия.КРУГЛЫЙ ШАРАТНЫИЗУБИЛООБЪЕМ UbklCH ЦИАИНАРГОЛОВКА ЦИЛИНАРАРис.3. Расширение фаз газораспределения. РАЗРЕЗ ПО А-А—мРАЗВЕРТКАПерепускные каналы не увеличивают, но припиливают по шаблону к каналам в картере и шлифуют. Совпадение каналов картера с цилиндром должно быть в пределах 0,1—0,2 мм. На рис. 3 сплошными линиями условно обозначены каналы до форсировки, а также каналы, не меняющие формы после форсировки; пунктирными — каналы после форсировки. Когда все работы завершены, детали тщательно продувают и несколько раз промывают в керосине, чтобы избавиться от наждачной пыли. Если была заме-нена одна из деталей кривошипно-поршневой группы, необходимо обкатать двигатель пробегом на 1000 кмв соответствии с инструкцией по уходу и эксплуатации. Только после этого можно эксплуатировать его, используя полную мощность. Ни в коем случае не следует трогать глушитель. Этот узел в Т-200М подобран очень удачно, и любая переделка его вызовет лишь снижение мощности и увеличение расхода топлива. Последним этапом является доводка карбюратора. Диффузор растачивают до 0 26А.1, распылитель развертывают до Я5 2,6А. Главный жиклер заменяют жиклером производительностью 230—240 см 3 / мин. Двигатель мотороллера Т-200 после доводки развивает мощность от 9,5 до 10,5 л. с. при 5200 об/мин в зависимо-сти от тщательности выполнения работ. Максимальная скорость мотороллера увеличивается до 90—95 км/час, причем особенно улучшается динамика его разгона, Необходимо учитывать, что повышение мощности двигателя вызывает дополнительные нагрузки на механизм сцепления. Оно особенно сказывается на работе ведущих дисков. Усиленные рывки при включении сцепления приводят к тому, что выступы дисков делают вмятины в стенках пазов барабана. Для увеличения его долговечности и уменьшения вмятин следует отогнуть концы выступов ведущих дисков на угол 30—45 градусов. В. ЛОПУХИН, инженер-конструктор. г Тула.14