^Рь*&• M M » Вдвтоэдтоспдатд г. ЛЕНИНГРАДА Т„„„кол*™* суда № «пжйипоиуг* "«ТОКПУБ ДШ >Прнг руИВ 00 ВДШВДО!осенних вечеров В один виз старом особняке прошлого года на Фон*'"'жтанке, где на традиционный «судейский четверг» собираются ленинградские судьи по автомотоспорту, было необычно людно. Подводились итоги спортивного сезона. Весь 1962 год был до предела насыщен соревнованиями. Коллегия работала с напряжением. Бывали моменты, когда судей не хватало. Как готовить новые судейские кадры! Что для этого нужно предпринять! Эти вопросы больше всего волновали собравшихся. Было ясно: метод подготовки судей на небольших семинарах в новых условиях, при широком размахе соревнований, уже не подходит. Предложений было много. Но только одно поддержали все — предложение старейшего ленинградского судьи Павла Петровича Воротилкина — об организации общественной школы по подготовке и повышению мастерства судей. Решили так: городской автомотоклуб предоставит помещение, а опытнейшие судьи города, подготовят демонстрационные материалы и поделятся знаниями с теми, кто пожелает стать арбитрами. Президиум коллегии утвердил начальником школы П. Воротилкина, секретарем Т. Богуш. Им поручили разработать план занятий и подобрать преподавателей. Оставалось набрать слушателей. С помощью горкома ДОСААФ в районные комитеты и первичные организации разослали письма о создании школы. Ожидали прихода многих слушателей. Волновались, как разместить всех. И каково же было огорчение, когда в назначенный вторник собралось... шесть человек. Тогда решили действовать по-иному. ...В начале декабря на улицах и на крупнейших предприятиях города появились афиши. Под эмблемой федерации автомотоспорта Ленинграда и автомотоклуба было опубликовано сообщение о начале работы университета судей. Приглашались все желающие. С этого дня в городском клубе непрерывно звонил телефон: стать судьями по автомотоспорту захотели многие. 18 декабря 1962 года (этот день зафиксирован как дата рождения школы) в зале клуба собралось сто человек. В течение двух с половиной месяцев каждый вторник сюда приходили судьи. Все сто. Никто не прекратил занятий, не оставил школу. Видимо, интересны и содержательны были лекции, встречи, стажировка. Предусмотренные планом двухчасовые занятия иногда затягивались допоздна — так много вопросов задавали слушатели. Живо, с примерами из своей многолетней судейской практики рассказывал об организации соревнований, составе судейской коллегии и ее обязанностях П. Воротилкин. Его сменял судья республиканской категории А. Алексеев, большой знаток организации службы на старте-финише. С глубоким знанием дела делился опытом выбора и обслу1*УНИВЕРСИТЕТ СУДЕЙживания трасс мотокроссов и шоссейно-кольцевых гонок В. Лукин, хронометрист международной категории, заслуженный тренер СССР. Об особенностях судейства различных видов соревнований рассказывали судья всесоюзной категории Л. Сандлер, судьи республиканской категории В. Тищенко, Ю. Подвальный, Я. Марков, начальник автомотоклуба Г. Тютиков. Увлекательно прошла встреча слушателей с неоднократным чемпионом страны А. Дежиновым, который поделился впечатлениями о крупнейших международных и всесоюзных соревнованиях. Так незаметно проходило время. Будущие арбитры детально познакомились с правилами и методами судейства. Не забыли организаторы ио практических занятиях. Во всех соревнованиях зимнего, спортивного сезона в Ленинграде (их было семнадцать) слушатели семинара группами по 10—15 человек проходили стажировку. Робкими и неуверенными были их первые шаги, но дружеские советы старших товарищей научили стажеров быстро принимать решения в различной обстановке, вникать в тонкости судейского дела. . Присутствие стажеров на «судейских четвергах» также принесло пользу и помогло глубже усвоить теоретические знания. Но вот программа выполнена. Наступила пора зачетов. В просторном зале клуба, где проходили занятия школы, за столом сидят экзаменаторы — члены президиума коллегии и руководители школы. Председатель приглашает к столу первую пятерку экзаменующихся, спрашивает, какой спорт — автомобильный или мотоциклетный — их больше привлекает. И сразу устанавливается дружеский контакт. Вопросы следуют один за другим. Четко, уверенно рассказывают стажеры о правилах судейства, решают практические задачи. В первый день зачет сдали 36 слушателей. Снова вторник, и снова экзамен. Успешно закончили школу и сдали зачет 75 человек. Для тех, кто «срезался», организовали консультации, а затем и повторный экзамен. В Ленинградскую коллегию судей (старейшую в стране) влилось новое пополнение. Теперь коллегия готова к судейству даже нескольких соревнований в один день, о чем в прошлом году мы могли только мечтать. В общественной школе завершен первый семинар по повышению квалификации судей. Сейчас идут занятия еще восьми групп. Курс усовершенствования проходят по специальностям: счетчики кругов, хронометристы на шоссейно-кольцевых гонках, секретари, начальники дистанции, судьи-стартеры и т. д. Занятия ведут наиболее опытные арбитры. Так было реализовано предложение ветеранов автомотоспорта, подхваченное судейской коллегией. Сейчас на повестке дня — создание судейских коллегий в районах, спортивных обществах ив клубах. Судьям-общественникам Ленинграда эта задача теперь по плечу. Н. КИСЕЛЕВ, председатель Президиума коллегии судей по автомотоспорту, судья всесоюзной категории, общественный корреспондентжурнала «За рулем». Ленинград. -Из нашей почтыХОТИМ СТАТЬ МЕХАНИЗАТОРАМИ!Дорогая редакция! Я работаю электромехаником на лесоучастке. Много у нас различной техники: мощные трелевочные лебедки, трактора, автомобили и автокраны. А людей, хорошо знающих технику, иногда не хватает. Многие молодые лесорубы, члены ДОСААФ, хотят учиться. И возможности для этого есть. Например, мы могли бы оборудовать учебный класс, сделать своими силами учебные пособия, использовать отдельные узлы и агрегаты выбракованных автомобилей и тракторов. Но вот беда: некому организовать учебу. А ведь неподалеку от нас находится Котласский районный комитет ДОСААФ. Еще в начале прошлого года райком обещал открыть курсы механизаторов. Мы, конечно, обрадовались, узнав о таком намерении, собрали желающих заниматься. Их набралось более сорока человек. Стали ждать. И вот ожидаем уже более года, а курсы так никто и не думает открывать. Видимо, в Котласском райкоме Общества действует старая отжившая поговорка: обещанного три года ждут. Но мы с этим не согласны. Наша молодежь хочет изучать технику, приобрести новые- специальности, чтобы облегчить свой труд и повысить его производительность, дать стране больше продукции. А этого можно достичь, когда наши люди станут технически подготовленными. Вот почему мы обращаемся к вам. Надеемся, что, прочитав это письмо, изменят свою позицию и товарищи из Котласского райкома ДОСААФ. Г. ЮИКОВ.Березовский лесоучасток Архангельской области.3