НА ПЕРЕДНИХ РУБЕЖАХПожалуй, за всю свою двадцатилетнюю историю Ульяновский автозавод не видел такого количества экскурсантов, как за последнее время. Сюда приходили и участники собравшейся в городе всесоюзной технической конференции по внутризаводскому транспорту, и крупные специалисты — инженеры с таких известных предприятий, как ГАЗ, ЗИЛ, МЗМА. Люди приезжали из далеких городов, из разных концов страны и сразу же шли на УАЗ. Что привлекало их там? ...Это было в конце прошлого года. Утром на сборочную ленту главного конвейера легла первая автомобильная рама. Лента двинулась, и рама поплыла, обрастая узлами и деталями. В цехе сборки собрались все создатели нового главного конвейера — технологи, конструкторы, монтажники, строители. Яркий свет люминесцентных ламп заливал весь высоченный пролет, до потолка забитый узлами и агрегатами. На самом верху, на десятиметровой высоте, висели кабины и кузова, пятью метрами ниже находились задние и передние мосты, а внизу к подвескам были прикреплены двигатели, рессоры, радиаторы, колеса. На сборочную ленту агрегаты и детали подавались автоматически, при помощи толкающих конвейеров. Чем отличается толкающий конвейер от обыкновенного грузонесущего? Главным образом отсутствием постоянной связи между приводом (цепью) и тележкой, к которой крепится груз. Движения привода и груза связаны специальными механизмами, толкающими и удерживающими захватами. Это придает конвейеру особую гибкость, позволяет отправлять груз с помощью переводных стрелок по разным адресам, задерживать его на определенных отрезках пути, перемещать с различной скоростью. Какую бы транспортную систему мы ни взяли — потоки электрокаров, обычные конвейеры, — всюду неизбежны перевалки грузов, а следовательно, затраты ручного труда. Толкающий конвейер с автоматическим управлением и адресованием, а также опускными секциями позволяет полностью механизировать погрузку, разгрузку и транспортировку деталей. Пройдите по цехам современного автомобильного предприятия, — вы увидите десятки совершенных агрегатных станков, автоматизированные прессы, автоматические линии, обрабатывающие детали с микронной точностью. А как подвозят к этим линиям заготовки? Чаще всего колесным транспортом, на электрокарах, на пикапах, с многочисленными перевалками. Трудоемкость создания автомобиля за последние годы резко снизилась, но это достигнуто главным образом за счет механизации основного производства, а технический уровень вспомогательных операций — погрузки, хранения, доставки деталей — остался почти прежним. Между тем резервы снижения трудоемкости на вспомогательных операциях весьма велики. Для того чтобы высвободить несколько рабочих в основном производстве, автомобильному заводу нужно затратить большие средства на строительство автоматической линии. Эти же средства, вложенные в механизацию вспомогательных работ, позволяют высвободить в пять, а то ив десять раз больше людей. Вот почему ульяновские инженеры решили заняться проблемой толкающих конвейеров. Риск предстоял большой. Затраты огромные, дело новое. Но зато удача сулила многое. Помимо автоматической доставки деталей, толкающий конвейер дает возможность поднять склады, сделать их подвесными. Ведь та же нитка конвейера, оставаясь неподвижной, может служить отличным складом. При автоматическом управлении ее можно в любой момент привести в движение и подать на сборку нужное количество деталей. Таким образом достигается огромная экономия производственных площадей.На автомобильных заводах страны развернулась борьба за выполнение решений ноябрьского Пленума ЦК КПСС. Перестройка руководства промышленностью тесно связана с улучшением организации труда, внедрением совершенной и эффективной техники. В этой корреспонденции рассказывается о том, как решают некоторые проблемы механизации и автоматизации производства ульяновские автомобилестроители.Механизированная подача мостов на главном конвейере.Создание сети толкающих конвейеров было поручено группе молодых конструкторов под руководством А. Пясецкого. Электрическую часть проекта разрабатывали инженеры В'. Сидоранов, А. Старостина, А. Филифоров, М. Финогеев. Руководил работами по проектированию всей транспортной системы инженер В. Демокритов. время шло, и система конвейеров постепенно сходила с листов ватмана, возникала в металле. Цех обрастал паутиной металлических путей. Со всех сторон тянулись к главному конвейеру стальные трассы. Один толкающий конвейер подавал из цеха, шасси, задние и передние мосты, другой — кузова. Рамы шли из прессово-кузовного корпуса в цех сборки по напольному конвейеру, а затем с помощью системы толкающих конвейеров переходили непосредственно на сборку. И все нити сходились в просторной светлой комнате, где установили главный пульт управления. Именно отсюда, с этого пульта, направляется сложный процесс сборки автомобилей, именно здесь можно получить исчерпывающую информацию о положении дел на заводе, потому что вся многообразная жизнь сборочного цеха отражена на двух основных панелях пульта. Десятки различных счетчиков расскажут о количестве деталей, поступающих на главный конвейер, о состоянии оборудования, о движении подвесок с грузами. Достаточно оператору повернуть один из многочисленных ключей на горизонтальной панели, как за сотни метров отсюда придет в движение «нитка» толкающего конвейера и строго определенное количество деталей поступит на сборку. Несколько поворотов ключей, и суточная программа набрана, остается лишь нажать пусковую кнопку главного конвейера. .;.В конце прошлого года система была пущена. Эксплуатация, конечно, показала множество недоделок, просчетов. Сейчас они исправлены. Но ульяновцы не остановились на достигнутом, они продолжают развивать сеть толкающих конвейеров. Проектируется автоматическая подача на толкающем конвейере двигателей в сборе с силовыми коробками. Трудно переоценить значение инициативы ульяновских автозаводцев. В Программе партии сказано: «Комплексная механизация приведет к ликвидации ручных погрузочно-разгрузочных работ и исключит тяжелый труд при выполнении основных и вспомогательных производственных операций». Добиваясь полной механизации вспомогательных работ, коллектив Ульяновского автозавода выходит на передовые рубежи технического прогресса. М. ЛЕОНИДОВ. г. Ульяновск.