оПримерная схема расположения упражнений в соревнованиях по фигурному вождению автомобилей: 1 — круг по часовой стрелке; 2 — разворот на площадке; 3 — круг против часовой стрелки; 4 — в ъездв бокс слева; 5 — д оска (слева по ходу); 6 — змейка; 7 — тоннельные ворота передним ходом; 8 — то же задним ходом; 9 — перенос эстафетного кольца; 1 0 — линия «стоп».0Новое в массовомОФИНИШм5£ BSJ •ЛИ7*?.СЕКРЕТАРИАТ-автомобильном спортеСТАРТ• •в тиХРОНОМЕТРАЖtea; \ЩА:<СТОЯНКА АВТОМОБИЛЕЙваниях, по уровню профессиональных знаний и мастерства стоят выше своих товарищей по работе. Их автомобили, как правило, всегда в хорошем состоянии, да и аварии у них — явление редкое. ПОЭТОМУ В воспитании и подготовке отличных водителей, способных своими знаниями и мастерством содействовать успешному решению больших народнохозяйственных задач, одно из первых мест должен занять массовый автомобильный спорт. Федерация автомобильного спорта СССР недавно выступила с предложение м вовлечь в спорт самые широкие круги профессиональных водителей грузовых автомобилей. Это встретило поддержку ЦК ДОСААФ, ЦК профсоюза работников связи, рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог, а такж е министерств автомобильного транспорта и шоссейных дорог ряда союзных республик. СПОРТИВНОЕ ДВОЕБОРЬЕ — ХОРОШАЯ ШКОЛА Наиболее доступными и массовыми в автомобильном спорте являются соревнования на мастерство фигурного вождения грузовых автомобилей и экономию топлива. С них начинали многие ныне признанные мастера. Однако до сих пор эти соревнования проводились раздельно, что нередко препятствовало развитию всесторонних навыков у спортсменов. Федерация автомобильного спорта СССР объединила их в общем комплексе и утвердила Положение о всесоюзных соревнованиях по спортивному двоеборью на грузовых автомобилях на первенство автомобильных хозяйств, районов, городов, областей (краев, АССР), союзных республик и СССР в 1963 году. Положение содержит ряд нововведений, направленных на развитие массового спорта. Как известно, фигурное вождение автомобилей и соревнования на экономию топлива могут быть легко организованы. Здесь не нужны большие затраты, сложный инвентарь, судьи высших категорий. Поскольку эти соревнования проводятся обычно после работы или в воскресенье, они не связаны с отрывом от производства.О пыт подсказывает, что водители, участвующие в автомобильных соревноЧтобы обеспечить все это и сократить до минимума перегоны автомобилей к местам соревнований, Положением разрешается выступать на. одном автомобиле нескольким или даже всем участникам. Следовательно, н а соревнования республиканского масштаба и выш е спортсмены могут прибыть не на своих автомобилях, а транспортом общего пользования. Выступать они будут на машинах, предоставленных им организаторами соревнований.. Большой популярности соревнований будет содействовать и проведение ихв пять туров: I тур — первенство автомобильных хозяйств (проводится до 1 августа); II тур — первенство районов И городов областного подчинения (до 1 сентября); III тур — первенство областей, краев, АССР (до 15 сентября); IV тур — первенство союзных республик, Москвы и Ленинграда (до 1 октября); V тур — первенство СССР (проводится в Москве 19—20 октября). В последующий тур допускаются только победители предыдущего; поэтому задача организаторов состоит в том, чтобы привлечь к участию в соревнованиях первого тура как можно больше водителей. Во втором туре не следует резко сокращать состав команд, так как участие в соревнованиях на этом этапе не связано с длительными переездами. ДЛЯ ЖЕНЩИН — ОТДЕЛЬНЫЙ ЗАЧЕТместный (на уровне своего тура) комитет содействия, куда должны войти представители комитетов ДОСААФ, профсоюзов, госавтоинспекции, автохозяйств, спортивной общественности. Комитет содействия изучает Положение, исходя из возможностей на местах определяет условия соревнований и назначает дни их проведения с таким расчетом, чтобы выделенного времени хватило на всех участников тура. Вполне возможно, что на соревнования первого и второго туров потребуется несколько дней. Важно также заблаговременно создать судейскую коллегию, подготовить инвентарь и выделить места проведения соревнований. Делу помогут и хорошая афиша, и статья в местной газете, информация по местному радио. Главное же внимание в первом и втором турах нужно уделять массовости. Ни одно автомобильное хозяйство города и села не должно остаться в стороне. ТРАССА СОРЕВНОВАНИЙ, ИНВЕНТАРЬ И ОБОРУДОВАНИЕ Для соревнований по фигурному вождению автомобильную трассу размечают на асфальтированной или мощенной камнем площади. Там, где такой возможности нет, подбирают место с естественным покрытием (стадион, ипподром или просто поле). Для соревнований первого и второго туров целесообразно избрать первые 10 упражнений из 24 рекомендуемых программой, за исключением 6-го (змейка задним ходом). Его лучше заменить 14-м («тоннельные ворота» задним ходом) и выполнять сразу после 4-го упражнения. Однако в программу третьего и последующих туров следует включать и более сложные упражнения, так как в пятом туре упражнения будут самыми трудными из всех перечисленных в программе. При разметке первых 10 упражнений требуется очень простой инвентарь: около 200 стоек-ограничителей высотой до 1 метра для 1, 2, 3 и 7-го упражнений (если 2и 3-е упражнения — круг против часовой стрелки и круг по часовой стрелке — совмещены в одной фигуре); четыре стойки высотой до 1,6 метра для «тоннельных ворот»; пять стоек высо-До сих пор участие женщин в соревнованиях искусственно сдерживалось, поскольку они вынуждены были выступать в общем зачете с мужчинами. Положение предусматривает отдельный зачет для женщин, выступающих в двоеборье. Хочется надеяться, что от ' дельный зачет для женщин в двоеборье не останется приятным исключением и найдет отражение в единой спортивной классификации. КАК ЛУЧШЕ ОРГАНИЗОВАТЬ СОРЕВНОВАНИЯ Приступая к организации соревнований, прежде всего необходимо создать12