32
33
Федор Кафтанов ыл предвечернийсуб ­ ботний час. И нженерподшипникового завода, н е ­ м олодой человек, но моло ­ дой автомобилист Иван Прохорович Семиглазов, владелец новенькой «Волги», весело напевая попу ­ лярную песенку: «Мы едем, едем, едем в далекие края», о ткрылпередженойдверцу машины исказал : — Сейчас ты убедишься втом , что я — з аправский шофер. Но, у вы ! На первомжеперекресткемотор ни сто ­ го ни с сего заглох. Иван Прохорович несколько раз энергично нажал на старт ер , а затем, кряхтя и сопя, вылез измашиныи стал ра ­ стерянно метаться от руля к двигателю и обратно. А в ­ томобиль сразужеокружи ­ ли прохожие . И, к онечноже , словно из - п одземли , выросла фигура инспектора в милицейской форме. Послышались возгласы: — Выбрал местечко , г де застрять! — А что, — издевался ка ­ кой-то пешеход, — место самое подходящее : у всех на виду! Из-за поворота выехал автобус. Д вижение застопорилось. Раздались нетерпеливые гудки . Инспектор скомандовал: — Поможем, граждане, очистить перекресток . Водитель, з а руль! Н есколько человек, в их числе иинспектор , откатили «Волгу» к тротуару. Иван Прохорович снова отк рыл капот. С осредоточен -Бно глядя на моторискребя затылок, он бормотал: « Ф ыркнули заглох... ф ырк ­ нул и заглох». — Подачи нет, — п одска ­ зал кто-то. — Ерунда. В зажигании дело, — вмешался второй . — Может, ручной тормоз заклинило? — п редположил третий. — М озгиу тебя закли ­ нило, — возразил немолод ойдолговязый человек и обратился кхозяинумаши ­ н ы : — Давай ключ , а сам полезай под машину. Бросив стыдливый взгляд в сторону жены , Семиглазов полез под машину. Д ол ­ говязый командовал: — Д ержикрепче ! Чего зеваешь? — На меня масло ка ­ пает, — послышался тоскли ­ вый голос из - п одмашины . — Пусть капает, — о то ­ звался кто-то из присутствующих, — жирнее будешь. А долговязый продолжал командовать: — Так... Еще немножко Еще! Порядок... Вылазь, з а ­ води. Семиглазов вылез из - п одмашины . Его лицо стало темным от масла. На негос интересом поглядывал мальчик ссамокатом . Сев за руль, Иван Прохо ­ рович попытался завести мотор , но безуспешно . — Опять не фурчит, — сказал он , с отчаянием глядя на долговязого . — Д ело ясное, — з аклю ­ чил тоткатегорически , — поломаны пальцы. Вызывай буксир .— Не слушай его , — в ме ­ шалась продавщицапирож ­ к ов , маленькая толстенькая женщинавбелом фарт уке . — Поверь мне , з наю как-нибудь счемсосиски едят. С ними карбюратор, прочисть жиклер... — Язык тебе надо про ­ чистить, чтоб не болтала,— возразил пожилой мужчина в очках. — Все деловтрамблере . Разрыва нет или контакты подгорели. Засучив рукава, очкастый вынул изкармана десятик опеечнуюмонету и, п очи ­ стив контакты, поставил трамблер на место. Иван Прохорович снова сел за руль, нажал на стартер. — Опять не фурчит,— сказал он , чуть не плача. И снова мненияраздели ­ лись: — Не втрамблере дело, а в свечах. — Бензонасос не качает. — Д инамо барахлит. — П ричем тут динамо , если стартер не работает? М еждутем сгущались сум ерки . У машины остались Семиглазов да мальчик с самокатом: наконец-то и ему предоставилась возможность заглянуть под капот! — Д ядя , — сказал он , — а у вас здесь гаечка отско ­ чила. — Иди-ка ты отсюда... — Д а правда же , дядя... Посмотрите, — мальчик ткнул пальцем в клемму аккумулятора, Семиглазов нехотя взглянул, к уда указывал мальчик, и вскрикнул так, что дремавшая в машине жена вздрогнула. — А ведь точно... с кажиж ты! Радостно-торопливо Иван Прохорович закрепил провод, сел за руль, нажал на стартер. М отор заработал. — Садись, п рокачу , — повеселев, п редложилСеми ­ глазов мальчику. Но юный консультант, о т ­ толкнувшись ногойот асфальта, махнул автомоби ­ листу рукой : — Спасибо. Я на своем... «Волга» Семиглазова сердито фыркнула. А может быть, это фыркнулсамхо ­ зяин автомашины? Рис. Л. СамойловаВл. РАЗИНЦ ашему тридцатипятиместному • • т уристскому автобусу с подпольным дизельным двигателем и многочисленными фарами трудно в Лондоне. Он создан для широких магистралей, ему тесно тут , в лабиринте улочек, среди скопления разнокалиберных машин . Автобус движется медленно, п о ­ долгу простаивая уперекрестков , проползая через площади. Иногда улица становится свободнее, и тогда наш водитель Лесли Картер увеличивает скорость, л егко обгоняя огромные двухэтажные городские автобусы и разноцветные грузовики . А через минуту Лесли снова тормозит: впереди очередная автомобильная пробка . И так до самого выезда из города. Но, прежде чем рассказать о шоссе, несколько слов о самом Лондоне, к аким он видится глазами автомобилиста.Держись левее/U ила привычки велика. Первые ч * дни в Лондоне мне все время казалось, что вот-вот произойдет авария — здесь ведь левостороннее движение и встречные машины идут по правой стороне. А к тому, чтобы, переходя улицу, смотреть вначале направо, н икто ) из нас, советских туристов , т аки не смог привыкнуть . Автомобилей в Лондоне много. ' Движение очень интенсивное. Улицы узки . Т аких , к ак Садовое кольцо в Москве или Невский вЛенин ­ граде, нет вообще. Но дело не тольно в этом. Для лондонских автомобилистов давно стала проблемой стоянка, « п аркинг » , к ак здесь говорят. Есть, правда, в городе частные гаражи , но место вних стоит так дорого, что даже сравнительно зажиточному лондонцу это не по карману. Спасает относительно мягкий климат. Средняя температура зимой , в январе, плюс 5—6 градусов. Поэтому большинство автомобилей «живет» н аоткрытом воздухе. Все улицы забиты стоящими автомобилями, суж аяи без того теснуюпроезжую часть. Это обстоятельство родило еще одну статью расхода у лондонских автомобилистов. На многих улицах оборудованы платные стоянки. Вдоль тротуара на расстоянии длины автомобиля установлены столбы со специальными механизмами (фото 1). В щель опускается монета, и на циферблате начинает отсчитываться время. Работники специальной службызорко следят, чтобы автомобили не стояли сверх оплаченного времени. «Провинившимся» выписывается специальное извещение об уплате штрафа и приклеивается на лобовое стекло. Этот «процесс» вы и видите на снимке. Кстати сказать, содержание автомобиля вАнглии — дело не дешевое. К аждый владелец должен платить налог, устанавливаемый в зависимости от мощности двигателя. Дорого горючее и техническое обслуживание. Это учитывают про-Редакционная коллегия: А. И. ИВАНСКИИ {главный редактор), Г. М . АФРЕМОВ, А. М . К ОРМИЛИЦЫН , Д . В. ЛЯЛИН, В. И. НИКИТИН, В. В. Р ОГОЖИН , Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ, Б. Ф . Т РАММ , Ю . М . Ш РАМКО . Художественно-технический редактор И. Г. Имшенник. Корректор Е. Я. Обухова.Адрес реданции: Москва, И-51, Рахмановский пер., 4. Тел. К 5-52-24, Б 9-61-91. Сдано в набор 28.04.63 г. Г-90763. Бум. 60 X 807«. 2.25 бум. л. - 4 печ. л. Тираж 375.000 экз . Цена 30 коп. Подп. к печ. 22.05.63 г. Зак. 794.3-я типография Управления Военвого издательства Министерства обороны Союза ССР. Для того чтобы увеличить безопасность движения, автострады совершенно закрыты для пешеходов. Переходить можно только через пешеходные мостики или подземные переходы. Запрещено на автострадах, шоссе, улицах и первоначальное обучение водителей. Нам часто попадались асфальтированные площадки с нарисованными перекрестками и большой красной буквы «]_» в белом квадрате, укрепленном на ограде. Это знак автомобильного обучения. Он устанавливается и на автомобилях, которым управляет шофер, еще не получивший права. В этом случае (рядом с обучаемым должен сидеть водитель, имеющий удостоверение на право вождения. Кстати, в Англии водители не разделяются на первый, второй и третий классы. Есть единые права, которые дают возможность управлять как грузовыми, так и легковыми автомобилями. Правда, для водителей тяжелых автобусов существует особый экзамен, после которого им выдается специальный пластмассовый номер; его надо обязательно надевать в рейсе.LEDESTRIA^ PSIGNAlijмышленники. Микролитражные автомобили типа нашего «Запорожца» буквально заполонили рынок. Все без исключения пешеходные дорожки обозначены небольшими белыми тумбами, на которых днем и ночью светятся слова «Держитесь левее». Около светофоров укреплены светящиеся надписи: «Нет правого поворота», «Нет левого поворота». Эти надписи дублируются знаками «Въезд воспрещен», которые устанавливаются у въезда в поперечную улицу (фото 2). На всех оживленных пересечениях улиц запрещен сквозной проезд. Движение тут идет по кругу. Иногда в центре перекрестка делается газон, а иногда стоят простые указатели. Тут! у жс большой скоростью через перекресток не поедешь. останавливаются, если с тротуара на «зебру» ступил пешеход. «Зебра» и круговой объезд перекрестков позволили значительно уменьшить количество светофоров.P>£SS BUTTON ONcl AND WAIT FOR \, \I CROSS NOWPi SIGNAL _^,-fjJ0Sы не ошибетесь, подумав, что речь пойдет об авариях. Действительно, аварий на английских дорогах много. Главная причина — высокие скорости. Вообще-то надо признать, что английские водители управляют автомобилями очень дисциплинированно, четко, разумно. Тут почти не увидишь водителя, который не уступил бы дорогу обгоняющему автомобилю, не включил моргалку, начиная перестроение или обгон. Однако все это делается лишь в трезвом виде. А, к аки повсюду, большинство аварий в Англии совершают пьяные. В связи с этим хочется сказать еще вот о чем. Англия — страна, которая кичится своими «свободами» и особенно «свободой личности». Английское понимание этой «свободы» нередко приводит к авариям. Дело в том, что ни один полицейский не имеет права проверить, пьян или трезв водитель. Если он попросту скажет явно пьяному водителю: «Дыхните...», то тот может подать на него в суд «за оскорбление личности». Вот когда авария Или наезд совершены, тогда можно делать экспертизу. Нетрудно понять, что такая «свобода личности» на самом деле — свобода для пьяниц. Аварий было бы еще больше, если бы водители не следили за техническим состоянием своих автомобилей и мотоциклов. В связи с этим надо сказать о бензозаправочных станциях. На каждой такой станции можно не только заправить автомобиль топливом, выпить чашку кофе, купить свежую газету или журнал, но и произвести мелкий ремонт, проверку тормозов, узлов развала и сходимости колес. Стоит это сравнительно недорого и позволяет даже в дальних путешествиях держать автомобиль или мотоцикл в хорошем техническом состоянии. Но вернемся к буквам «SOS*- Вдоль всей автострады выстроились маленькие столбики с ящиками, украшенными такими буквами.. Это телефоны, по которым можно вызвать дорожную полицию, буксир, ремонтного механика.В•V„Достопримечательность" Англии• U огда мы вернулись в Лондон, наш • * автобус свернул на одну из улиц, и шофер Лесли попросил переводчика сказать, что сейчас он покажет нам еще одну «достопримечательность» Лондона. Поворот, еще поворот, большие ворота. Лесли что-то сказал привратнику, и неожиданно наш автобус пошел по привычной нам правой стороне. — Это частная улица, — объяснил гид. — Хозяину, которому она принадлежит, больше нравится движение по правой стороне. Вот он и установил это на собственной улице... Частная улица! Ну дом — это еще можно понять. Но Целая улица, на которой можно устанавливать собственные правила движения! Кстати, вывески «Частная улица», «Частная дорога», «Частный парк» и т. д. мы видели в Англии много раз. Въезд в одну из частных улиц Лондона я сфотографировал (фото 4). Привратник разрешает въезжать на эту улицу лишь в том случае, если вы направляетесь в один из домов, которые тут расположены. ...Последний раз мы ехали левой стороной по шоссе, идущему на аэродром. И, честное слово, было очень приятно, выйдя из здания аэродрома Шереметьево и радостно вдохнув воздух Родины, увидеть среди прочих родных примет встречные автомобили слева.Нажмите ннопну...Лондоне пешеходы обычно переходят проезжую часть лишь по пешеходным дорожкам, руководствуясь сигналами специального светофора. Но, справедливости ради, надо сказать, что причиной тому не только дисциплинированность — ..поток автомобилей так плотен, что пройти сквозь него попросту невозможно. Да ив случае наезда происходит тщательное расследование причины и, если будет доказано, что виноват пешеход, то он понесет ответственность за все последствия. Надо признать, что у той большой части лондонцев, что ходит пешком, жизнь нелегкая. Перейти улицу, особенно в часы «пик», трудно и опасно. Но зато в местах, где пешеходов немного, а движение интенсивное, на светофорах установлены приборы с надписью: «Нажмите кнопку И ждите сигнала перехода». Через несколько секунд вспыхивает желтый, потом красный сигнал, останавливающий движение на одну-две минуты, необходимые для перехода улицы (фото 3). Но главное, что спасает лондонских пешеходов, это переходы типа «зебра». Правила проезда «зебры» лондонские водители соблюдают неукоснительно. Это признанное «царство пешехода». Огромные автобусы и грузовики немедленноВЛондон.Жг*^