За нашуСоветскуюРодину!*Ш№И еодЕЙствия м>мии,ДОРОГОЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССАлагодатные возможности открыли перед народным хозяйством решения ноябрьского Пленума ЦК КПСС. Проведение их в жизнь позволяет лучше маневрировать резервами, быстрее наращивать темпы производства, поднимать его технический уровень. Как будет развиваться автомобильная промышленность в свете этих решений? Что наиболее характерно для нее в новых условиях? Над чем работают в пятом году семилетки автозаводы страны? С такими вопросами редакция обратилась к ведущему специалисту в области автомобилестроения А. Андерсу. Вот что он рассказал. Забота об ускорении технического прогресса — одна из главных задач Государственного комитета автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения при Госплане СССР. Создание комитета, несомненно, благоприятно скажется на планировании в автомобильной промышленности, проведении единой технической политики, специализации ико ­ операции производства. Особо хочется отметить значение специализации. Как подчеркнул на ноябрьском Пленуме ЦК КПСС товарищ Н. С. Хрущев, она дает огромные возможности роста производительности труда, повышения качества продукции. Ноябрьский Пленум ЦК партии призвал специализировать конструкторские организации на определенные типы машин, усилить работу по максимальной унификации узлов и деталей. С этой целью должна быть перестроена работа конструкторских служб автозаводов. В частности, предполагается создать головные конструкторские бюро по типам автомобилей в каждом классе или диапазоне грузоподъемности. Эти бюро должны отвечать за развитие конструкции машин данного класса, заботиться о ликвидации многотипности узлов и агрегатов автомобилей, близких по .грузоподъемности, с тем, чтобы облегчить их техническое обслуживание и ремонт. Создание новых конструкций — длительный процесс, поэтому деятельность головных конструкторских бюро не сможет отразиться на моделях автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53, МАЗ-500 и других, запускаемых в нынешнем году в производство. Деятельность головных конструкторских бюро в 1963 году направлена, в основном, на реализацию плана новой техники текущего года. Одна из отличительных черт автомобильного производства в пятом году семилетки — широкая унификация агрегатов, узлов, деталей и на ее базе дальнейшее развитие кооперации, укрепление взаимосвязи предприятий. Как известно, решено повысить грузоподъемность автомобилей Горьковского автозавода. Еще в 1962 году он начал выпускать переходную модель ГАЗ-53Ф грузоподъемностью 3,5 тонны. Выпуск этой машины продолжается и сейчас. После того как Заволжский моторный завод освоит производство нового V-образного двигателя, а Горьковский автозавод — нового заднего моста, автомобиль начнет сходить с конвейера под индексом ГАЗ-53, причем грузоподъемность его будет поднята еще на полтонны. Дальнейшее развитие этой конструкции — четырехтонный грузовик ГАЗ-54, снабженный более мощным двигателем и другими усиленными агрегатами. Это позволит ему работать с прицепом общим весом 6,2 тонны. Заводские испытания машины начинаются в 1963 году. И еще одна новинка горьковских автомобилестроителей — двухтонный автомобиль повышенной проходимости ГАЭ-66 типа 4X 4. Автохозяйства должны, получить первые такие грузовики до конца текущего года. Но вернемся опять к ГАЗ-54. Он имеет непосредственное отношение к разрабатываемому автозаводом «мени Лихачева семейству трехосных восьмитонных автомобилей ЗИЛ-133. Что же может быть общего у автомобилей ГАЗ и ЗИЛ, темБболее далеко не одинаковой грузоподъемности? В конструкции ЗИЛ-133 предполагается применить задний мост, разрабатываемый горьковскими автомобилестроителями для ГАЗ-54. Тем самым будет сделан первый шаг к унификации конструкций массовых автомобилей, выпускаемых крупнейшими автозаводами страны. А семейство ЗИЛ-133, в свою очередь, будет иметь большинство агрегатов, идентичных с агрегатами основной модели грузовиков автозавода имени Лихачева — ЗИЛ-130. Так межзаводская унификация тесно смыкается с внутризаводской. Это верный путь к удешевлению продукции. Работники автомобильного транспорта ждут выпуска большегрузных автопоездов. Они крайне нужны и для междугородных грузовых перевозок, получающих все большее распространение, и для массовой доставки продуктов сельского хозяйства в период уборки урожая, и для вывозки товаров с железнодорожных станций, портов, аэродромов, и для транспортировки многих других грузов. Выбран наиболее рациональный тип автопоезда — седельный тягач с полуприцепом. Такой подвижной состав начинает выпускать большая часть автозаводов. В 1963 году закончатся также заводские испытания тягача ЗИЛ-133В, рассчитанного на работу с полуприцепом, общим весом до 19 тонн. «Урал-377» — так называется новая трехосная, бортовая восьмитонная машина типа 6X4 Уральского автозавода. На базе его построен и уже испытывается с . ;ельный тягач для полуприцепа грузоподъемностью 15 тонн. Минские автомобилестроители еще в 1962 году начали выпускать тягач МАЗ-200М, а сейчас готовят к производству тягач МАЗ-504 (с кабиной над двигателем) с 14-тонным полуприцепом. Несколько отстают от намеченных сроков создания новых большегрузных автомобилей кременчугские автомобилестроители; им предстоит завершить разработку проектов и приступить к изготовлению опытных образцов нового семейства 12-тонных грузовиков КрАЗ-250, на базе которых будет построен и седельный тягач. На очереди —• автопоезд КрАЗ-258, включающий в себя тягач с 240-сильным двигателем ЯМЗ-238 и полуприцеп грузоподъемностью 20—25 тонн. Большое внимание уделяется специализации подвижного состава. Речь идет об автомобилях, полуприцепах и прицепах, кузова которых приспособлены для перевозок определенных грузов. Потребность в таком подвижном составе крайне велика. Он в наибольшей степени отвечает запросам народного хозяйства. Применение его позволяет привести в действие огромные резервы роста производительности труда, снижения транспортных издержек, повышения культуры доставки грузов. Специализированный подвижной состав будут изготовлять все автозаводы. Например, автомобиль ЗИЛ-130 будет иметь модификации, специально приспособленные для перевозки сельскохозяйственных и строительных грузов. Горьковский и Саранский автозаводы на базе автомобиля ГАЗ-53 создают 3,5-тонный самосвал, предназначенный, в основном, для работы в сельском хозяйстве. В новых семействах автомобилей МАЗ и КрАЗ преобладающее место занимают самосвалы. Производство специализированных автомобилей развивается быстрыми темпами и будет неуклонно возрастать. На него переключены новые предприятия, которые, главным образом, строят специальные кузова. Перечислить их в пределах одной беседы невозможно. Ограничусь лишь некоторыми примерами. Хороший подарок строителям приготовил Мытищинский машиностроительный завод — бетоновоз-самосвал с металлическим кузовом. Все больше автопоездов-цементовозов в со- На автомобильном заводе имени Лихачева начат выпуск автомобилей ЗИЛ-130. На снимке : автоматическая линия по обработке блока цилиндров автомобиля ЗИЛ-130. На первом плане — наладчик автоматической линии Юрий Мазакин. Фото В. Бровко.ставе тягачей МАЗ-504Б и полуприцепов-цистерн выходит из ворот Павшинского механического завода. Особого внимания заслуживают машины для перевозки скоропортящихся грузов. Черкасский завод холодильного оборудования создает рефрижераторы на базе автомобилей «Москвич» и МАЗ-500, Ульяновский автозавод — на базе фургона УАЭ-457, Луцкий машиностроительный на базе ЗИЛ-150 заканчивает испытания полуприцепа-рефрижератора грузоподъемностью 6 тонн. Его изготовили одесские автостроители; они же строят 16-тонный полуприцеп-фургон. Читателям, вероятно, будет небезынтересно узнать и об еще одном важном направлении в специализации автомобилей. В 1963 году намечено создать образцы машин, приспособленных для эксплуатации в определенных климатических условиях. Для Крайнего Севера, например, предназначаются специальные модели ГАЗ-^52 и ГАЗ-53, ЗИЛ-130С, МАЗ-512, а для жаркого климата — ЗИЛ-131 и МАЭ-513. Все они снабжаются дополнительными устройствами и приборами. Самые большие в нашей стране автомобили выпускает Белорусский автозавод. Последняя его новинка — самосвал БелАЗ-548 грузоподъемностью 40—45 тонн, образцы которого должны быть представлены в этом году на испытания. В 1963 году начнется серийное производство 27-тонных самосвалов БелАЗ-540. Обе эти модели предназначены для работы в карьерных условиях. На их базе завод должен построить самосвальные автопоезда, состоящие из седельных тягачей и полуприцепов БелАЗ'-540В и БелАЗ-548В грузоподъемностью соответственно 45 и 60 тонн. Теперь о самых маленьких машинах. Запорожский автозавод, взяв за основу «Запорожец», построил грузо-пассажирские микролитражки с задним расположением двигателя: обычные — типа 4X2и повышенной проходимости — типа 4X4. В 1963 году эти автомобили будут участвовать в государственных испытаниях, результаты которых определят- их дальнейшую судьбу. Если «малютка» выдержит экзамен на зрелость, то она, бесспорно, найдет массовое применение в сельском хозяйстве, связи, торговой сети. Чтобы людям было удобно — таков основной критерий, принятый для производства пассажирских автомобилей. Значительно расширяется типаж, совершенствуются конструкции автобусов. Государственные испытания пройдет новый большой городской автобус ЛиАЗ-677 вместимостью 80—105 человек Ликинского автобусного завода. С ним унифицируется автобус средней вместимости, который создают курганские автобусостроители. Интересную новинку готовит завод имени Урицкого в г. Энгельсе. Это городской автобус особо большой вместимости с горизонтально расположенным дизелем мощностью 180—200 л. с. По кузову он унифицирован с троллейбусом. Курганский завод завершит заводские и представит на государственные испытания автобус ПАЗ-672 малой вместимости. Его отличает повышенная прочность и проходимость при работе на арочных или широкопрофильных шинах. Назначение этой машины — внутрирайонные местные перевозки пассажиров. Первую промышленную партию новых автобусов —• междугородных ЛАЭ-699А и туристских ЛАЗ-699 — предполагают дать Львовские автобусостроители. Что касается легковых автомобилей, то коллективы заводов, в основном, продолжают работу над перспективными моделями будущих лет. Улучшение качества машин — задача, непосредственно вытекающая из постановления ноябрьского Пленума ЦК КПСС. Ее решению подчинена деятельность конструкторов и технологов автомобильной промышленности. Эксплуатационная надежность и долговечность — вот первостепенные показатели качества автомобилей. Каждый автозавод осуществляет меры, направленные на устранение слабых мест в конструкциях, усиление быстроизнашивающихся деталей. Имеется в виду прежде всего поднять срок службы автомобилей до капитального ремонта. Важное значение придается облегчению и сокращению трудоемкости технического обслуживания, уменьшению потерь смазки, улучшению условий труда водителей. Все заводы продолжают опытно-конструкторские и научноисследовательские работы, связанные с повышением качества, снижением себестоимости и дальнейшим совершенствованием конструкции автомобилей. Заслуживает внимания тот факт, что в новых условиях предприятия решают многие проблемы не в одиночку, а общими усилиями. Автомобилестроители идут по столбовой дороге технического прогресса, стремясь внести достойный вклад в дело создания материально-технической базы коммунизма.