БЕЗ ИНСТРУКТОРАнашу обладателем этой быстроходной и надежной машины возникает вопрос: как овладеть вождением и устройством мотоцикла, получить удостоверение на право управления им? Наиболее простой путь — окончить курсы мотоциклистов при одной из организаций ДОСААФ. А как быть, если человек не имеет возможности посещать курсовые занятия? Можно ли подготовиться к экзаменам самостоятельно? Конечно, изучить устройство мотоцикла, овладеть приемами управления им можно и таким образом. Но в практике довольно часто бывает так: кажется, человек уже неплохо водит мотоцикл, знает его устройство, а выполнить установленные ГАИ упражнения не может, Происходит это нередко потому, что экзаменующиеся плохо знают требования госавтоинспекции, не всегда достаточно подготовлены к ним. Экзамены по вождению мотоцикла включают в себя два этапа: выполнение специальных упражнений на площадке (фигурка) и проверка навыков управления мотоциклом в условиях городского движения. Цель этих заметок — познакомить желающих получить удостоверение водителя мотоцикла с требованиями ГАИ' на первом этапе экзамена, рассказать, как привести свои занятия и тренировки в соответствие с ними. Приступать к специальной подготовке следует лишь после того, как освоены элементарные навыки управления мотоциклом. Тренироваться и сдавать экзамен лучше всего на мотоциклах класса прочно вошел в МотоциклПеред каждым новым жизнь. до 125—175 см или на мотороллере с3 рабочим объемом двигателя 150 см . Перед началом занятий надо хорошо отрегулировать сцепление, работу карбюратора на малых оборотах и тормоза. Сцепление не должно буксовать или «тянуть». При его правильной регулировке легче переключать передачи, находить нейтральное положение в коробке передач. Свободный ход рычага сцепления должен быть 5—10 мм, педали ножного тормоза — 10—20 мм, а рычага ручного — 10—15 мм (на конце рычага). Карбюратор следует отрегулировать на малые обороты так, чтобы даже при полностью закрытой ручке газа двигатель не мог бы заглохнуть. Только убедившись в полной технической исправности машины, можно приступать к выполнению фигур, обязательных при сдаче экзаменов. Фигуры надо разметить мелом на ровной асфальтированной площадке, как показано на рисунке. Все входящие в экзамен упражнения выполняются в следующем порядке. Мотоцикл останавливают у линии «стоп» с заведенным двигателем. После команды водитель включает первую передачу и, плавно прибавляя газ, двигается с ускорением по линии разгона, Протяженность этого участка — 30—40 метров. Затем следует перейти на вторую передачу и дать сигнал о повороте налево (рукой или указателем поворота). Если сигнал был подан рукой, опускать ее следует, не доезжая пяти метров до поворота. После этого немедленно включить первую передачу, на которой и выполнить разворот, а так3же все остальные упражнения («узкий проезд», «змейку» и, наконец, наиболее сложное из них — «восьмерку»), Последнее упражнение надо выполнять с особой тщательностью, не торопясь. Если «восьмерка» занята другим водителем, следует остановиться на линии «А» и подождать, пока он ее покинет. Начинают упражнение вправо по КГ РУ У. затем, не заканчивая первый круг, переходят влево на второй и точно в месте перехода — вновь на первый. После левого поворота у коридора мотоциклист должен выйти на прямую и, подъехав к линии «Б», где находится экзаменатор, плавно затормозить. На тренировках это упражнение нужно проделать многократно, чтобы затем безошибочно выполнить его на экзамене только один раз. Запомните: при остановке двигателя, несвоевременном переключении передач, покачивании корпусом при сигнализации о повороте, а также при любом касании земли ногами на площадке для выполнения фигур — экзамен не будет принят. В заключение заметим, что трогаться с места надо уверенно и энергично, смотреть на дорогу, а не на рычаги и ручки управления, руль держать крепко, но без лишнего напряжения. Если вы справитесь с упражнениями по фигурному вождению мотоцикла, то и езда в эксплуатационных условиях не представит для вас особых трудностей. И. ЗОТОВ, мастер спорта, преподаватель.той до 1,2 метра для «змейки»; две стойки высотой до 1,6 метра с крючками доя кольца эстафеты (8-е упражнение); десяток колец; доска шириной примерно 0,3 метра и длиной 8 метров для 9-го упражнения; мел или меловая краска для линий «старта» и «стоп». Конечно, обязательно наличие секундомера. Трассу соревнований на экономию топлива лучше всего проложить по гаревой дорожке стадиона или ипподрома. Обычно «хозяева» этих сооружений охотно идут навстречу, так как нескоростное движение грузовиков улучшает состояние дорожки. Кроме того, соревнования можно проводить на любой площадке, где краской или флажками размечают кольцо или замкнутую кривую. Общая длина дистанции (на прохождение ее выделяется определенное количество бензина) не должна превышать 1,5—2 км. Побеждает тот, кто на выделенном топливе проедет большее расстояние (по кольцу длиной около 400—500 метров). Чтобы соревнования были интереснее, заранее (опытным путем) подбирают такую норму бензина, чтобы автомобиль мог пройти со старта полных 3—4 круга. Далее трассу размечают через каждый метр. Это помогает судьям быстро опре3. «За рулем» № 6.делить пройденное расстояние с точностью до 0,01 метра (точкой замера является место пересечения перпендикуляра, опущенного по центру переднего колеса, с плоскостью дорожки). Соревнования выиграют в зрелищном отношении, если давать старт одновременно двум автомобилям (при соответствующей ширине дорожки) из разных команд. Инвентарь для этих соревнований: два-четыре (когда стартуют сразу два автомобиля) бачка емкостью 1,0—1,5 л со штуцером и краном снизу, шланг для присоединения к карбюратору и приспособление для быстрого крепления его под капотом или в кабине водителя. Судья, находящийся во время соревнований в автомобиле, следит за тем, чтобы участник не пользовался стартером, и контролирует неприкосновенность мерного бачка. Может случиться, что у нескольких родителей окажется одинаковый результат пробега. Предпочтение отдается тому, кто прошел это расстояние быстрее. Следовательно, нужны 2 секундомера. СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯсогласно Единой всесоюзной спортивной классификации. Участникам, выполнившим нормы третьего спортивного разряда, следует вручить классификационные книжки и соответствующие значки сразу после окончания соревнований. ИТОГИ СОРЕВНОВАНИЯКлассификационные очки в каждом виде двоеборья начисляются отдельно,На пользу делу всегда идет освещение итогов соревнований в печати и по радио. Широкая автомобильная общественность и все организации, так или иначе связанные с автомобильным транспортом, должны узнать, какие автохозяйства и сколько водителей приняли участие в соревнованиях, кто победил, кто выполнил разрядные нормы, как отзываются автомобилисты о соревнованиях. Хочется верить, что автомобильные клубы, секции, федерации и автохозяйства будут проводить такие соревнования не один-два раза в год, а систематически. Тогда двоеборье принесет большую пользу не только спорту, но и народному хозяйству. Ю. ГОФМАН, ответственный секретарь Федерации автомобильного спорта СССР.13