26
27
j^yczJLUiTL^ v :.z—юич^и/IMIIIIIL_• • » шшятншмшшишшмшDpЕГЖурнал «За рулем» не раз обращался к вопросам торговли запасными частями для мотоциклов и мотороллеров. Этой теме была посвящена и статья «Почему не приходят посылки», опубликованная в № 9 за 1963 год. Она вызвала поток откликов. Читатели активно поддерживают выступление журнала, требуют навести порядок в снабжении мотоциклистов. Владелец мотороллера «Вятка» Л . Терентьев из г. Анжеро-Судженска Кемеровской области пишет: «В течение 1963 года я шесть раз обращался в Ижевскую базу Посылторга и каждый раз получал ответ: подшипников № 8070305 база не имеет. Отсутствие подшипников в торгующих организациях и на специализированной Ижевской базе, очевидно, связано с ошибками в планировании. Сколько же это будет продолжаться? Нельзя же , чтобы радость семьи, купившей необходимую вещь, через некоторое время обращалась в горе из-за отсутствия... подшипника». Такие же мысли встречаются и во многих других письмах. Право, нетрудно понять наших читателей: обидно иметь мотоцикл и ходить пешком за несколько километров на работу только потому, что нельзя отремонтировать машину, достать вышедшую из строя деталь. Мотоциклы и мотороллеры уже давно стали предметом быта советской семьи, особенно на селе. Сейчас нередко встретишь деревню, где мотоциклистов столько, сколько дворов. Около четырех миллионов людей дружат смо ­ тоциклом, мотороллером, мопедом. Для одних — они помощники в труде, для других — верные спутники во время отдыха, для третьих — спорт. Многие тысячи молодых мотоциклистов участвуют в III Всесоюзной спартакиаде по техническим видам спорта, которая идет сейчас по всей стране.ДЕТ.М ожно согласиться с первой частью ответа заместителя министра, где онпи ­ шет, что многие запасные части производятся еще в недостаточном количестве. Правда, положение здесь постепенно улучшается. За последние три года выпуск запасных частей увеличился на 84 процента. 8 наступившем году объем их производства выразится суммой в 43,6 миллиона рублей, а в будущем — 50,3 миллиона рублей {в оптовых ценах). Почему же запасных частей всетаки не хватает? Ясно, как дважды два —>• четыре, что одни детали выходят из строя гораздо быстрее, чем другие. Коленчатые валы и подшипники требуют, скажем, замены чаще, чем руль или седло. Значит, в первую очередь надо наращивать выпуск быстроизнашивающихся деталей. К сожалению, на деле это требование нередко нарушается. Сошлемся на факт. Наши читатели утверждают, что вот уже пять лет днемс огнем не сыщешь подшипников для коленчатого вала мо ­ тоцикла или мотороллера. В этом году Союзглавмаш — орган, планирующий поставки по подшипникам, — наконец-то увеличил фонды. Но радоваться этому не пришлось: нужных позарез подшипников коленчатого вала выделено не больше, ч емв прошлом году, причем еще не известно, попадут ли они туда, где в них больше всего нуждаются: Союзглавмаш никак не убедит Союзглавторг распределять подшипники между торгующими организациями не валом (в рублях), а по но ­ менклатуре. Если этого не сделать, то и впредь будут появляться такие неграмотные решения, которые наш читатель Л . Терентьев скромно называет «ошибками в планировании», История с подшипником для коленчатого вала — далеко не единственная. Сложившаяся практика планирован!-. выпуска запчастей страдает серьезными пороками. Совнархоз СССР определяет объем производства, а номенклатуру разрабатывает и согласует с заводами Союзглавторг. Делает он это не на основе фактической потребности, а на глазок, «с потолка», ибо заявки, поступающие из республик, составлены без всяк ого знания дела. Каких-нибудь научно обоснованных норм нет. Ни Централь-С каждым годом армия водителей «малого транспорта» будет возрастать примерно на миллион человек. Кто же должен заботиться о них, кто обязан решить не сходящую несколько лет спо ­ вестки дня проблему: где достать запасные части? Среди откликов на статью «Почему не приходят посылки» был и ответ Министерства торговли РСФСР, подписанный заместителем министра тов. Жарихиным:«Министерство торговли РСФСР считает правильной критику недостатков в производстве и торговле запасными частями к мотоциклам, мотороллерам и мотовелосипедам, указанных в статье «Почему не приходят посылки», опубликованной в № 9 журнала. Многие запасные части действительно производятся еще в недостаточных количествах, поэтому не удовлетворяется спрос населения. Промышленность не поставляет торговле в необходимых количествах такие крайне необходимые узлы и детали, к ак коленчатые валы, подшипники, различные резинотехнические изделия и сальники, электролампы, п окрышкии др. Что касается посылочной торговли запасными частями, то необходимо сообщить следующее: Роспосылторг сейчас не располагает необходимой материально-технической базой, и поэтому выполняет заказы по Советскому Союзу только на запасные части к инвалидным коляскам. Высылать запасные части к другим маркам машин пока не представляется возможным. Министерство принимает меры к расширению материально-технической базы посылочной торговли запасными частями, однако в связи с недостатком средств в короткий срок решить эту задачу не представляется возможным. В 1965 году намечается ввести в эксплуатацию склады Посылторга в объединенных базах оптовых контор вгг . Туле, Владимире с общей площадью свыше 7 тыс. кв. м. Планом на 1965 год предусматривается строительство здания Ижевской базы Посылторга с площадью 3,7 тыс. кв. м. Осуществление этих мероприятий позволит решить задачу организации посылочной торговли запасными частями к машинам отечественного производства для населения Советского Союза. - Что касается организации Посылторгом торговли запасными частями к импортным мотоциклам, мотороллерам и мопедам на территории Союза, то решение этого вопроса задерживается в связи с отсутствием необходимых помещений на Московской специализированной базе Посылторга. Министерство принимает меры к получению от Мосгорисполкома складских помещений в размере 2,0 тыс. к в . м для специализированной базы. В выделяемых помещениях, после проведения ремонта и оснащения необходимым оборудованием, намечается организовать отправку по почте запасных частей к импортным машинам во все союзные республики». Прочитав ответ тов. Жарихина, мотоциклисты вряд ли вздохнут с облегчением. «Принимаются меры», «намечается», «решение вопроса задерживается» — слова, которые не могут вселить надежду на то, что умолкнувшие мотор ы оживут вновь.Хотя письмо и не опубликованоОШИБКА ИСПРАВЛЕНА Вредакционной почте немало писем, •• а вторыкоторыхрассказываюто той большой работе по безопасности движ ения , которую ведет наша общественность. Большую помощь оказывает она органаммилициив наведении на улицах и дорогах нашейстраны образцового пор ядка . Но вот одно из писем прозвучало кактревожный сигнал. Пришло оно из Челябинска от М. Слюсаренко. «На улице Пугачева, — писал он, —' п роизошел со мной такой случай. Остан авливаетменянештатный автоинспектор П. Ташлыков иделает просечку в «талоне предупреждений». С прашиваю : «За что?» Он отвечает: «Вы проехали под запрещающий знак». А знака никакого не было. На мою просьбу пойти убедиться в этом или поехать в автоинспекцию последовал грубыйоткази репл ика : «Не учите меня1». Я вернулсяи «нашел» знак. Он валялс яна обочине. Т акябылнесправедливо наказан...». Редакция журнала обратил ась по поводу этого письма кначальнику ГАИ г. Ч елябинска тов. РОЖДЕСТВЕНСКОМУ. И вот получен ответ. Факты, п риведенныевписьме автолюбителя Слюсаренко, подтвердились. Было проведено специальное собрание нештатных автоинспекторов Советского района г. Челябинска. Н ештатному автои нспектору П. Т ашлыкову сделано строгое предупреждениеза допущенную грубость инеправильные действия. П риняты мерь., и сключающиеповторение подобн ых случаев. Однако во всей этой истории есть еще одна сторона, которой, к сожалению, даж е не коснулись в своем ответе работ-"* ники госавтоинспекции Челябинска . На каком основании общественным автоинспекторам предоставили право делать компостерные просечки? У нашей общественности большоеи полезное поле деятельности — р азъясни ­ т ельнаяивоспитательнаяработа среди шоферови мотоциклистов, к онтрользатехническим состоянием автомототранспорта, п рофилактикадорожных происшествий. И эта огромной важностиработа не терпит такого администрирования , которое имело место вЧелябинске . ЕДИНЫЙ ПОРЯДОКК иевлянин С. Ш паковскнйсообщил ••нам о том, ч тонаУкраине отступают от общепринятыхположений выда-26 Г ДЕЖЕ ЗАПЧАСТное конструкторско-экспериментальное бюро мотоциклостроения, ни какая-либо другая организация не располагают данными о надежности и долговечности отдельных узлов и деталей, а следовательно, и о нормах потребности в запасных частях. Не знают об этом и сами заводы. Вот и получается, что при столь большом объеме выпуска запчастей (он у нас вдвое превышает нормы, установленные в Чехословакии, Венгрии и других странах) невозможно подчас Купить нужную деталь. Это происходит еще и потому, что укоренилась . порочная практика, когда запчасти поставляются комплектами, «в сборе». Нужен десятикопеечный сальник — покупай двигатель или подвеску. Нравится ли это покупателю — заводам дела нет. На законные требования торгующих организаций выпускать запчасти «россыпью» они отвечают категориче& ским отказом. Это-де потребует расширить складские помещения, наладить сортировку и упаковку деталей. А средств на это нет. Так ли это? При остром голоде на запасные части в торговых базах оседает масса нереализованных деталей. В какую жеко ­ пеечку обходится это государству! Не будет ли правильнее—вместо того, чтобы замораживать средства на торговых складах, использовать их для выпуска широкого ассортимента запчастей, и не «в сборе», а «россыпью». Следует упрекнуть Управление автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения СНХ СССР. Слабо оно контролирует мотоциклетные предприятия. М ожно ли мириться с тем, что Ир битский мотоциклетный и оба мотороллерных завода систематически срывают план по запасным частям. Совнархозы на местах не помогают предприятиям мотоциклетной промышленности развивать мощности по производству запасных частей. Такое положение далее нетерпимо. Читатели ждут ответа от работников СНХ СССР, которые до сих пор хранят молчание и не реагируют на выступление журнала. Добиться от промышленности выпуска запасных частей внужном ассортименте и необходимом количестве—это еще полдела. И здесь мы должны коснуться второй части ответа Министерства тор ­ говли, с которой никак нельзя согласиться. Речь идет о посылочной торговле. Жизнь подтвердила, что это самая удобная форма снабжения запасными частями. Чего проще: написал открытку, заплатил деньги — получай нужную запчасть. Кстати, в свое время так и было: Союзпосылторг обслуживал мотоциклистов всей страны, и люди были довольны. Но вот с ликвидацией союзного ми ­ нистерства торговли 'на тех же базах появилась новая вывеска «Роспосылторг», и начались для мотолюбителей врес ­ публиках настоящие мытарства. Стоит ли говорить, как вреден местнический подход в посылочной торговле. Союзглавторг трижды обращался вМи ­ нистерство торговли РСФСР: «Дадим вам дополнительные фонды, только торгуйте для всех». Но руководители министерства твердо стоят на ведомственной точке зрения. Веских аргументов у них нет, и потому они отвечают одно и то же : «Отсутствуют возможности». Но, п о ­ звольте, разве те же базы не обслуживали весь Союз и разве не во власти министерства расширить их? Плоды такого местничества больно бьют по потребителям. Союзглавторг обратился с письмом в министерства торговли прибалтийских республик: «Создайте, товарищи, объединенную базу Посылторга». В Латвии это предложение активно поддержали. И помещение для базы нашлось, и знающие люди, но соседи возражают. В Эстонии и Литве считают целесообразнее организовать свои местные посылторги, а пока что сотни тысяч мотоциклистов Прибалтики обивают пороги магазинов и пишут по старой памяти в Москву. Многие читатели, наверно, с радостью прочтут, что в этом году Центросоюз начинает посылочную торговлю. У же действует база в Минске. Она обслуживает сельских жителей Белоруссии, Прибалтики, Молдавии. В будущем году появится еще одна такая база в Петропавловске для Казахстана, Туркмении, Таджикистана и Киргизии. Кооперативные базы Посылторга — это хорошо. И все же , если подумать, они не решают проблемы. Жители городов и рабочих поселков обращаться туда не смогут. Вне сферы посылочной торговли остаются Украина и республики Закавказья. Вероятно, правильнее объединить все эти хозяйства и создать общесоюзную организацию Посылторг, подчинив ее Государственному комитету Совета Министров СССР по торговле. Не только посылочная, но и розничная тогровля запасными частями требует коренной реорганизации. Почему в одних местах скапливается много нереализованных запчастей, а в других они остродефицитны? На этот вопрос исчерпывающе ответил заместитель наг чальника Союзглавторга тов. Следников: «Нельзя торговать запчастями к мотоциклам, как спичками — в каждомки ­ оске, нельзя раскидывать их по всей торговой сети». Как бы выиграли мотоциклисты, насколько быстрее стали бы доходить к ним нужные детали, если бы в республиканских и областных центрах были со ­ зданы специализированные магазины. На словах все соглашаются с этим, а вот дело дальше разговора пока не идет. Чтобы поставить все точки над «и», надо упомянуть и об организации ремонта. В самом деле, зачем тратить время и Силы на покупку запчастей ире ­ монт, если можно восстановить мотоцикл в мастерской. Руководители же службы быта в республиках и областях пока не проявляют заботы о мотоциклистах. Нормально ли, что по всей стране мастерские можно пересчитать по пальцам? Выдвинутые здесь предложения, к о ­ нечно, не исчерпывают тех мер , которые должны быть безотлагательно приняты. О б этих мерах в печати писали много раз, но время идет, а запчастей все нет. Те, кто прямо или косвеннно отвечает за производство и продажу запасных частей, за ремонт мотоциклов, должны постоянно думать о многочисленных потребителях. Нетерпимо, когда рабочий или колхозник, купивший мото ­ цикл, не может им пользоваться. Нетерпимо, что юноши и девушки, участвующие в Спартакиаде по техническим видам спорта на своих собственных мотоциклах, не могут вывести их на старт. Интересы нескольких миллионов со ­ ветских людей, интересы государства требуют, чтобы в 'наведении порядка с производством запчастей и их торговлей приняли участие работники Госплана СССР, СНХ СССР, Государственного комитета Совета Министров СССР по торговле. От них ждут ответа и помощи наши читатели.ЩХотя письмо и не опубликованочи удостоверений на право управления мопедами. В частности, у нас в Киеве, писал он, водителей мопедов с рабочим объемом двигателя 49,8 см 0и выше обязывают иметь права мотоциклистов. Правильно ли это? Редакция направила письмо в Госавтоинспекцию Украинской ССР. Вот что ответил нам заместитель начальника ГАИ УССР В. Слуцкий. Действительно, одно время на Украине был принят порядок, при котором лица, управляющие мопедами, должны были иметь удостоверение водителя мотоцикла. В настоящее время Министерством охраны общественного порядка УССР решен вопрос о выдаче с1 января 1964 года специальных удостоверений на управление мопедами. Порядок выдачи установлен такой же, как ив РСФСР. Комиссии по приему экзаменов от водителей мопедов организуются непосредственно в городских и районных отделах милиции. Медицинское освидетельствование проводится в местных районных (городских) поликлиниках в соответствии с медицинскими противопоказаниями, утвержденными Министерством здравоохранения СССР. ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ «ЗАПОРОЖЦА» редакцию обратился читатель журнала тов. Косолапов с жалобой на то, что станции обслуживания в Москве не производят регулировку схождения колес автомобиля «Запорожец». Как ответили нам из треста «Мосавтотехобслуживание», владельцы «Запорожца» до последнего времени действительно испытывали большие затруднения с ремонтом и регулировкой автомобилей. Сейчас, сообщил редакции главный инженер треста тов. Слуцкий, ТО «Запорожца» осваивается на станции № 9. Будет налажена регулировка схождения колес автомобиля «Запорожец» также и на других станциях Москвы. КУРСЫ БУДУТ U итатель А. Г. Кожанов из Ростов•ской области прислал в редакцию письмо, в котором ставил вопрос о создании курсов мотоциклистов при первичной организации ДОСААФ (Раздорского техникума. Редакция направила письмо в областной комитет ДОСААФ. Как нам сообщил заместитель председателя обкома ДОСААФ С. И. Шелюх, предложение тов. Кожанова рассмотрено. Председателю Константиновского райкома ДОСААФ дано указание создать курсы мотоциклистов в первичной организации ДОСААФ при Раздорском техникуме.В27