14
15
Не каждый автомобилист мечтает выступать в скоростных соревнованиях, где нужна специальная подготовка. Зато трудно найти водителя, который не хотел бы состязаться со своими товарищами в фигурном вождении, в умении экономить топливо. Новая разновидность автомобильного спорта — двоеборье — как раз и включает оба этих простейших соревнования. Они открывают миллионам шоферов широкие возможности для приобщения к спорту. Первые старты двоеборья были даны недавно, всего лишь полгода назад, но уже сейчас можно сказать: эти соревнования завоевали признание • автохозяйствах. В ближайшее время двоеборье может стать основой массовости автомобильного спорта. Оно включено в программу III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта на всех ее этапах, начиная от массовых соревнований в первичных организациях и районах и кончая всесоюзными финалами в 1965 году. Как лучше организовать соревнования! Как оборудовать трассу и подготовить инвентарь! На эти вопросы отвечает статья начальника спортивного отдела Московского автомотоклуба призера первенства Москвы по двоеборью В. Поль гуева.АЗБУКАДВОЕБОРЬЯСостязание на экономию горючего.Фото В. Бровкавоеборье — это по сути два самостоятельных соревнования: на экономию топлива и на мастерство фигурного вождения автомобиля. Но именно в таком сочетании они могут наилучшим образом содействовать подготовке отличных водителей. В то же время двоеборье — это интересное спортивное состязание. Оно дает возможность новичкам стать разрядниками, а спортсменам, у же имеющим разряд, подтвердить или повысить его.ДС чего начатьТиповое положение о первенстве автомобильных хозяйств, районов, г оро ­ дов, областей, республик уже разослано на места. Составляя на основе его Положение для своей первичной организации или района, надо исходить прежде всего из того, что двоеборье — это соревнование массовое. Следовательно, не надо устанавливать каких-либо ограничений по числу участников. Нужно, однако, иметь в виду, что каждый водитель в соревнованиях на экономию топлива занимает трассу не менее 10 ми ­ нут. Зимой, когда день короткий, трудно провести соревнования с участием более 36 шоферов. А продолжать их в сумерках или на следующий день нельзя, так как это поставит участников в неравные условия. Поэтому при большом числе участников лучше провести первенство в несколько туров. Организовать двоеборье — дело несложное. Надо назначить администратора и выделить ему в помощники несколько человек. Они должны позаботиться об оборудовании места старта —финиша, трассы, о подготовке автомобилей. Кроме того, администратор отвечает за подготовку документов для судейской коллегии. При подготовке соревнований более крупного масштаба — областных, республиканских — м ожно создать оргко ­ митет (из представителей комитета ДОСААФ, автохозяйств, профсоюзов, спортобществ), так как объем работы здесь будет больше. Очень важно заблаговременно сформировать судейскую коллегию, вместе с главным судьей определить место со ­ ревнований и продумать меры безопасности. Чтобы не отрывать людей от производства, лучше всего проводить двоеборье после работы в субботу или в воскресенье.Как готовить трассуСоревнования комплекса двоеборья — на экономию топлива и «фигурку» — можно совместить на одной площадке. Если нет асфальтового покрытия, то вполне пригоден твердый грунт, площадка, покрытая травой (летом), а в зимнее время — укатанная снежная. Чтобы обеспечить лучший обзор, трассе соревнований на экономию топлива нужно придать форму замкнутого кольца (протяженностью от 500 до 1000 метров), а внутри его расположить фигуры упражнений на мастерство вождения. Рассмотрим рисунок 1, где приведена схема трассы соревнований на первенство Москвы прошлого года. На асфальтовой площадке белой краской обозначено кольцо длиной 300 метров. Линия была нанесена при помощи машины, которая обычно размечает проезжую часть на улицах города. Но то же самое можно сделать и вручную.Если соревнования проводятся на площадке без твердого покрытия, то дистанцию размечают флажками. Как видно из схемы, трасса разделена на трехметровые отрезки и на каждом Нз них показано расстояние от старта (в метрах). Участник должен проходить дистанцию с внешней стороны линии, не имея права наезжать на нее. Контрольная дистанция составляла 3 километра, а для прохождения ее давалось 8 контрольных минут. Это время было установлено опытным путем. Средняя скорость 22 км/час оказалась для данной дистанции наиболее подходящей. Уменьшение средней скорости потребовало бы увеличить время соревнований н не соответствовало бы обычным условиям эксплуатации. Результат соревнований на экономию топлива определяют, суммируя контрольное расстояние с расстоянием, пройденным после контрольной отметки, с точ- • ностью до сантиметра. Как это делается? Когда машина полностью остановится судья-контролер прикладывает к .передним колесам деревянную рейку, а перпендикулярно к ней, вдоль линии трассы, — масштабную линейку с делениями через сантиметр. Участник, не прошедший контрольной дистанции, выбывает из соревнований. Теперь рассмотрим трассу «фигурки» (вернемся к схеме). На первенстве Москвы по двоеборью были предложены следующие упражнения (приведены в норядке прохождения): 1 —- крут передним ходом по часовой стрелке. 2 — разворот на ограниченной площадке, 3 — круг передним ходом против часовой стрелки, 4 — проезд по доске передним ходом правыми колесами. 5 — въезд в бокс, расположенный слева. 6 — «змейка» (передним ходом), 7 — «тоннельные ЕОрота» (передним ходом). 8 — «тоннельные ворота» (задним ходом). 9 — проезд по доске передним ходом левыми колесами, 10 — линия «стоп* передним ходам передними колесами. Расстояние от выхода из одного упражнения до входа в другое составляло в среднем 15—20 метров. Такое расположение оказалось удачным: более поло-14 .АШЩЖвины участников выполнило упражнения без штрафных очков. Иная картина была на всесоюзном первенстве, где из-за чрезмерно близкого расположения фигур ни один водитель не прошел дистанцию без штрафа. Например, «тоннельные ворота» стояли после «круга задним ходом» таким образом, что пройти их без сложного маневра было неЕ'озможно. Только четыре участника смогли «чисто» выполнить упражнение. Учитывая прошлогодний опыт, нужно стремиться к тому, чтобы сложность состязаний определялась не взаиморасположением фигур, а их подбором.Инвентарь «фигурки»Для разметки упражнений нужны метровые стойки-ограничители (100 — 200 штук). Если соревнования проходят на грунте или же на плотном снегу, можно для этого использовать деревянные, бамбуковые или камышовые палки, металлические стержни с заостренными концами, а также изготоЕ'ленные из отходов проволоки диаметром 5—8 мм. Для уста'f*< новки стоек на тгердом покрытии нужны подпятники с отверстием в середине • литые чугунные, в виде кресто— вин, или изготовленные из отходов листовой стали. Кроме ограничителей, потребуются стойки для «тоннельных ворот» (высотой до 1,6 м) и .для «змейки» (1,2 м), стойки с кронштейнами для эстафеты. несколько колец и доска.Р ис . 1. Схема размещения трасс спортивного двоеборья. крепленном на болтах, как показано на рисунке (с правой стороны кабины на уровне середины поднятого стекла дверцы). В таком положении бачок оказывается ниже бензобака, но выше карбюратора. Дополнительный бензобак и мерный бачок соединяются бензостойкими шлангами и трубками. От мерного бачка к карбюратору идет бензопроводная трубка. При открывании бокового краника на мерном бачке бензин из дополнительного бака поступает самотеком. Краник же основного бензобака автомобиля на время соревнований закрывают. Перед выходом на старт все детали приспособления следует тщательно промыть, чтобы исключить засорение карбюратора. Для крепления приспособления не требуется никаких дополнительных отверстий. Монтаж его занимает не более 10 минут. Таковы некоторые особенности организации спортивного двоеборья — соревнования, призванного стать школой мастерства, фундаментом массового развития автоспорта. В. ПОЛЬГУЕВ, начальник спортивного отдела Московского автомотоклуба.Оснащение автомобиляОдна из особенностей состязаний двоеборья заключается в том, что все участники выступают на одном или двух автомобилях (ГАЗ-51 или ЗИЛ-164). При подготовке автомобиля к соревнованиям на экономию топлива надо позаботиться прежде всего о его надежности, так как малейшая неисправность может поставить водителей в неравные условия. Многократную безотказную заводку двигателя можно обеспечить, если емкость аккумулятора составит не менее 90 процентов нормы. Для выключения зажигания целесообразно использовать дополнительный тумблер (например, тумблер включения печки). При больш ом числе участников, когда до 500600 раз приходится включать и выключать зажигание, может выйти из строя замок зажигания. В прошлом году на местных соревнованиях по двоеборью организаторам и судьям приходилось решать, как точно отмерить необходимое количество бензина. Чаще всего его наливали прямо из мерной посуды в специальный бачок. После окончания соревнования участник должен был еще раз заправить Рис . 2. Схема устройства мерного бачка и установки его на автомобиле.' Расход бензина: а — при «основном» и б — при «резервном» положении бензокраника. .„•Y -бачок, чтобы вернуться на старт; иногда автомобили буксировали к месту старта. Все это неизбежно вызывало задержку. В финале всесоюзных соревнований 1963 года было применено специальное приспособление, состоявшее из дополнительного бензобака, мерного бачка, трубок и шлангов. Оно дало возможность провести состязание без нарушения графика и, главное, позволило совершенно точно отмеривать бензин каждому участнику. При этом судьеконтролеру не надо было даже выходить из кабины автомобиля. Когда водитель заканчивал соревнование, судья (опять-таки из кабины) открывал краник дополнительного бака, и автомобиль сразу жемог вернуться на старт. Расскажем подробнее об устройстве этого приспособления. Дополнительный бензобак (от мотоцикла М-72 или К-750) устанавливают при помощи двух металлических кронштейнов на передней стенке кузоЕВ — с правой стороны, на уровне крыши кабины. В выходное отверстие бака ввертывают штуцер бензопроводной трубки длиной 50—100 мм. Мерный бачон (рис. 2) делают в форме цилиндра из листовой стали толщиной 0,8 —1,2 мм. К верхней крышке приваривают горловину с нарезкой для навинчивания пробки. На дно цилиндра, имеющего отверстие в центре (диаметром 10 мм), приваривают гайку. В нее ввинчивают бензокраник от мотоцикла ИЖ-60. Поскольку краник имеет две трубки разной высоты, уровень топлива можно изменить, устанавливая краник в положение «основной» или «резервный». Два уровня нужны для того, чтобы иметь возможность проводить соревнования на двух разных дистанциях. В том случае, если нужен третий вариант, трубку бензокраника удлиняют и тем самым уменьшают количество бензина, подаваемого из бачка в карбюратор. Краник служит только для того, чтобы установить один из двух уровней топлипа. В нижней части бачка (сбоку) к просверленному отверстию приваривают гайку, куда ввертыЕ'ают сливной краник от системы охлаждения автомобиля. Мерный бачок помещают на кронштейне из угловой стали 25x25 мм, за-ВЕСТИ С ТРАСС ДВОЕБОРЬЯавтобазе I * 1 прошли В Душанбинской по соревновалисьБольсоревнования двоеборью. шинство участников на грузовых автомобилях впервые. Несмотря на это, многие показали хорошие результаты ив экономии горючего ив мастерстве фигурного вождения. Первое место в командных состязаниях заняли водители автоколонны № 3, которым вручен переходящий кубок. В личном зачете победил В. Тарасов. В. КУЧЕР, участник соревнбваний. г. Душанбе.г. Краснодар.ично-командное первенство по спортивному двоеборью состоялось в Краснодаре среди автомотоклубов и школ ДОСААФ. В соревнованиях приняли участие 50 водителей, представлявших 16 команд. Победа в упорной борьбе досталась спортсмену Краснодарского автомотоклуба Б. Лымарю. В командном зачете победили также представители Краснодарского автомотоклуба А. Молдавский, А. Шумов и В. Серонуров. В. КОВЕШННКОВ.Л15Г^Г^