ПРОДИКТОВАНО жизньюознакомившись с предлагаемыми изменениями в «Правилах движения по улицам и дорогам Союза ССР», которые были опубликованы в журнале «За рулем» (1963, № № 5, 6, 7, 8, 10), читатели уже узнали, что усовершенствование их шло по двум направлениям: приведение правил в соответствие с основными положениями международной Конвенции о дорожном движении и обобщение в них накопленного опыта и практики организации движения в нашей стране. Первая часть этой работы закончена. Утверждены единые для .всей территории страны дополнения и изменения к «Правилам движения по улицам и дорогам Союза ССР», вытекающие из присоединения СССР к Конвенции одорожном движении 1949 года ик Протоколу о дорожных знаках и сигналах, а также из соответствующих рекомендаций Европей'7* ской экономической комиссии ООН и ее органов. Мы рассказываем об этих дополнениях и изменениях, прибегая при этом к той нумерации статей, которую они имеют в действующих Правилах движения. Статья 3. «Все участники движения обязаны быть взаимно предупредительны, внимательны к окружающей обстановке и ее изменениям и не создавать помех движению, а также избегать причинения ущерба имуществу государственному, общественному или личному. Водители транспортных средств и все другие лица, пользующиеся улицами и дорогами, обязаны неуклонно выполнять настоящие правила, а также указания работников милиции, дружинников, общественных автоинспекторов, работников дорожно-эксплуатационной службы и паромных переправ, дежурных у школ и на железнодорожных переездах относительно порядка движения на улицах и " дорогах». Требования к скорости дзижения определены теперь в статье 41 так: «Скорость движения должна выбираться водителем с учетом дорожных условий, интенсивности .и характера движения транспортных средств и пешеходов, видимости и обзорности, особенностей и состояния транспортного средства и перевозимого груза. Водитель должен снижать скорость или останавливать транспортное средство во всех случаях, когда возникает опасность для движения, особенно при неудовлетворительной видимости». Статья 49 дополнена правилами разъезда на горных дорогах. Вот ее нынешний текст: «На участках улиц (дорог), где встречный разъезд затруднен из-за того, что одна из сторон проезжей части занята, преимущественное празо проезда имеет транспортное средство, движущееся по свободной стороне. На горных дорогах, где встречный разъезд затруднен, водитель обязлн уступить дорогу транспортному средству, движущемуся около обрыва, а при отсутствии обрыва — движущемуся на подъем. Приближаясь к повороту, водитель 2. «За рулем» № 2.ПДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К ПРАВИЛАМ ДВИЖЕНИЯ ПО УЛИЦАМ И ДОРОГАМ СОЮЗА ССРобязан занять крайнее правое положение и вне населенных пунктов подать звуковой сигнал. На горных дорогах запрещается: а) всякая буксировка при гололедице; б) буксировка на гибкой сцепке и более одного транспортного средства на жесткой сцепке. На крутых спусках горных дорог запрещается движение с выключенными сцеплением или передачей». Приведены в соответствие с Конвенцией и условия обгона. Статья 50. «Обгон разрешается только 'при хорошей видимости и свободной дороге, если он не создаст помех для движения, а также не заставит других водителей круто сворачивать или тормозить», Статья 52. «Обгон с выездом из занимаемого ряда запрещается: а) во всех случаях, когда скорость движения не должна превышать 20 км/час; б) транспортного средства, водитель которого подает сигнал поворота налево; в) транспортного средства, совершающего обгон или объезд с выездом из занимаемого ряда (двойной обгон); г) на железнодорожных переездах и ближе 100 м перед ними; д) в тоннелях». Статья 53. «Обгон с выездом на полосу встречного движения запрещается: а) на перекрестках; б) на мостах (путепроводах, эстакадах); в) непосредственно в местах опасности, о приближении к которым водитель оповещен предупреждающими дорожными знаками». Изменились и правила проезда нерегулируемых перекрестков. Вот как изложены они теперь в статье 57: «На перекрестках неравнозначных улиц (дорог) преимущественное право проезда имеют водители транспортных средств, движущихся по главной улице (дороге). Главными улицами (Дорогами) считаются: на трехстороннем перекрестке — улица (дорога) с продолжением в обе стороны; на. четырехстороннем перекрестке — а) улица (дорога) с покрытием по отношению к улице (дороге) без покрытия; б) улица (дорога), где движение автомобилей возможно в два ряда и более (в каждом направлении) по отношению к улице (дороге) с однорядным движением. На перекрестках равнозначных улиц (дорог) должна соблюдаться следующая очередность проезда: а) трамвай (независимо от направления движения);б) нерельсовые механические транспортные средства; в) прочие (немеханические) транспортные средства. При подъезде к перекрестку равнозначных улиц (дорог) транспортных средств одной группы (механические или немеханические) первым выезжает на перекресток водитель, не имеющий помехи справа. Одновременно с транспортным средством, проезжающим перекресток, могут двигаться и встречные транспортные средства. При видимости менее 20 м любой нерегулируемый перекресток поочередно проезжают только водители, не имеющие помехи справа». Непосредственно к проезду перекрестков относится и статья 58. «Перед изменением направления движения водитель обязан подать предупредительный сигнал и, не создавая помех другим транспортным средствам, занять соответствующее положение на проезжей части: перед поворотом направо — крайнее правое, перед поворотом налево и для движения в обратном направлении — крайнее левое. Двигаться прямо можно из любого ряда. Если перекресток оборудован светофором с дополнительными секциями, то для движения прямо запрещено занимать ряды, предназначенные для поворотов в направлении «стрелки». Пункт «г» статьи 71 исключен и вместо него сделано дополнение следующего содержания: «Допускается остановка и стоянка на левой стороне улиц, где движение возможно только в один ряд в каждом направлении (однорядное движение), а также остановка на левой стороне улиц с односторонним дзижением, имеющей строения». Статья 96 раздела «Буксировка и транспортирование» дополнена таким требованием: «Запрещается буксировать велосипед другим транспортным средством». Новые требования к обозначению негабаритных грузов содержит статья 93: «Груз или отдельные части механизмов, превышающие по ширине или длине габариты транспортного средства, должны быть обозначены красными флажками, а в темноте и при видимости менее 20 м зажженными фонарями. Таким же образом должно быть обозначено дышло (труба) роспуска, выступающее более чем на 1 м». Принято единое для всех случаев значение красного сигнала светофора и соответствующего ему жеста регулировщика [статьи 109 и 110]: «В светофоре включен красный сигнал: а) трамваю разрешается поворачивать направо; б) движение нерельсовых транспортных средств запрещается во всех направлениях». «Регулировщик обращен к водителю грудью или спиной: движение всех, видов транспортных средств запрещается».9