18
19
20
УСЛУ5В прошлом месяце на страницах «Клуба» было рассказано о том, как эксплуатировать машину зимой. Но зима зимой, а лето летом. К нему тоже надо готовиться загодя. Не только удовольствие поездок предвкушает настоящий автолюбитель, но иИТАК,ОТКРЫВАЕТСЯ^ЯГОЛЮБИТЕ/^Первый вопрос повестки дня: X>A3JBMJPJkT2> ЖЛЖ ЖЕ РАЗ&ЯСРА. ТХ, ?Моя «Волга» пробежала уже 90 тысяч километров без ремонта двигателя. В инструкции сказано: «...без необходимости двигатель разбирать не следует, чтобы не нарушить приработку деталей и не увеличить износ». Этой зимой я не езжу и мог бы заняться машиной, но я не знаю, разбирать мне двигатель или не разбирать! Как быть! Помогите. (Из письма молодого автолюбителя). Гамлетовские сомнения многих автолюбителей разрешает сегодня кандидат технических наук, заведующий лабораторией ремонта двигателей Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Дмитрий Иванович ДОНСКОЙ. Двигатель «М-21» автомобиля «Волга» — один из наиболее удачных среди отечественных конструкций. И если автолюбитель технически грамотно эксплуатирует машину, применяет масло и топливо, рекомендованные заводской инструкцией, то до капитального ремонта можно проездить 150—170 тысяч километров, Точно так же можно не спешить и со средним ремонтом, приступив к нему лишь после первой сотни тысяч километров. Этот вид ремонта заключается в нескольких операциях, вполне доступных автолюбителю. Следует заменить вкладыши шатунных и коренных подшипников коленчатого вала и поршневые кольца. Поршень же заменяют только в том случае, если верхнее ком ­ прессионное кольцо слабо сидит в канавках или появились трещины на юбке. В системе газораспределения притирают клапаны и проверяют, нет ли на сферических наконечниках штанг наклепа, который следует удалить. Вскрыв пробку масляной полости шатунной шейки коленчатого вала, проверяют, нет ли внутри полости твердых отложений. Если их много, то нужно вскрыть остальные пробки и тщательно очистить масляную магистраль коленчатого вала. На отремонтированном таким образом двигателе можно будет проездить еще 50—70 тысяч километров, и только то ­ гда должны будут раскрыться ворота авторемонтного завода.Второй вопрос, который интересует многих автолюбителей, это... што можжо ЗЖМ.ОЖ с„ШОЛГЖ", СДЕЛАЧСЖ*Вот, например, рецепт мастики № 579: битум нефтяной мягкий 39,5 проц. регенерат резины 11,8 » мука древесная 5,6 » бензин 33,1 » уайт-спирит 10,0 » Антикоррозийные покрытия восстанавливают так. Протерев поврежденное место каким-либо растворителем, наносят на него кистью или пульверизатор ом слой грунта (№ 147 или 138). После естественной сушки в течение 15—16 часов (для № 138) или 30—35 часов (для № 147) поверх грунта накладывают битумную мастику. Ее нужно сушить двое-трое суток. М ожно применить вместо битумной мастики асфальтобитумный лак № 177 (ГОСТ—5631—51). В этом случае покрытие производят в два слоя, а время сушки составляет 16 часов. В качестве временной (срочной) меры мож ­ но рекомендовать покрытие загрунтованной лицевой поверхности обычной нитрокраской. Хорошие результаты дает также закраска поврежденных нелицевых мест свинцовым суриком, разведенным на натуральной олифе. Кроме перечисленных выше «характерных» для «Волги» очагов коррозии, могут появляться и другие. Первый их признак — образование . бугорков на лакокрасочном покрытии кузова. Особое внимание следует обратить на стыкование поверхности крыльев, брызговиков и других лицевых панелей.КУЗОВОМ^TTOJSJbJr ОЖСЛУЖИЛдолго?Об этом вам расскажет начальник лаборатории ремонта агрегатов того же института Людмила Трофимовна ГРЕЧИНСКАЯ. Коррозия деталей кузова и оперения встречается в основном в тех местах, где защитный слой мастики поврежден. Поэтому автолюбитель должен вовремя устранять дефекты. В каких же местах повреждения возникают чаще всего? Под действием воды и песка, сбрасываемых с колес центробежной силой, повреждается антикоррозийное покры ­ тие брызговиков, оснований арок задних колес и порогов задних дверей. Усиленно корродируют поверхности, находящиеся на линии прилегания переднего крыла к уплотнителю, а также расположенные позади него. Во время движения автомобиля крылья вибрируют — отсюда повреждение защитного слоя, Еще один очаг коррозии — в багажнике, где на внутренней панели крышки из-за ударов при закрывании могут образоваться трещины. Повышенного внимания требует также нижняя часть гнезда запасного колеса. Здесь защитное покрытие нарушается во время движения по плохим дорогам. Отверстие на дне гнезда, закрытое резиновой заглушкой, следует оставлять открытым и следить за тем, чтобы оно не засорялось. В противном случае под запасным колесом образуется очаг коррозии. В дренажные же отверстия, имеющиеся в площадке крепления аккумуляторной батареи, наоборот, заглушки следует поставить. Дело в том, что через эти отверстия на брызговик левого крыла попадает электролит, вытекающий из аккумулятора. В итоге ремонт неизбежен. Для восстановления защитного битумного покрытия можно воспользоваться различными мастиками. Номера наиболее употребительных из них: 112, 213, 579, 580. Если достать готовую мастику не удастся, то можно сделать ее саMOA»v.Это — ценные советы работников науки. Но и сами автолюбители могут подсказать друг другу немало полезного. Слово — им.Инженер 3. ДАВИДСОН из Ленинграда отмечает, что на автомобилях «Москвич-402» и 407 из-за попадания электролита обычно окисляется планка, которая крепит аккумуляторную батарею. Приходится довольно часто очищать планку от окислов и окрашивать. Он избавился от этого, найдяПРОСТОИСХГОСОЛЗНадо надеть на планку по всей длине хлорвиниловую трубку с внутренним диаметром 20 мм. Трубку предварительно необходимо размягчить, подержав 7—10 минут в ацетоне. Тогда она будет легче надеваться.is думает о том, чтобы машина его к лету была в исправности. Зимой можно осуществлять всякие мелкие переделки, которые летом, безусловно, облегчат отдых на колесах. И для более крупных работ найдется время. Важно только знать, что делать.ЗАСЕДАНИЕВТОРОЕ:У А. НЕМЕШАЕВА из Горьковской области «Запорожец». Машина маленькая, а усовершенствований можно предложить много. Вот некоторые из них.твжСОВЕТА ВЛАДЕЛЬЦУ „ЗАПОРОЖЦА"Они препятствуют выходу из автомобиля с заднего сиденья. Пассажиры задевают за выступающие концы полозков, рвут одежду. Обрежьте концы полозков на 70 мм (рис. 3). Крепление кресел от этого не нарушится, а пассажирам станет удобней.вставьте во внутренние изгибы пружин стальное кольцо диаметром 3мм (стык кольца заваривают газосваркой или свертывают в замок). Предложение успешно испытано на автомобиле «Москвич -401» и может быть также применено на «Победе». О. КОНЬШИНУ из Московской области хочется открывать замок багажника «Москвича-402», не выходя из машины. Вот как он осуществил эту переделку.Катушка зажигания на кожухе двигателя закреплена неудобно. Вследствие вибрации головки болтов прорывают кожух; крепление катушки при этом ослабляется. Попробуйте разместить катушку справа, на задней стенке кузова в моторном отсеке (рис. 1). Крепление ее станет надежнее, а кожух двигателя — долговечнее.ВВХХОДЖТХ, ЖЗ ШСАВЖЖЪХ ЖЕ ОВЯЗАТЕЛЪЖОВ левом порожке около стойки двери прорезают круглое окно и два отверстия для крепления накладки. Возвратную пружину рукоятки удлиняют проволочным крючком , и зацепляют за следующее окно. Проводка управления замком пропущена внутри полого порожка рядом с проводами задних фонарей. Гибкую оболочку наращивают (можно использовать обоР и с. ний.3.Укороченныеполозья сидеВ. ШИХОВ из Свердловска уже выступал в нашем клубе с рекомендацией по устройству каталитической печи. Теперь он дает небольшой совет, надо думать, тоже полезный.ВЕЗЖЖАЗАЗЩЖЖЦЕЖДпигР ис . 1. Такое крепление катушки зажигания надежнее. Болты, крепящие фланцы карданных шарниров полуосей, стопорятся пластинами, которые после одного-двух вывер-шПочти на всех двигателях при работе вентиляторного ремня загрязняются и замасливаются резиновые патрубки, соединяющие радиатор с блоком цилиндров. Постепенно наружная поверхность резины разъедается, и они выходят из строя. Для предохранения патрубков целесообразно либо их обернуть алюминиевой фольгой, закрепив ее проволокой, либо забинтовать лентой из полиэтиленовой пленки. В том идругом случае резина защищается от действия смазки, а пыль и гря->ь удаляются значительно легче, Тяга к усовершенствованиям не пропадает оттого, что в вашем распоряжении находится автомобиль старой конструкции. Владелец «Москвича-401» из Бежецка Ю. ЕГОРОВ сделал нехитрое устройство для надежного крепления колпаков колес.лочку от мотоциклов), а проволоку вставляют новую, как показано на ри ­ сунке. У Б. КУМСКОВА, живущего в г. Обнинске Калужской области тоже «Запорожец». Как истинный автолюбитель, и он нашел объект экспериментов и поисков. И вот предлагаетЖСОЖТВОЛХ» ЗА ТЕЖЛОВЪИи РЕЖЖМОЖ ДВЖГАТЖЛЯ „ ЗАЖОВОЖЕЖ"У первых выпусков машины «Запорожец» не было предусмотрено терморегулирования в системе охлаждения двигателя. Для исправления этого недостатка можно применить указатель температуры головок цилиндров и заслонку, прикрывающую окно вентилятораР и а. 2. Волты фланца карданного шарнира лучше крепить проволокой. тываний болтов выходят из строя. Проще и надежнее крепить болты проволокой (рис. 2). Полозки, в которых перемещаются передние сиденья, слишком длинны.СПАСАЕТЖСОЛЖЧСКОЕсли на вашем автомобиле ослабли пружины колпаков колес, то для восстановления их работоспособности19 (любой конструкции). Чтобы изготовить указатель температуры, необходимы миллиамперметр со шкалой в несколько миллиампер (желательно малогабаритный) и термосопротивление типа КМТ-4 на 20—50 ком . Для градуировки миллиамперметра в градусах Цельсия собирают схему, приведенную на рис. 1. Нагревать при градуировке термосопротивление можнов масляной ванне, в которую для контроля опускают ртутный термометр. Величина питающего схему напряжения выбрана такой, на которую рекомендуется настраивать ре ­ гулятор напряжения автомобиля. Сопротивлением Rg устанавливается точка максимальной температуры на шкале прибора, которая выбрана равной 180 градусам. После этого измеряют величину полученного сопротивления, подбирают вместо него постоянное сопротивление, которое включают в схему. Проградуированный миллиамперметр вместе с добавочным сопротивлением устанавливают около приборной доски.цц.ц»рццчлллч^|>'ЦЧ','\ЛУЦ"д",л,','У,М.ШУв558в58дЗзд5а^ЕШ|р8ШИ5а8агящяг^30>!СфераR35Но можнои не снимать старых хомутов. Для этого нужно сделать из железной полосы толщиной 4мм очень простые П-образные хомуты-скобы 2 (см. рисунок) точно по ширине рессоры (45 мм) и поставить их без прокладок на обоих концах между существующими хомутами 1и концами четвертого листа 3 рессоры снизу. Хомуты стягиваются болтами.5олт М8хБ2?48щ/й_*•*•гоR 5^-г-4Такие хомуты одновременно предт упреждают расползание фибровых межлистовых прокладок. Инженера Л. ЮРЬЕВА из Ленинграда интересуют способы снятия тормозных колодок «Москвича-407». Ему кажется, что при обычных способах можно повредить тормозные цилиндры. И вот он предлагает специальныймают колесо, легкими ударами молотка по пяте вгоняют наконечник клина на 4—5 мм между листами. Солидолонагнетателем подают через пресс-масленку графитовую смазку. Передвигая наконечник, повторяют операцию нескольк о раз, пока не смажут всю рессору. Б. ДЕРКАЧЕВ из Куйбышевской области предлагаетР ис . 1. Схема включ ения термосопротивления. Р и о. 2. Место уста- ffiBUru > HOBKH ТерМОСОПротИВЛе- ЪсрноапротШ ния. Термосопротивление крепят на ребре головок цилиндров (рис. 2) так, чтобы обеспечить наибольший тепловой контакт. Схему подсоединяют к цепи зажигания. Остается сообщить, что предложение тод. Кумскова одобрено на заводе. Тем, кто пожелает им ЕОСПОЛЬзоваться, необходимо помнить, что миллиамперметры должны быть вибростойкими. С. ЗИЛЬБЕРМАН из Москвы обратил внимание на рессоры. Его недовольство вызвало то, что при смазке листы их нужно раздвигать отверткой, причем смазку вводить столовым ножом. И вот он предлагает простейшее приспособление, устройство которого ясно из рисунка.мжвкжжЖСАВЖЖРПри изготовлении лючков, откидных крышек, дверок прицепных дач любители часто тратят много времени на шарниры, которые не должны пропуСГЬЕМЖЖК ДЛЖ ЖВУЖЖЖ ТОРМОЗЖВХХ колодокПриспособление состоит из рукоятки и зацепа, вваренного в паз рукоятки (рис. 1).ЖСЖРЖЩ СОВСТВЕЖЖОЖ КОЖСТРУКМЖЖЧтобы воспользоваться приспособлением, вывешивают автомбиль на дом ­ крате итем самым разгружают смазываемую рессору. Если автомобиль для •того устанавливают на канаве, то сни-скать дождевую воду, грязь и пыль. М ожно резко уменьшить трудоемкость, применив мягкий шарнир. Из прорезиненного ремня толщиной 3—5 мм вырезают полосу нужной ширины и приклепывают (или присоединяют на болтах) к двум скрепляемым деталям. Для жесткости кромокможно подложить угольник, желательно дюралюминиевый, как более легкий. У В. НИКИТЕНКО из Киева — «Волга». Слов нет, машина хорошая, но ис ней случаются неприятности: В. Никитенко, например, не нравится, когда стучит рессора. Вероятно, мало кому из автолюбителей это нравится. И он нашел способ, как от этого избавиться. Рис. 1. Вот как устроен съемник.Для снятия пружины пропускают под нее зацеп. В отверстие колодки вставляют конец рукоятки. Дальнейшее ясно из рис. 2.РЕССОРА МОЖЕТ СТУЧАТВЖЕНа рессоры автомобиля «Волга» заводом ставятся хомуты с резиновыми прокладками. Короткое время эксплуатации — и прокладки пробиты острыми краями листов рессор. Появляется неприятный стук. Обычно его устраняют заменой хомутов или их прокладок.Р ис . 2. А так снимают пружину.20