И. КОРОВНИКОВ, генерал-полковник втомобили в военное время перевозят огромную часть грузов и личного состава как на дорогах с твердым покрытием, т аки по бездорожью. Отсюда — особые требованияк автомобильной технике. Как решается проблема создания спец иальных военных машин? Армейские автомобили имеют различное назначение. Они служат для переброски военнойАной машиныиспользуется автомобиль М-422 (рис. 1) грузоподъемностью 250 кг с колесной формулой 4X4 фирмы «Амер икэн Моторс». Он применими для пер евозкираненых , д ляустановки 106-миллиметрового безоткатного орудия и буксировки минометов. Двигатель развиваетмаксимальную мощность 56 л. с. при 4000 об/мин. Подвеска независимая . Р ама трубчатая; она одновременно служит выпускной трубой и глушителем. Автомобиль преодолевает брод глубиной 1,5 м. Его ходовая часть, т рансмиссия , двигатель и система электрооборудования герметизированы.Р и с. 3. Грузовой 2,5-тонный автомобиль М-34 фирмы РИО преодолевает водную преграду.ВЫ ЕDМОАВТОМО ББИИЛЛЦ Е" ЩМ ВШ 1^1 ШГ ^ ^ •>• • • •• КРИ •••На передней изаднейведущих осях установлены самоблокирующиеся диффер енциалы . Межосевой самоблокирующийся дифференциалразмещенв двухступенчатой раздаточной коробке. Для преодоления водных преград автомобиль снабжен набором поплавков, наполняемых отработавшими газами. Оригинальным по конструктивному исполнению являетсяужеупоминавшийся «механический мул» (рис. 2). Этот транс-По материалам Н ° материалам зарубежной печати зарубежной печатитехники, п еревозки войск, грузов в боев ых условиях. В соответствии с этим создаются транспортные автомобили пов ышенной проходимости ссамым широким диапазоном грузоподъемности, разв едывательныеи штабные, плавающие автомобили, автоцистерны, самоходные артиллерийские установки. подвижные пусковые площадки для ракети другого оружия, в том числе управляемого по радио. Современные армейские автомобили должны обладать хорошей проходимостью, в ысокими скоростями, способностью преодолевать водные преграды. Существуют два пути создания такихмашин . Первый — с пециальное конструир ованиеи производство. Этот путь наиболее полно удовлетворяет армейским требованиям, но связанс большими расходами изатратойвремени . Например, выпускаемый американской фирмой «Виллис» а рмейскийколесный транспорт ер М-274 («механический мул») i разр абатывалсячетыре года. Серийное производство такоймашиныи поступление ее в войска в лучшем случае начин аетсячерез один-два года после прин ятияна вооружение. Поэтому врядестранстремятся исп ользовать второй путь — создание арм ейскихмашинна базе автомобилей гражданского назначениясмаксималь ­ ной унификацией узлов и агрегатов с учетом, конечно, военных требований. В последнее время во многих странахразработаны новые конструкцииряда автомобилей, к актранспортных , повышенной проходимости, т акиспециальных , узкоцелевого назначения . Коротко расскажемонекоторых из них. Грузоподъемность армейских транспортных автомобилей колеблется от 250 кг до 16 т, а иногда и более. В воздушнодесантныхвойсках США в качестве командирской и разведывательР ис . 1. 0,25-тонный автомобиль М-422 фирмы «Америкэн Моторс».^Л^Рис. 2. Колесный транспортер М-274 — « м еханический мул».портер предназначендля подвоза боеп рипасоввмелкие подразделения, а такжедлявывозараненыхс поля боя и из районов массового поражения . Грузоп одъемность его 0,5 т. Все четыре колеса — ведущие иуправляемые . Водитель может управлять автомобилем не только со своего места, но и идя рядом или пер еползая впереди, сбоку или сзади. Ч етырехцилиндровыйоппозитный двигатель воздушного охлажденияразвиваетмощность 25 л . с. Он смонтированв задней части под грузовой платформой . Автомобиль не имеет подвески. Ее роль выполняют широкопрофильные шины низкого давления . В конструкции транспортера широко использованы легкие сплавы металлов, благодаря чему достигнуты малый вес (410 кг) и высокаяудельная грузоподъемность. Б лагодаря этому автомобиль легко транспортировать по воздуху и воде. Автомобиль М-34 (6X6) ф ирмы РИО имеет грузоподъемность 2,5 т. Герметиз ация двигателя, т рансмиссии , ходовой части и системы электрооборудования позволяет ему при установке дополнительных впускных и выпускных труб преодолевать водные преграды , полностью погружаясьв воду (рис. 3).Т яжелые 10-тонные транспортные автомобили снабженымощными двигателями, ч аще всего V-образными. Как правило, они оборудованы гидравлическим усилителем рулевого управленияи торм озамиспневматическим приводом. З а последние годы в США идругих капиталистических странах развернулись широкие опытно-конструкторские работы, п реследующиецель создать новыеобразцыармейских автомобилей, наиболее отвечающиетребованиям боевой деятельности войск. В частности, сейчас стали по-новому решатьпроблему преодолен ияводных преград. Для движения по дну спогружением автомобиля в воду необходима надежнаягерметизация агрегатов, а она приводит кусложнению конструкции и затрудняет эксплуатацию машин. В связис этим фирмы «Форд»», «Дженерал Моторс» и некоторыедругие построили опытныеобразцы трехосных 3.5-тонных (рис. 4) и четырехосных 5т онныхплавающих автомобилей со всеми ведущими осями. П редусмотреныши ­ р окаяунификацияих агрегатов, а также удобство технического обслуживания и ремонта. Герметичные кузова икабины выполн ены из алюминиевых сплавов. При этом широкоисподьзованытакже пластм ассыипенопласты . Автомобили приспособлены для транспортировки по воздуху исбрасыванияспарашютом . Для герметизациидверейи заднего откидного борта примененырезиновыетрубки со сжатым воздухом (давление 0,8 кг/см2). Воздушный баллон на передней поперечине рамы обеспечивает плавучесть машины. На опытномобразцеавтомобиляфир ­ мы «Дженерал Моторс» у становлен шес тицилиндровый V-образный двухтактный дизель мощностью 190 л. с. п ри 2800 об/мин. В последующем предполаг аетсяустановить двигатель, работающ ий на разных видах топлива. Коробка передач — ч етырехступенчатая со всемисинхронизированными передачами. Рулевое управление снабжено усилителем. Тормоза герметичные . Движение на плаву осуществляетсявращением колес или съемного гребного винта. Скорость при этом достигает 5 км/час. М аксимальнаяжескоростьдвижения по дорогам равна 80 км/час. Принимаются меры для повышения проходимости иманевренностиколесных машин. Разрабатываются двухсекционн ые автомобили, в которых эти качестваулучшаютсяблагодаряактивизации осей задней секции или полуприцепа, более равномерномураспределению веса по осям, относительно свободному переме ­ щ ениюпереднейсекции по отношениюк задней. Как правило, автомобили такого типаявляются -плавающими, а разделен иенасекции облегчает транспортиров -30