комитетах и клубах ДОСААФ , заметно оживилась спортивная жизнь — началась III Всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта. У же приступили к активным тренировкам спортсмены, полным ход ом идет подготовка техники. Сейчас еще раз хочется поговорить о таком перспективном и разностороннем виде автомобильного спорта, как ралли. Его не случайно все чаще называют автомобильным многоборьем. О но не тольк о требует от спортсменов мужества, упорства, смелости, умения управлять автомобилем в самых различных дорожных и погодных условиях. Раллист должен умело ориентироваться на ме стности, читать карту и схемы, вести счет пройденного пути с тем, чтобы в каждый момент знать свое положение на местности и соблюдать заданные режимы движения. Если к этому прибавить необходимость тщательной подг товки автомобиля, то станет ясно, насколько велико значение ралли как прикладного вида спорта. М ы убеждены в том, что наше автомобильное многоборье не должно слепо копировать ралли, проводимые вка питалистических странах, г де они часто служат целям рекламы, являются средством существования профессиональных гонщиков и превращаются в скоростные переезды от одного дополнительного соревнования к другому. Наше ралли должно способствовать под. готовке и повышению квалификации водительских кадров, мастерства спортсменов, проверке и испытаниям автомобильной техники. Массовость автомобильного спорта мы как раз и видим в том, что участниками наших состязаний являются любители, занимающиеся спортом без отрыва от основной работы. С этих позиций «Общие условия проведения и судейства ралли в СССР» в основном правильно определяют об ьу" лик и задачи соревнований. . Статья «О путях развития ралли» («За рулем», 1963, № 5) нашла широкий отклик среди любителей автомобильного спорта, спортсменов, судей, организаторов и вызвала своевременную ипо лезную дискуссию 1 . Высказывалось много различных предложений, проникнутых заботой об улучшении исо вершенствовании ралли. Но мы не мо жем согласиться с предложениями судьи всесоюзной категории Б. Конева, высказанными в статье «Один вместо трех» («За рулем», № 8), которые сводятся к не всегда обоснованному стремлению упростить ралли, сделать их примитивными, свести к одностороннему требованию — умению сидеть за рулем. В частности, предлагается отказаться от принятых теперь трех принципов движения в ралли и оставить только принцип постоянства расписания (ПР).1 См. «За рулем», 1963, №№ 8, 9; 1964, № 1.ВМ ожно согласиться с тем, что в рамках существующих Общих условий принцип постоянства скорости (ПС) не всегда может оградить участника от опасного превышения скорости в случае вынужденной задержки. Заманчиво было бы отменить пенализацию за опоздание на СКВ и при постоянстве скорости, к ак это сделано при постоянстве расписания. Тогда принцип ПС станет самым удобным для проведения соревнований среди начинающих спортсменов. Однако в этом случае мы невольно поставим под сомнение объективность результатов. Не опасаясь пенализации за опоздание на СКВ, участник получит возможность безнаказанно отставать, выходить из отведенного коридора времени, чтобы проконсультироваться на трудных участках трассы. Подобных примеров можно привести немало. В частности, на первенстве СССР 1961 года вУжгороде первое ме сто заняла команда, имеющая крайне малый опыт участия в ралли, но по строившая свою тактику именно «на привязке» к более сильным соседним экипажам. Поэтому, на наш взгляд, правильнее ввести пенализацию за опоздание ив случае применения ПР, что вынудит участников двигаться в строго определенном коридоре времени, п о лагаясь только на свое умение и опыт. М ы предвидим возражения: соблюдение жесткого графика движения заставляет двигаться с необоснованно высокими скоростями на участках плохих дорог, в населенных пунктах и т. д . Но ведь эти трудности возникают отнюдь не в связи с выполнением Об щих условий, и их легко можно устранить, если судейские коллегии будут шире практиковать объявление участков без СКВ и не будут устанавливать пункты KB и СКВ за участками с плохой дорогой, з а железнодорожными переездами и другими препятствиями, затрудняющими движение с установленной скоростью не по вине участника. Таким образом, м ы — за сохранение СКВ и установление единой системы пенализации при всех трех принципах ралли. В то же время мы убеждены, что сложность соревнований должна определяться не только выбором принципа движения, но и более свободным (по усмотрению судейской коллегии) выбором льготного времени. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы сохранить между участниками интервалы в размере льготного времени (или больше него). Принятая для крупных соревнований трехминутная льгота (в сторону опережения), на наш взгляд, вполне обоснованна и выполнима при условии точного и единообразного промера расстояния. Иногда предлагают измерение трассы вести по автомобильному одометру. М ы считаем это неправильным. Добиться совпадения расстояния можно только по километровым столбам. Кроме того, это приучает к внимательности,помогает следить за дорожными знаками и указателями. Наш опыт участия в ралли убеждает в том, что при правильной организации счета пути можно пользоваться километровыми столбами почти без арифметических вычислений. Определение расстояния по километровым столбам обеспечивает единообразие в счете пути и оставляет возможность выделить так называемые «слепые» участки, когда спортсмены идут с заданной средней скоростью. Это интересный и полезный элемент дорож ных соревнований, г де водители должны наиболее точно выдерживать заданный режим движения, быть предельно внимательными. Несколько слов о дополнительных соревнованиях в современном ралли. Большинство участников с удовлетворением отмечают непрерывный рост ко личества и сложности таких соревнований. Некоторые нарекания вызывает только метод их оценки и определение влияния на зачетный результат. Каждое дополнительное соревнование является проверкой разносторонности подготовки спортсмена. Тем обиднее, что из-за несовершенства системы зачета некоторые из них почти перестают влиять на результат, в то время как другие при обретают необоснованно большой вес. Так, на первенстве СССР 1963 года «торможение» проводилось сразу же после линейной гонки и выполнялось участниками за 6—10 секунд, что приравнивалось к 0,6—1,0 дополнительному очку. Таким образом, умение бы стро тормозить на ограниченном участк е оценивалось всего в 0,4 очка. В тех же соревнованиях быстрая смена колеса давала 3,5 очка, что почти в 10 раз превышало выигрыш в упражнении «торможение», хотя умение тормозить куда более ценно для шофера. М ы хотим предложить систему зачета дополнительных соревнований с переменным коэффициентом, зависящим от контрольного времени (если время меньше 10 секунд, то коэффициент 1 : 1 , если меньше 20 секунд — 1 : 2 , если меньше 30 секунд — 1 : 3 и т. д.). Радует расширяющаяся с каждым годом география автомобильных ралли. Полезно, что участникам этих со ревнований приходится бывать в самых различных уголках страны: они становятся живыми свидетелями созидательного труда нашего народа. Все это над о учитывать, организуя хотя бы небольшие перерывы для ознакомления с достопримечательностями края. Спорт должен служить воспитанию молодого поколения в духе советского патриотизма. Г. СКРОБОТ, мастер спорта, чемпион Москвы 1963 года; К. СОЧНОВ, спортсмен 1 разряда.ГОНКА ИЛИ МНОГОБОРЬЕ?3. «За рулем» № 2.