ДОЛГ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН Кларк, выигравтитул чемпиона мира 1963 года, в интервью после финиша заявил: «Я знаю, что был хозяином положения в гонках, и во многом это произошло потому, что за моей спиной стоял выдающийся конструктор гоночных автомобилей Колин Чэпмэн, создавший «Лотосы» с мотором «Ковентри-Клаймакс». Но самое важное это то, что была выбрана идеальная смазка — автомобильное масло «Эссо экстра». Подобные высказывания чемпиона мира создают отличную рекламу продукции различных нефтяных монополий, которые финансируют постройку гоночных автомобилей только в том случае, если машина выступает на бензине и масле их производства. ПОЧТИ ЛЕГЕНДА »Дто действительность, ™ н о такая прекрасная и удивительная, что в мире автомобилистов она стала почти легендой». Так говорит о своей знаменитой соотечественнице ЭлизабетД жим шийСАМЫЕ НАДЕЖНЫЕ дореволюционной России автомобильная промышленность находилась в зачаточном состоянии. Тем не менее качество выпускаемых отечественных машин было высоким. Это показал пробег известных русских спортсменов А. П. Нагеля и В. А. Михайлова из Петрограда в Монако. Автомобили Русско-Балтийского завода оказались пригодными для работы в самых трудных условиях. То же самое можно сказать о шинах. «Самые лучшие шины из тех, которые я имел вообще в те дни, — пишет в английском журнале «Мотор» ветеран-автомобилист Д. Беннет, — были сделаны в Риге (размер 815x105, рисунок протектора типа «елочка») и назывались «Проводник». В 1912 году на своем автомобиле «Сингер», «обутом» в эти шины , я совершил пробег в 16 тысяч километров».ВЮнек чешский писатель 3. Трейбал. И в самом деле, Элизабет Юнек была выдающейся гонщицей. В 1926 году на гоночном 8-цилиндровом «Бугатти» она выиграла у себя на родине гонку Збраслав — Нловиште, потом ряд состязаний в Германии. Через год Юнек выступает в Сицилии, в гонках Тарга Флорио. 108-километровая трасса с бесчисленными поворотами проходила по пыльным и каменистым дорогам. После пяти кругов даже выносливые мужчины нередко не могли сами вылезти из машины. В этой гонке Юнек шла третьей, и только поломка рулевого механизма заставила ее прекратить борьбу. Чешская спортсменка на следующий год снова приехала в Сицилию. На втором круге она лидировала, на третьем и четвертом — шла второй. На пятом — вынужденная остановка для дозаправки водой. В итоге — второе место в своем классе. Сейчас Элизабет Юнек часто выступает в роли судьи, в том числе ив гонках Збраслав — Нловиште, которые она выиграла 38 лет назад.ОТРЯХНУВ МУЗЕЙНУЮ ПЫЛЬ В 67-й раз проводился • * традиционый пробег старинных автомобилей из Лондона в приморский городок Брайтон. Старт приняли 219 машин, построенных до 1 января 1905 года. Все они были взяты из коллекций автомобильных музеев иу индивидуальных владельцев. Выехав в8 часов утра из центра Лондона, вереница автомобилей-ветеранов прибыла к4 часам дня в Брайтон. 16 машин были сражены старческими недугами и не дошли до финиша. Первым закончил пробег М. Дэйвенпорт на автомобиле «Прогресс» 1901 года выпуска. Перед ним оказались бессильными машины других марон, хотя их вели чемпионы мира Грэхэм Хилл и Джек Брэбхэм. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПАРК НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ |"| о последним статисти• • ческим данным, наземном шаре в настоящее время насчитывается свыше 144 миллионов автомобилей. Из них легковых машин — 111,4 миллиона, грузовиков 31,7 миллиона и автобусов 1,2 миллиона.НАШ ФОТОКОНКУРСПродолжается открытый конкурс журнала «За рулем» на лучший фотоснимок. Мы приглашаем наших читателей принять в нем участие.На конкурс следует присылать снимки, рассказывающие о тех, кто находится на переднем крае семилетки, — шоферах, ударниках и бригадах коммунистического труда, об их работе на строительстве большой химии, в различных отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте. Важная тема — подготовка водительских кадров в организациях ДОСААФ, воспитание их на героических воинских и трудовых традициях нашего народа, в духе идей советского патриотизма и любви к славным Вооруженным Силам социалистического Отечества. Нынешний год в организациях ДОСААФ проходит под знаком III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта. На старт выходят миллионы мотоциклистов, автомобилистов, водномоторников. Подготовка к соревнованиям и сами состязания, всестороннее освещение хода Спартакиады, показ победителей — все это может явиться темой для снимков. Фотографии, присылаемые на конкурс, могут быть посвящены пропаганде достижений советской науки и техники, успехам нашей автомобильной и мотоциклетной промышленности, распространению технических знаний среди населения, автомототуризму, всему, что интересует огромную армию авто- и мотолюбителей. Для победителей фотоконкурса устанавливаются следующие премии: первая — 100 рублей, две вторых — по 50 рублей, две третьих — по 25 рублей. На конкурс принимаются фотографии размером не менее 13X18 см в двух экземплярах каждая. Пакеты с фотографиями посылайте по адресу редакции журнала «За рулем» с пометкой «На фотоконкурс».В этом номереИ. X. Б аграмя н. Надежный щит Родины . . . . - . С. М. Б уденный . Никто пути пройденного у нас не отберет! A. Т аранов . Юношам, обдумывающим жизнь , Р. Я ро в. На очереди — высокооктановый бензин . . . . Продиктовано жизнью . . . B. Т абаков . Зимняя дорога Л . Ч истый . Ключ к успеху Г. С кробот , К. С очно в. Гонка или многоборье? В. П ольгуев . Азбука двоеборья А. Халтурин, Ю. Ц ар ег ородцев . «Урал-2» выходит из заводских ворот Г. Б ерестинский , Б. Д е ­ л ерзо н. Изучаем новые модели. ГАЗ-53Ф, ЗИЛ-130 . Клуб «Автолюбитель» . Вы спрашиваете Советуясь с читателями . Советы бывалых . . . . Ю. Д олматовский . Автомобиль и мотоцикл... Что дальше? Гигант первой пятилетки Время идет. Где же запчасти? Э. Л исянский . Афера в Гардабани И. Коровников. Военные автомобили . . . . Калейдоскоп4 7. 8 9 10 12 13 14 16 17 18 21 21 22 24 25 26 28 30 32Лучшие снимки будут публиковаться по мере их поступления. Срок проведения конкурса — по 1 октября 1964 года.Редакционная коллегия: А. И. ИВАНСКИЙ (главный редактор), А. А. АБРОСИМОВ, Г. М . АФРЕМОВ, A. M. КОРМИЛИЦЫН, M . Л. ЛЬВОВ, Д . В. ЛЯЛИН, В. И. НИКИТИН, И. В. НОВОСЕЛОВ, В. В. РОГОЖИН, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ, М . Г. ТИЛЕВИЧ, Б. Ф. ТРАММ, Ю. М . ШРАМКО. Художественно-технический редактор И. Г. Имшенник. Корректор Е. Я. Обухова. Адрес редакции: Москва, И-51, Рахмановский пер., 4. Тел. К 5-52-24, Б 9-61-91. Сдано в набор 29.12.63 г. Б ум . 60 X 90Уа. 2,25 бум. л . = 4 печ. л . Т ираж 500 000 экз . Подп. к печ. 21.1.64 г. Г-12046. Ц ена 30 коп. З ак . 1202. 3-я типографияУправления Военного издательстваМинистерства обороны Союза ССР.На первой странице обложки : За рулем командир отличного отделения водителей гвардии сержант Николай Сафонов.Фото Н. Веринчука