{/па/иъахмасс песскагаиъ . (?Н4фги43жх<ааа ggggwg БОЛЬШОЙ УСПЕХ СПОРТСМЕНОВ РОССИИТаблица результатов спартакиады по автомобильному, мотоциклетному и автомодельному спорту з таблицы, которую мы публикуем на соседней странице, видно, какой вклад в усилия республиканских команд в финале III спартакиады внесли автомобилисты, мотоциклисты и автомоделисты. Спортсмены областей, краев и автономных республик Российской Федерации добились самого большого успеха. С отрывом в 21 очко выиграли они у ближайшего своего конкурента — коллектива Москвы. Этот успех тем более значителен, что во второй спартакиаде спортсмены Росссийской Федерации были всего лишь на шестом месте. Первого призера прошлой спартакиады — команду Москвы — в основном подвели неудачные выступления в ипподромных гонках, мотоциклетном многоборье, автомодельных соревнованиях. Общие итоги III Всесоюзной спартакиады будут подведены в начале будущего года по трем показателям: массовости, числу подготовленных спортсменовразрядников и результатам финальных соревнований. В этом номере под рубрикой «Спартаниада подсказала» мы начинаем публиковать материалы наших корреспондентов о заключительных соревнованиях спартакиады по автомобильному и мотоциклетному спорту.Иак же , как ив других видах автоспорта, первенство СССР 1965 года по шоссейно-кольцевым гонкам одновременно явилось и финалом III Всесоюзной спартакиады. Сравним несколько цифр. В 1961 году на финал II спартакиады съехалось 76 участников от восьми союзных республик и городов Москвы и Ленинграда. В финале III спартакиады стартовало 144 спортсмена от 14 союзных республик и городов Москвы и Ленинграда. Но есть еще одна особенность нынешнего первенства, не менее отрадная. Это — качественные сдвиги в нашем автомобильно-гоночном спорте. Значительно выросли технические результаты, повысилось мастерство спортсменов, родились новые конструкции автомобилей. всеобщий интерес вызвал гоночный автомобиль свободной формулы, построенный ленинградцем Ю. Вишняковым. Это легкая машина с расположенным сзади двигателем «Чайки». Передняя и задняя подвески, колеса, тормоза — от гоночного автомобиля «Эстония-12». Рама также во многом подобна конструкции этой машины. Безупречно выполнен кузов. Но главное новшество кроется в трансмиссии, включающей всего лишь сцепление и главную передачу. Коробки передач нет. Благодаря малому весу автомобиля (около 650 кг), большому запасу мощности {195 л. с.) и исключительно высокому крутящему моменту двигателя «Чайки» (41 кгм) машина Вишнякова имеет отличную приемистость. Достоинства двигателя «Чайки» для этого класса автомобилей оценил не только вишняков. Литовский гонщик В. Яниковский также построил гоночную машину с таким мотором. К сожалению, она получилась очень тяжелой. Спортсмен из Грузии Б. Сухишвили установил двигатель «Чайки» на шасси старой го ­ ночной машины, но управлялась она плохо. Наконец, с таким двигателем построй-ТВ ДОБРЫЙ ПУТЬ, КОЛЬЦЕВИКИ!ли совершенно новый автомобиль московские армейцы, хотя и его конструкция пока что оказалась несовершенной. Несмотря на эти неудачи, двигатель «Чайки» имеет все шансы «прижиться» в свободной формуле. Из других автомобилей заслуживает внимания ЗИЛ-112С Г. Жаркова с новым семилитровым двигателем ЗИЛ-114 (мощность 270 л. с.) и гоночный автомобиль конструкции москвича В. Андрианова, выполненный по типу машин Мелькуса 1963 года на базе узлов «Вартбурга». Следует назвать и два заднемоторных гоночных автомобиля из Киева, вообще усилия киевлян в создании новых конструкций заслуживают похвал. Начиная с 1959 года, группа энтузиастов создала пять разных конструкций спортивных и гоночных машин. Московский завод малолитражных автомобилей вновь выставил три гоночных «Москвича-Г4». Их форсированные двигатели «Москвич-408» развивают теперь 80 л. с. при 5600 об/мин. Четыре карбюратора К-99М уступили место двум го ­ ризонтальным сдвоенным карбюраторам «Вебер 40-ДКО», которые значительно улучшили работу двигателя на разгонах и переходных режимах. Благодаря этим карбюраторам удалось сократить время прохождения одного круга ив Ленинграде и Каунасе на 5—6 секунд. Серьезную работу по отладке подвески гоночного автомобиля «Эстония12» провел Таллинский авторемонтный завод. Лишь недостаточная форсировка Победитель в классе гоночных автомобилей третьей формулы мастер спорта Г. Сургучев. Фото В. Галактионова двигателя помешала таллинцам показать высокие результаты, Большой интерес вызвали новейшие «Мелькус-Вартбурги» (третья формула). На них выступало пять кандидатов в сборную страны: Ю. Андреев, В. Лапин, В. Птушкин, А. Сейлер и Г. Сургучев, готовившиеся к матчу СССР — Италия. Автомобили имели 80-сильные двигатели и более совершенную заднюю подвеску типа «Лотос», которая обеспечила хорошую управляемость и позволила, например, на малом радиусе «Невского кольца» идти с высокой скоростью. Интересно решена конструкция колес этих машин. Г. Мелькус отказался от ко ­ леса, отлитого заодно с тормозным барабаном, так как из-за большой теплопередачи от барабана шины перегревались. Теперь барабан (литой магниевый) выполнен отдельно от колеса и снабжен радиальными ребрами. Он вставляется внутрь колеса по скользящей посадке и крепится к ступице теми же шпильками, что и колесо. В пространство между ребрами заколачивается балансировочный грузик, вес колеса в сборе с барабаном и шиной 6,40—13 всего 8,7 кг. Еще несколько слов о колесах. На двух гоночных автомобилях свободной формулы в этом году были установлены «спаренные» задние колеса — колесо с приваренным к нему по окружности ободом другого колеса. Такая конструкция не обеспечивает должной балансировки, чревата перегрузкой подшипников. Очевидно, в будущем такие «новшества» не следует поощрять — они могут быть причиной аварий. Теперь о гонщиках. За последние два года мы с радостью отметили приход в наш спорт способного пополнения в лице В. Вайшвила, К. Цалкаламанидзе, Э. Мирзояна, Б. Щетинского, А. Воронкова, А. Ламина, Р. Ржечицкого. Это хорошо. Но тревожит другое: в перспективном с точки зрения международных выступлений классе гоночных автомобилей формулы III преобладают «ветераны». Удивляет, что мало молодежи в рядах спортсменов Ленинграда — города, ставшего одним из центров автоспорта в стране. Как отрадный факт хочется особо отметить, что наконец Горьковский автозавод после восьмилетнего перерыва вновь стал проявлять интерес к кольце-Задняя подвеска автомобилей «МелькусВартбург>. (/НД/иъоих/асд перекатал . Спя^ъакъаад пефяясгалВиды 5 =гя Xл х Оч £ ооо sat: оь и 0}АсоревнованийoiRМоте ное борьРеспублики и города Москва и Ленинград<а оРвя ?!£-Is лО«оо < 1Сн ооa933Е 01 Qк ft и*E-SSсйigBЯКи£ Дi ЯИ£•Sй 5o£ О о5°Я Е ?S HIо „ с* 2Я кОЯ 01 оО4 0.о С01 01г: я*Йga«ООНоЕс1Я 01 0£33 Яяо оЯь 01 Sо 10 16 13 16 17 12 14 11 10 38 15и В"о fо 01 Я2 12 11 7 13 17 3 14s ИFо 16U к ее о1няоя2 яS о12 17 16 —я аа Ояо яяуо 17 14 16 9 11 15 13 10 6Э 14299 до < о яя ъ. S ия0 > В " Е о3 17 15 11 4 15 968° «>якк ооноРСФСР — сборная АССР, краев, областей 8 Москва Украинская ССРSI II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII10 1113 14 16 1016 17 8 12 11 14 15 II 10 16 8 15 1215 1714 16 17 15 12 1017 11 138 215 160 1 139 17 124 13 117 7 116 14 113 3 108 9 107 12 102 10 16 92 84 71 69 61 40 40 26в11Латвийская ССР Эстонская ССР Ленинград Грузинская ССР15 17 14 12 16 13 — 14 10 11 ССР13 15 — 8 10 12 13 6 1117 15 101012 13612 157 358 12 11 1016 11 13 15 14 11 8 16 9 12 16 14 10 13 85 10 10 11 — И 6 — 15 — 14 12 915 4 14 17 5— 14 11 13Белорусская ССР Литовская ССР Казахская ССР Узбекская ССР Молдавская ССР12 13 9 11 14 12 136 14129 в — 8 5 — 15 10012 10 13 -8 7 10 12 1311 86524Армянская ССР Азербайджанская Киргизская ССР Туркменская ССР Таджикская ССР612 —1112 15 1481013 17 13 118———16 1416 и т. д.ПРИМЕЧАНИЕ: за первое место начислялось17 очков, второе — 16, третье — 15вым гонкам и выставил на первенство две машины. Важным представляется вопрос о трассах. П орауже , как это делается во многих странах, не ограничивать чем ­ пионат страны двумя этапами. Сторонники двухэтапной системы ссылаются на то, что нет выбора трасс. Н о ведь за прошедшие два года автогонки успешно проводились не только на испытанных трассах в Ленинграде и Каунасе, но и на новых «кольцах». М инувшее первенство страны показало, что наибольшее число участников привлекают те группы и формулы автомобилей, для которых в автохозяйствах имеется достаточное количество запасных частей. Автомобильный спорт у нас в значительной мере развивается в таксомоторных парках, где преобладают автомобили «Волга». Поэтому наиболее жизнеспособными оказались гоночные машины свободной формулы, а также спортивные автомобили и серийные автомобили группы А («Волга»). Из-за отсутствия запасных частей почти не осталось «пятисоток», хотя одно время их было около четырех десятков. По этой же причине в чемпионате страны приняло участие лишь 12 автомобилей «Мелькус-Вартбруг», то есть половина имеющегося парка этих машин. Р езко сократилось в этом году число участников, выступающих на гоночных автомобилях формулы I. Кое-кто считает, что во всем «виноваты» гонщики МЗМА , постоянно побеждающиев этом классе. О днаков группе Б (серийные «Москвичи») такого «явления» не наблюдается, хотя и там завод регулярно выставляет по две-три машины и часто до ­ бивается успехов. Просто их соперник и — И . Астафьев, Ю . Козлов, Л . Волков, А. Воронков — не подвержены «заводобоязни». О ни большое внимание уделяют подготовке машин, и в результате им не раз удавалось лишать автозаводцев первых мест. Пришла пора, видимо, подумать о необходимости сокращения числа классов автомобилей. И зжили себя, просуществовав семь лет, «пятисотки», вновь мы не увидели новых конструкций (а те, что были, показали низкие скоростные ре ­ зультаты) спортивных автомобилей, отсутствовали на старте автомобили второй фомулы и прототипы. Очевидно, на будущее целесообразно ограничиться свободной формулой и формулой III для гоночных автомобилей и группами АиБ («Волги» и «Москвичи») для серийных. Это приведет кто ­ му, что вкаждой группе и формуле будет стартовать не 10 — 1 5 машин, как сейчас, а 25 — 3 0 . В этом случае для первого этапа чемпионата стоит выбрать трассу, где может стартовать большое число машин (например, Каунасскую). А вот для второго этапа, где из-за естественного отсева, как правило, стар-Гоночный автомобиль Ю. Вишнякова.тует меньше автомобилей, подойдет бо ­ лее короткоеи более «тесное» кольцо, такое, как Ленинградское. Л. ШУГУРОВ, инженерЛенинград —КаунасРЕЗУЛЬТАТЫ Серийные улучшенные автомобили: г руппаА («В олг и>) — 1. В. Мосолов. 2. И. Пугачев (РСФСР), 3. В. Щетинский (Ленинград); г руппаБ («Москвич и>) — 1. Н. Шевченко (Москва), 2. Л. Волков (Ленинград). 3. А. Ламин (Москва). Спортивные автомобили: г руп ­ п аГ — 1. И. Полторацкий, 2. Ш. Мамрнкашвили (Грузинская ССР), 3. А. Пастухов (Москва). Гоночные автомобили: формула V (свободная формула) — 1. Г. Ж арков (Москва). 2. В. Глурджидзе, 3. Т. Захаров (Грузинская ССР); ф орму ­ ла I (до 1500 смЗ) — 1. В. Щавелев, 2. В. Ржечицкий, 3. В. Бубнов (Москва); ф ормула III (до 1000 смЗ) — 1. Г. Сургучев, 2. В. Лапин (Москва), 3. А. Сейлер (Эстонская ССР); ф ормула IV (до 750 смЗ) — 1. Ю. Винте, 2. В. Тягуненко (Латвийская ССР), 3. Л. Липовский (Литовская ССР). Компоновка автомобиля «Эстония-12».колея ,лгп передняя 1260\