28
29
EJCHUKCIза pvBiАвтоматическое сцепление на Драбанте"На традиционной ярмарке этого года в Лейпциге среди экспонатов автомобильной промышленности ГДР демонстрировалась новая модель полюбившейся многим микролитражки «Трабанта» — 601-Г. Внешне она ничем не отличается от своих собратьев, и лишь присмотревшись к органам управления, можно заметить, что вместо обычных трех педалей у нее только две. Педаль сцепления отсутствует. Да она теперь и не нужна: к обычному однодисковому сцеплению «Трабанта» присоединяется созданное на автомобильном заводе «Заксенринг» в Цвикау автоматическое устройство, которое избавило водктеля от частого пользования педалью сцепления при переключении передач. Конструкция автомата проста. Вот как он действует. Шестеренчатый масляный насос 1 (см. рисунок), приводимый в действие от коленчатого вала, всасывает масло из бачка 13 и по системе трубопроводов и фильтров гонит его в рабочий цилиндр 9. Масло давит на поршень 10. стремясь переместить его и включить сцепление 14 посредством штока 11 и рычага 12. Но при малых оборотах коленчатого вала насос подает немного масла, и оно успевает стекать обратно к насосу через дозирующее отверстие 16. Давления в системе недостаточно, чтобы преодолеть сопротивление пружины 8, сцепление остается выключенным. При увеличении числа оборотов коленчатого вала, а следовательно и насоса, дозирующее отверстие уже не в состоянии пропустить растущий поток масла, давление в системе повышается, поршень преодолевает сопротивление пружины 8и включает сцепление. Избы-ВЫСТАВКА ПОЛУПРИЦЕПОВа улице Фучика в Москве, перед зданием посольства ЧССР, несколько дней стояли автомобили с крупногабаритными полуприцепами. Это были экспонаты передвижной выставки полуприцепов, организованной чехословацкой экспортной организацией «Мотоков». — Популярность автомобильного транспорта с каждым днем возрастает, Это предъявляет к автомобилестроителям новые требования по компоновке транспортных средств, созданию полуприцепов и прицепов различного назначения, — так начал комментировать эту своеобразную выставку заместитель директора «Мотоков» В. Грон. В последние несколько лет особенно широкое распространение получили полуприцепы. Они выпускаются в виде платформ, фургонов, цистерн. Делают полуприцепы ис кузовами для перевозки пассажиров. Одинаковые присоединительные элементы седельных тягачей и полуприцепов позволяют использовать, один тягач с полуприцепами различного назначения. Это в конечном итоге приводит к значительному выигрышу во времени и средствах. Чешские автомобили-рефрижераторы уже давно курсируют по дорогам Советского Союза. Но полуприцеп-рефрижератор типа «Н12Х» (фото 1) по сравнению с предшественниками имеет ряд преимуществ. В нем применен новый, более мощный холодильный агрегат, автоматически поддерживающий нужную температуру в пределах плюс 12 — минус 20 градусов при температуре окружающего воздуха плюс 35. Увеличилась на 110 мм высота полезного пространства от пола до крюков. Изменилась конструкция входной двери. Она открывается на полный внутренний про-2.Полуприцеп «Ш2С».Н3. Полуприцеп «Н10С»филь, что имеет немаловажное значение при погрузке и выгрузке. Пол ровный, без ступенек, в отличие от старых конструкций. Тягачом служит «Шкода 706РТТН» с дизельным четырехтактным двигателем, охлаждаемым водой и имеющим прямой впрыск топлива. Этот же автомобиль агрегатируется с одноосным полуприцепом «Н12С» (фото 2) фургонного типа. Предназначается он для транспортировки товаров на дальние расстояния. Особенность полуприцепа в том, что его можно загружать не только с трех сторон, но и сверху. Еще один полуприцеп из этого же семейства — фургон модели «Н10С» (фото 3), который может служить передвижной мастерской, испытательной станцией, лабораторией. Он представляет собой жесткий металлический с хорошей теплоизоляцией кузов, снабженный окнами и одной задней и двумя боковыми дверями. Для эксплуатации в зимних условиях полуприцеп снабжен нефтяным отопителем. В. БОРЗОВПриводим основные технические данные новых полуприцепов Модель Характеристики «Н12Х» Длина, в мм Ширина, в мм Высота., в мм Емкость, в мЗ Вес. в кг Полезная нагрузка, в кг Общий вес полуприцепа с тягачом, в кг Максимальная скорость. км/час 9 ПО 2 500 3 500 Й9.5 6 000 12 000 24 350 60 «Н12С» 8'160 2 500 3 485 37 5 000 12 300 23 670 65 «Н10О 9 790 2 330 3 310 32 6 000 10 000 22 540 701. Полуприцепрефрижератор.ток масла стекает обратно в бачок по трубопроводу 15 через перепускной клапан 5. Стоит только водителю прикоснуться к рычагу 6 для переключения передач, контакты, расположенные на рычаге, замыкают электрическую цепь соленоида 4, золотник 3 смещается вниз и прерывает подачу масла к цилиндру 9. Оно выжимается поршнем (под действием пружины 8) и уходит в бачок через перепускной клапан 5. Сцепление выключается. Но вот рычаг отпущен — контакты размыкаются, цепь соленоида обесточена и золотник под действием пружины 2 возвращается в исходное положение. На стоянках тормозить двигателем можно, включив передачу и освободив защелку на стояночном рычаге сцепления 17, связанном с пружиной 8 тягой 7. Если гидросистема выйдет из строя, этим рычагом можно пользоваться как обычной педалью сцепления, что очень важно при дальних поездках. Гидроэлектрический автомат позволяет плавно трогать с места и быстро разгонять автомобиль независимо от нагрузки при любых дорожных условиях, даже на подъемах. На ровном месте автомобиль трогается и на третьей передаче.28 НОВЫЕ ФРАНЦУЗСКИЕ АВТОМОБИЛИП о мнению самих французов, «ветер ••оптимизма» не надувает в настоящее время паруса французской автомобильной промышленности. Конкуренция обострилась до предела — достаточно сослаться на недавнее окончательное поглощение предприятий «Панар» фирмой «Ситроен». Необходимость найти новые пути к карману среднего француза заставляет непрерывно создавать новые модели. Не успела «Симка» как следует отпраздновать успех своей новой модели 1500, пробившей серьезную брешь в бастионах «Пежо-404», как на горизонте появились новые опасные соперники — «Рено-16» (или же, иначе, Рено-1500) и «Пежо-204». Обе эти конструкции отражают одно из ведущих направлений в современном автомобилестроении — они имеют передний привод. «Рено-16» представляет собой попытку создания вместительного (5—6 мест) автомобиля, кузов которого является чем-то средним между обычным четырехдверным седаном и кузовом универсального типа. С последним его роднит не только общая форма, поднимающаяся задняя панель, но и откидывающееся заднее сиденье. Стремясь сделать автомобиль максимально вместительным и функциональным, конструкторы тем не менее позаботились ио внешнем виде. Заимствование знакомых решений (общая форма кузова напоминает некоторые английские модели, облицовка радиатора испытала на себе итальянское влияние, прямоугольные фары уже известны на французском рынке и т. д.) не помешало создать автомобиль, отличающийся от своих многочисленных собратьев оригинальным внешним видом. Двигатель автомобиля — обычного типа, четырехцилиндровый, выполненный из легких сплавов. Рабочий объем 1470 смЗ при 5000 об/мин позволяет получать мощность в 62 л. с. Это дает возможность автомобилю развивать скорость свыше 140 км/час. Расход горючего — 9 л на 100 км. Интересными особенностями оборудования двигателя являются установка генератора переменного тока и применение вентилятора с электрическим мотором, включаемым термостатическим устройством. «Рено» продолжает применять на своих автомобилях герметичную систему охлаждения, что упрощает их обслуживание. Подвеска всех колес — независимая с использованием торсионов, стабилизаторных штанг и телескопических амортизаторов. Передние колегм автомобиля снабжены дисковыми тормозами, что позволило получнть поверхность торможения 22 554 см и 287 см для барабанных тормозов обычного типа на задних колесах. К числу нововведений относится также возможность простой регулировки света фар для движения автомобиля с пассажирами и грузом ив ненагруженном состоянии. Для переключения достаточно повернуть рычажок, расположенный в ободке фары, с левой стороны. «Пежо-204» в отличие от своих предшественников имеет и передние ведущие колеса, и поперечное расположение двигателя. Завод «Пежо» около 50 лет назад был одним из пионеров применения верхних кулачковых валиков. Тогда это новшество было достоянием гоночных машин. Теперь верхний кулачковый вал, приводимый зубчатым ремнем, применяется уже на серийном автомобиле. Характерно, что традиционные элементы верхнеклапанного двигателя — толкатели и штанги — здесь отсутствуют. Кулачки вала воздействуют на клапаны через коромысла. Благодаря этому повысилась надежность работы двигателя на больших оборотах. При рабочем объеме двигателя 1100 смЗ мощность его составляет 55 л. с. У этого двигателя есть и другие особенности — алюминиевый картер и вентилятор охлаждения, приводимый электромотором, включающимся автоматически в зависимости от температуры воды.ожалуй, нет сейчас такой отрасли промышленности, где бы в самых широких масштабах не использовались достижения химии. Не составляет исключения и автомобилестроение. В этом лишний раз можно было убедиться, посетив московскую международную выставку «Химия в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве». Шины, лаки для окраски автомобилей, резино-технические изделия, выпускаемые во многих странах мира, — все это было широко представлено на стендах выставки. Но для нас, естественно, особый интерес представляет применение полученных в последние годы ма ­ териалов для различных деталей автомобиля. Всеобщее внимание привлек экспонат из ГДР — а вто ­ мобиль «Трабант-601 л, детали кузова которого изготовлены из фенол-крезольной смолы с хлопчатобумажным наполнителем. Этот автомобиль уже описывался в нашем журнале ( № 6, 1964 г.). М но ­ гочисленные посетители выставки смогли увидеть его своими глазами. Крыша кабины, передние и задние крылья, капот, передняя часть кузова, крыша багажника, дверцы — вот детали машины, изготовленные из пластмассы. Преимуществ у такой конструкции много: устойчивость против коррозии, легкость (удельный вес пластмассы — 1,3 г/см 3 ), простота изготовления (по сравнению с металлическими деталями), включая дополнительную обработку, и, наконец, хорошая упругость. Химия, однако, не только дает автомобилестроению новые материалы. Она вызывает к жизни целый ряд специальных автомобильных конструкций, предназначаемых для перевозки и использования химических продуктов. Несколько цистерн-полуприцепов, транспортируемых седельным тягачом фирмы «Юник» с двигателем мощностью 225 л. с , было представлено во французском разделе выставки. Западногерманская фирма «Блюмхардт» также выпускает цистерныполуприцепы для перевозки химических продуктов. Одна из экспонировавшихся на выставке — предназначена для пылевидных грузов или удобрений, д ругая — для азотной или серной кислоты. О бе цистерны оборудованы устройством для пневматической выгрузки. Экспонатом, показывающим, как применяется автомобиль при использовании химических продуктов, был австрийский грузовичок «Гафлингер». Конструкция его описывалась в № 12 журнала за 1963 год. Представленный на выставке экземпляр автомобиля снабжен специальным устройством для разбрызгивания ядохимикатов и распиливания удобрений.ПСхема передачи крутящего момента «Пежо-204» Четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами на всех передачах расположена под двигателем. Кузов новой машины — четырехместный, четырехдверный, несущего типа. Новая машина компактна, весит 850 кг. Скорость ISO—140 км/час. Расход топлива — 8 л на 100 км. Основные размеры автомобиля. Колесная база — 2590 мм, колея передних колес — 1320 мм, задних колес — 1250 мм. Клиренс — 140 мм. Длина автомобиля — 3970 мм, ширина — 1560 мм, высота (без нагрузки) — 1400 мм. Высота автомобиля с полной нагрузкой — 1340 мм. Вес автомобиля — 850 кг. Максимальная нагрузка — 425 кг.Компоновка «Рено-16».Вверху:«Рено-16».Выставка показала, что вещества, созданные химическим путем, находят все более широкое применение в автомобилестроении как конструкционные материалы и лишний раз убедила в том, что для обеспечения нужд химической промышленности требуется целый ряд специальных автомобильных конструкций.29