{/па/иъахмасс песскагаиъ . (?Н4фги43жх<ааа ggggwg БОЛЬШОЙ УСПЕХ СПОРТСМЕНОВ РОССИИТаблица результатов спартакиады по автомобильному, мотоциклетному и автомодельному спорту з таблицы, которую мы публикуем на соседней странице, видно, какой вклад в усилия республиканских команд в финале III спартакиады внесли автомобилисты, мотоциклисты и автомоделисты. Спортсмены областей, краев и автономных республик Российской Федерации добились самого большого успеха. С отрывом в 21 очко выиграли они у ближайшего своего конкурента — коллектива Москвы. Этот успех тем более значителен, что во второй спартакиаде спортсмены Росссийской Федерации были всего лишь на шестом месте. Первого призера прошлой спартакиады — команду Москвы — в основном подвели неудачные выступления в ипподромных гонках, мотоциклетном многоборье, автомодельных соревнованиях. Общие итоги III Всесоюзной спартакиады будут подведены в начале будущего года по трем показателям: массовости, числу подготовленных спортсменовразрядников и результатам финальных соревнований. В этом номере под рубрикой «Спартаниада подсказала» мы начинаем публиковать материалы наших корреспондентов о заключительных соревнованиях спартакиады по автомобильному и мотоциклетному спорту.Иак же , как ив других видах автоспорта, первенство СССР 1965 года по шоссейно-кольцевым гонкам одновременно явилось и финалом III Всесоюзной спартакиады. Сравним несколько цифр. В 1961 году на финал II спартакиады съехалось 76 участников от восьми союзных республик и городов Москвы и Ленинграда. В финале III спартакиады стартовало 144 спортсмена от 14 союзных республик и городов Москвы и Ленинграда. Но есть еще одна особенность нынешнего первенства, не менее отрадная. Это — качественные сдвиги в нашем автомобильно-гоночном спорте. Значительно выросли технические результаты, повысилось мастерство спортсменов, родились новые конструкции автомобилей. всеобщий интерес вызвал гоночный автомобиль свободной формулы, построенный ленинградцем Ю. Вишняковым. Это легкая машина с расположенным сзади двигателем «Чайки». Передняя и задняя подвески, колеса, тормоза — от гоночного автомобиля «Эстония-12». Рама также во многом подобна конструкции этой машины. Безупречно выполнен кузов. Но главное новшество кроется в трансмиссии, включающей всего лишь сцепление и главную передачу. Коробки передач нет. Благодаря малому весу автомобиля (около 650 кг), большому запасу мощности {195 л. с.) и исключительно высокому крутящему моменту двигателя «Чайки» (41 кгм) машина Вишнякова имеет отличную приемистость. Достоинства двигателя «Чайки» для этого класса автомобилей оценил не только вишняков. Литовский гонщик В. Яниковский также построил гоночную машину с таким мотором. К сожалению, она получилась очень тяжелой. Спортсмен из Грузии Б. Сухишвили установил двигатель «Чайки» на шасси старой го ­ ночной машины, но управлялась она плохо. Наконец, с таким двигателем построй-ТВ ДОБРЫЙ ПУТЬ, КОЛЬЦЕВИКИ!ли совершенно новый автомобиль московские армейцы, хотя и его конструкция пока что оказалась несовершенной. Несмотря на эти неудачи, двигатель «Чайки» имеет все шансы «прижиться» в свободной формуле. Из других автомобилей заслуживает внимания ЗИЛ-112С Г. Жаркова с новым семилитровым двигателем ЗИЛ-114 (мощность 270 л. с.) и гоночный автомобиль конструкции москвича В. Андрианова, выполненный по типу машин Мелькуса 1963 года на базе узлов «Вартбурга». Следует назвать и два заднемоторных гоночных автомобиля из Киева, вообще усилия киевлян в создании новых конструкций заслуживают похвал. Начиная с 1959 года, группа энтузиастов создала пять разных конструкций спортивных и гоночных машин. Московский завод малолитражных автомобилей вновь выставил три гоночных «Москвича-Г4». Их форсированные двигатели «Москвич-408» развивают теперь 80 л. с. при 5600 об/мин. Четыре карбюратора К-99М уступили место двум го ­ ризонтальным сдвоенным карбюраторам «Вебер 40-ДКО», которые значительно улучшили работу двигателя на разгонах и переходных режимах. Благодаря этим карбюраторам удалось сократить время прохождения одного круга ив Ленинграде и Каунасе на 5—6 секунд. Серьезную работу по отладке подвески гоночного автомобиля «Эстония12» провел Таллинский авторемонтный завод. Лишь недостаточная форсировка Победитель в классе гоночных автомобилей третьей формулы мастер спорта Г. Сургучев. Фото В. Галактионова двигателя помешала таллинцам показать высокие результаты, Большой интерес вызвали новейшие «Мелькус-Вартбурги» (третья формула). На них выступало пять кандидатов в сборную страны: Ю. Андреев, В. Лапин, В. Птушкин, А. Сейлер и Г. Сургучев, готовившиеся к матчу СССР — Италия. Автомобили имели 80-сильные двигатели и более совершенную заднюю подвеску типа «Лотос», которая обеспечила хорошую управляемость и позволила, например, на малом радиусе «Невского кольца» идти с высокой скоростью. Интересно решена конструкция колес этих машин. Г. Мелькус отказался от ко ­ леса, отлитого заодно с тормозным барабаном, так как из-за большой теплопередачи от барабана шины перегревались. Теперь барабан (литой магниевый) выполнен отдельно от колеса и снабжен радиальными ребрами. Он вставляется внутрь колеса по скользящей посадке и крепится к ступице теми же шпильками, что и колесо. В пространство между ребрами заколачивается балансировочный грузик, вес колеса в сборе с барабаном и шиной 6,40—13 всего 8,7 кг. Еще несколько слов о колесах. На двух гоночных автомобилях свободной формулы в этом году были установлены «спаренные» задние колеса — колесо с приваренным к нему по окружности ободом другого колеса. Такая конструкция не обеспечивает должной балансировки, чревата перегрузкой подшипников. Очевидно, в будущем такие «новшества» не следует поощрять — они могут быть причиной аварий. Теперь о гонщиках. За последние два года мы с радостью отметили приход в наш спорт способного пополнения в лице В. Вайшвила, К. Цалкаламанидзе, Э. Мирзояна, Б. Щетинского, А. Воронкова, А. Ламина, Р. Ржечицкого. Это хорошо. Но тревожит другое: в перспективном с точки зрения международных выступлений классе гоночных автомобилей формулы III преобладают «ветераны». Удивляет, что мало молодежи в рядах спортсменов Ленинграда — города, ставшего одним из центров автоспорта в стране. Как отрадный факт хочется особо отметить, что наконец Горьковский автозавод после восьмилетнего перерыва вновь стал проявлять интерес к кольце-Задняя подвеска автомобилей «МелькусВартбург>.