М АШИНЫОБУЧАЮТ ВОЖДЕНИЮ• • • Новое в автошколах Первоначально Чехословакии на тренажерах... Практика применения программных обучающих машин О Магнитофон и диапроектор заменяют преподавателя втомобилей в Чехословакии становится все больше, возрастает их мощность и скорость. Понятно, что в связи с этим повышаются требования к водителю, причем не только к его ловкости и техническим навыкам, но ик его общему уровню; быстроте реакции, психологической подготовленности и уравновешенности. Свазарм (Союз содействия армии), призванный воспитывать и обучать автомобилистов и мотоциклистов, все больше внимания уделяет новым методам. Наши автошколы оснащаются современным оборудованием, в процессе обучения применяются новые технические средства. Не так давно разработан единый типовой проект нового здания автошколы с аудиториями, мастерскими и т. д. Учебные классы оснащены самыми различными наглядными пособиями: отдельными агрегатами, узлами в разрезе, плакатами. Специально для автошкол было снято много учебных фильмов о правилах движения и по устройству автомобилей — например, фильмы «Конструкция и работа четырехтактного двигателя», «Коробка передач», «Грузовой автомобиль — общее устройство». В настоящее время все шире стал применяться новый метод обучения вождению при помощи так называемых тренажеров или тренировочных устройств, систем искусственного воспроизведения обстановки движения. Классы с тренажерами имеются уже в 25 школах. После двухлетней практики и испытаний различных типов этих устройств автошколы были оснащены тренировочным устройством К-1, которое можно использовать как для индивидуального, так и для коллективного обучения. Автор этого пособия — работник одной из пражских автошкол Свазарма Франтишек Крал. Его тренажер дополнен устройством для проектирования диапозитивов и магнитофоном, воспроизводящим стандартную инструкцию. Как пользуются этим приспособлением? Вначале демонстрируют диафильм, где воспроизведены правильные приемы управления автомобилем; держание руля, работа с рычагами переключения передач, с педалью сцепления, ножным тормозом и т. д. Затем обучающийся воспроизводит приемы, показанные на экране, а преподаватель контролирует его действия. Объяснения учителя заменяет магнитофонная запись. Опыты по применению такого способа проводились неоднократно. Вот один из них. Группа — 18 человек, в том числе 7 женщин, в возрасте от 17 до 35 лет. Учащиеся разбиты на тройки. Сравнивались результаты шести таких подгрупп. На каждом занятии демонстрировали три раза в одинаковой последовательности 17 диапозитивов с изображением положения рук и ног при основных операциях по управлению автомобилем. Учащиеся должны были воспроизводить показанное на экране и объясненное при помощи инструкции, записанной на магнитофоне. Проверявшие эффективность обучения специалисты и психологи исследовали убывание ошибок в зависимости от количества повторений приемов. Оказалось, что на первом занятии на ученика приходилось в среднем 15,4 ошибки, на втором — уже только 4,8,АОбщий вид учебного класса с тренажерами конструкции К-1.портнвныины Победа польских гаревинов (37) Отборочные соревнования за выход в финал командного первенства мира по гаревым гонкам определили расстановку сил. Как ив прошлые годы, в британской зоне победила Англия, а в Скандинавской — Швеция. Два других участника должны были определиться в полуфинале, который состоялся в Уфе. Соперники у нашей команды, завоевавшей в прошлом году второе место в финале, были серьезные: чемпион мира 1961 года команда Польши, команды ЧССР и ГДР. С первых же заездов лидерство захватывают польские гонщики. Они явно превосходят наших гаревиков в скорости. Наша команда в составе И. Плеханова, В. Соколова, Г. Куриленко, Ю. Чекранова, В. Трофимова с трудом сдерживает натиск и чехословацких спортсменов. Лишь в последней серии заездов нам удается опередить команду ЧССР на 3 очка. Команда Советского Союза завоевала право участия в финале чемпионата мира. Однако те, кто видел уфимские старты, убедились, что советские гаревики находятся не в лучшей форме. На финальных соревнованиях в г. Кемптене (ФРГ) наша команда заняла четвертое место, набрав всего лишь7 очков; на первом месте польские спортсме(38 очков), на втором — шведские и на третьем — английские (18). Польские гаревикн сильно повысили свой класс езды и продемонстрировали отличное тактическое мастерство. Заслуженная победа! Е. ДИСКИН, судья республиканской категории земляк Г. Хавел (также на «Яве») з анял третье место. И наконец, на «пятисотках» первым был местный гонщик Д. Крейт на «Матчлессе», показавший 138,72 км/час. Местом одиннадцатого этапа была Иматра2 (Финляндия). Здесь в классе 125 см снова доминировали «Сузуки» (32 л. с , 9 передач, 200 км/час). Победил X. Андерсон (средняя скорость 129 км/час), практически обеспечивший себе звание чемпиона мира; вторым был Ф. Перрис. Гонщик завода МЦет — на этот раз И. Ляйтерт — финишировал третьим. В классе до 250 см 3 высокую максимальную скорость показал победитель М. Д афф на «Ямахе» (226 км/час), вторым гонку закончил Г. Роснер из ГДР (МЦет). Гонщики завода «Хонда» Р. Брайане и Б. Бийль заняли лишь третье и четвертое места. Средняя скорость победителя 133,4 км/час. На мотоциклах 350 см 3 победа наконец досталась итальянской машине, трехцилиндровой «МВ-Агуста». Результат занявшего первое место Д. Агостини — 135,7 км/час. Вторым был В. Бийль («Хонда»), а третьим — Ф. Бочек (ЧССР) на «Яве». Среди гонщиков, выступавших в классе 500 емз, лучшим был также Агостини на «МВ-Агуста» со средней скоростью 137,1 км/час.Еще два этапа позадиВ Белфасте (Северная Ирландия) проходил десятый этап чемпионата мира по кольцевым мотогонкам. В классе 125 см» с результатом 139 км/час выиграл Э. Дегнер на «Сузукн». Последующие два места заняли гонщики, выступающие на мотоциклах МЦет (ГДР) К. Эндерляйн и Д. Вудмэн. Японские «Ямахи» были вне конкуренции в классе 250 смЗ. Победил Ф. Рийд (средняя скорость 138,46 км/час), вторым был М. Д афф . Гонщик завода МЦет Вудмэн вновь «пробился» на третье место. Неожиданными были результаты гонок в классе машин до 350 см 8 . Здесь с большим отрывом лидировал Д. Редман («Хонда»). Но на мокрой от дождя трассе он упал, и гонку выиграл чехословацкий гонщик Ф. Счастный на «Яве» с результатом 146,65 км/час. Его30