30
31
1. Автобус ШМ-11. 2. Прицеп-фургон PU-43. Автомобиль-фургон Ш 706 РТО-С. В составе передвижной выставки был двухосный городской автобус модели ШМ-11 (фото 1). Он отличается сравнительно небольшими габаритами (длина около 11 м. ширина 2,5 м) и хорошей маневренностью (минимальный радиус поворота — 9,5 м). Шестицилиндровый дизель с водяным охлаждением расположен продольно под полом автобуса.«ЕВРОПАТУР-3»Весьма эффективна автоматическая подвеска с автоматически регулирующими давление клапанами и телескопическими амортизаторами. Гидромеханическая автоматическая коробка передач облегчает работу водителя и обеспечивает плавное движение. Конструкция кузова, собранного из панелей, упрощает техническое обслуживание автобуса и сокращает время, необходимое для ремонта. На основании кузова (шасси с агрегатами) монтируются передняя и задняя панели, боковины и крыша. Монтаж производят из комплектных панелей с внутренней облицовкой, стеклами и лакокрасочным покрытием. Дополнительно ставят только дверные механизмы, сиденья и т. п. Силовой агрегат скомпонован так, что его отдельные узлы можно ремонтировать независимо один от другого. Широкое применение в народном хозяйстве может найти и другой экспонат выставки — двухосный автоприцеп-фургон PFJ-4 (фото 2). Он предназначен для жилья 4—5 человек и рассчитан на передвижение со скоростью до 60 км/час. Прицеп смонтирован на специальном шасси из стальных профилей. Шасси оснащено двумя независимыми тормозами на задние колеса (пневматическим и механическим ручным). В случаеак называется передвижная выставка чехословацких специальных автомобилей, организованная внешнеторговым объединением Мотоков. Впервые такая выставка выехала на дороги Европы в 1964 году, останавливаясь в ряде городов Австрии и ФРГ. В 1965 году маршрут ее проходил уже через четыре страны — Голландию, Бельгию, Францию и Люксембург. В мае втого года колонна чехословацких автомобилей, выехав из Праги, на правилась в польские города Катовице и Варшаву, а оттуда взяла курс к границам нашей страны. Выставка совершила путь из Бреста через Минск и Киев в Кишинев, После этого ее видели жители Бухареста, Софии, Белграда, Будапешта. Покрыв за 38 дней расстояние в5 тысяч километров, побывав в шести странах социалистического лагеря,- выставка позна комила большое количество людей с. новыми чехословацкими моделями.Тотсоединения от автомобиля прицеп автоматически затормаживается. Длина прицепа-фургона — 9,2 м; ширина — 2,4 м; высота — 2.9 м; колесная база — 5 м; ширина колеи — 1,7 м; полезная нагрузка — 500 кг; жилая площадьа — 17,3 м«; объем помещения — 27 м ; шины — 10,50x16. Стены фургона двойные, с изоляционным слоем из полистирольного пенопласта. Двойные выдвижные окна обеспечивают хорошую тепловую изоляцию. Мебель, обитая искусственным легко моющимся материалом, подвешена на стенах, что позволяет быстро и легко перемещать ее внутри фургона. Салон фургона разделен на три части. В передней находятся умывальник, шкафчик для туалетных принадлежностей и сушилка для рабочей одежды. Жилая часть состоит из кухонного угла, где помещаются электроплитка, холодильник, настольный вентилятор и печка, а также столовой с раскладным столом и стульями, запасной койкой и несколькими шкафчиками. В спальне, отделенной платяными шкафами, размещены четыре койки и полка. Фургон отапливается комнатной печкой. Его можно подключить к водопроводной, канализационной и электрической сети. В ящиках под кузовом можно хранить рабочий инструмент и5 центнеров угля. Автомобиль модели Ш 706 РТО-С (фото 3) предназначен для перевозки мебели и других товаров, требующих защиты от влияния климатических условий. Специальный кузов смонтирован на шасси «Шкода 706 РТО». Двигателем служит четырехтактный, шестицилиндровый дизель с водяным охлаждением. Максимальная полезная нагрузка составляет 6000 кг. включая 6 человек (в том числе водителя). Общие габариты: длина — 10,8 м, ширина — 2,5 м, высо' та — 3,1 м, колесная база — 5,4 м, вес в снаряженном состоянии — 5 350 кг, 8 вместимость кузова — 33,3 м , максимальная скорость — 70 км/час. Знакомясь с моделями передвижной выставки «Европатур-3». советские люди могли наглядно убедиться в том, каких замечательных успехов достигла автомобильная промышленность братской Чехословакии.X<о2ниверсальные и специальные грузовики, прицепы, автобусы различного назначения — такими экспонатами была представлена автомобильная промышленность на Выставке экономики Социалистической Республики Румынии. Эта выставка, проходившая в Москве, наглядно продемонстрировала большие успехи ру мынских друзей в социалистическом строительстве. Каковы же особенности конструкции экспонировавшихся на ней машин? Для румынских автомобилей выпускается два типа двигателей. Четырехтактный карбюраторный V-образный СР-211 рабочим объемом 5,03 л имеет 8 цилиндров. Диаметр их 97 мм, ход поршня 85 мм, степень сжатия 6,7. Дви-УАВТОМОБИЛИгатель развивает мощность 140 л. с. при 3600 об/мин и весит 344 кг. Он устанавливается на автомобилях средней грузоподъемности и на автобусах. Вдвое меньше цилиндров у двигателя М-207. Собственно говоря, это СР-211, как бы разрезанный пополам. Рабочий объем его — 2,512 л, максимальная мощность 77 л. с. при 4000 об/мин. Он используется на малотоннажных грузовиках и микроавтобусах. Посетители выставки смогли познакомиться с грузовыми автомобилями завода «Стягул Роше» в г. Брашове. В частности, с пятитонным «Вучеджь СР-113». Его собственный вес с полной заправкой 3620 кг. Он расходует 32,5 л бензина на) 100 км, развивает скорость до 00 км/час, размер шин — 8,25—20. Другая базовая модель «Карпаць СР-131» грузоподъемностью 3 тонны. Длина его 5865 мм, ширина 2266 мм, высота 2250 мм, вес 2800 кг. Радиус поворота 7,5 м.. Автомобиль расходует 25 л топли. ва на 100 км. Максимальная скорость его 95 км/час. На шасси «Карпаць» создан двухтонный автомобиль СР-132 повышенной проходимости с двумя ведущими мостами. На выставке были представлены прицепы: универсальный 2Р-ЗУ, все колеса которого имеют тормоза с пневматическим приводом, и самосвальный 2РВ-50 о трехсторонним опрокидыванием кузова. Особенность этого прицепа — независимая задняя подвеска, изготовляемая в двух вариантах: на пружинах и на поперечной рессоре.Ехиика за pin•J0- Емннка за рш>радиционная международная автомоТ бильная выставка во Франкфурте (на тенденция к переходу от форкамерных и вихрекамерных двигателей к двигателям с непосредственным впрыском. Вслед за «Хеншелем» и ' «Мерседесом» по этому пути пошли «Вюссинг» и «Дейтц», в то время как МАН. принадлежащий к классическим представителям системы непосредственного впрыска, уже два года назад оказывал этому способу особое предпочтение.Майне) привлекла к себе внимание не только новыми типами и моделями автомобилей. Она позволила проследить значительные изменения, которые произошли и происходят в развитии грузового автотранспорта. Первое, что бросается в глаза, это общая тенденция к повышению грузоподъ-САЛОН ГРУЗОВИКОВо-ч>> 031. Сверхмощный грузовой автомобиль фирмы «Вюссинг» с кабиной, расположенной ниже кузова. Платформа оснащена приспособлением для автоматической загрузки и разгрузки, а также для передвижки контейнеров. 2. Автопоезд, состоящий из 22-тонного трехосного автомобиля «Хеншель» и двухосного 16-тонного прицепа). для переключения импульс дает води* тель, делая короткий нажим на педаль сцепления. Во время включения педаль газа и моторный тормоз обслуживаются автоматом. У многих грузовых автомобилей, демонстрировавшихся на выставке, откидывающиеся кабины. Фирма «Мерседес» нашла, однако, иное решение, чтобы сделать хорошо доступным двигатель, расположенный под сиденьем водителя: она применила съемные заслонки с фронтальной части автомобиля и внутри кабины, а по бокам кузова сделала откидные подножки. В кабинах тяжелых грузовиков предусмотрены удобства для водителя. Фирма «Лейланд» на грузовом автомобиле «Эр гоматик» впервые продемонстрировала кабину типа люкс, оснащенную регенера. ционным сиденьем, на котором второй водитель во время отдыха подвергается электрическому вибрационному массажу. Интересна в этой конструкции и воздушная вентиляция, выполненная как в самолетах. В связи с постоянно возрастающим весом прицепов все актуальнее становится проблема тормозов. «Набегающие» тормоза (специально для прицепов) — еще не лучшее решение проблемы. Французские фирмы довольно широко применяют систему электрических тормозов, работающих на вихревых токах Фуко.Xемности автомобилей, мощности двигателей, к широкому использованию автопоездов, в том числе и для международных перевозок. Автопоезда применяются уже сравнительно давно. Однако исследования показывают, что они еще далеки как от технического совершенства, так и от экономического идеала, особенно если говорить о поездах общим весом 3540 тонн. В этой связи интересен хотя бы такой вопрос. Что будет рациональнее и экономичнее: использовать двухосный грузовой автомобиль-тягач и трехосный прицеп или трехосный грузовой автомобиль-тягач и двухосный прицеп? Большинство конструкторов настаивает на втором сочетании. Примером трехосных грузовых автомобилей-тягачей на выставке были грузовые автомобили фирм «Хеншель» и «Скания-Фабис». В вариантах, когда задняя ось ведомая, у нее самостоятельная подвеска, и в случае необходимости ось можно снять. Повышение грузоподъемности повлекло за собой рост мощности двигателей. В настоящее время этого добиваются тремя путями — увеличением рабочего объема цилиндров, повышением числа оборотов, применением турбонагнетателей, работающих от выпускных газов. В немецких дизелях четко проявиласьПовышение грузоподъемности отразилось и на конструктивных особенностях силовой передачи. Определенный интерес в этом разделе представляет модель ступенчатой коробки передач с синхронизаторами для включения передач переднего и заднего хода. Примечательны два последовательно включаемых блока шестерен (четырех- и восьмиступенчатые группы шестерен). Восемь передач переднего хода, две пары шестерен для заднего хода и сверхмедленного движения вперед. Часть передач включается пневматически, остальные — механически. Фирма «Фаун» испытывает на своих тяжелых грузовых автомобилях новую систему включения передач. Основу устройства составляет нормальный шарнирный включающий механизм с пристроенным к нему электронным приспособлением, приводящим в действие пневматическую систему. Водитель пользуется сцеплением только при трогании с места. Числа оборотов двигателя и ведомого вала коробки уравниваются при помощи двух электрогенераторов; после выравнивания оборотов ' срабатывает пневматический цилиндр и происходит переключение передачи. Рычаг для ручного переключения не используется. Автоматическое переключение передач вводится в действие расположенным под рулевым колесом рычагом; необходимыйРУМЫНИИОбращает на себя внимание семейство автомобилей ТВ-4. Его базовая модель — однотонный ТВ-4Ц для развозки мелких партий грузов. Он выполнен в виде пикапа размером 4680X1900X1960 мм и весом 2840 кг. Максимальная скорость автомобиля 100 км/час, расход топлива 13,5 л/100 км. Шины 7,50—16. Только габаритами и весом отличается от него фургон ТВ-4Р, имеющий две двери — сзади ис правой стороны кузова. На таком же шасси выпускаются микроавтобусы ТВ-4Л (с открытым кузовом) и ТВ-4М и санитарный автомобиль ТВ-4С. Большой интерес вызвали румынские автобусы. Их достоинства — Красивая форма, большая площадь остекления кузова и отличная обзорность, удобства для пассажиров и водителя. С лева — междугородный автобус ТВ-7Р; с права грузовой автомобиль «Карпаць СР-131». Городской автобус ТВ-2Р по кузову унифицирован с троллейбусом. В нем 85 мест, в том числе 34 для сидения. Он весит 6700 кг, имеет размеры 9650 х Х2500Х3250 мм, развивает скорость до 80 км/час, расходует топлива 45 л/100 км. Другая модель — междугородный автобус трехтонный ТВ-7Р (он может применяться и как туристский). Все 28 кресел для пассажиров — ,с откидывающейся спинкой. Длина автобуса 7650 мм, ширина 2410 мм, высота 2693 мм, вес 5500 кг. Максимальная скорость 90 км/час, расход бензила 32 л/100 км.31