За нашу Советскую Родину!I ••!.'/1N ' iN2 7 - июль - 1966 ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ДОСААФ СССРИздается с 1928 годаГенерал армии А. ГЕТМАН, председатель ЦК ДОСААФ, Герой Советского СоюзаСВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ ПАТРИОТОВI ам, ветеранам войны, людям, многое повидавшим и | испытавшим в жизни, часто доводится встречаться и бе* > седовать по душам с юношами и девушками — молодыми рабочими, колхозниками, студентами, школьниками. Скажу откровенно, я это делаю с огромным удовольствием и таким же чувством ответственности, потому что знаю: каждая встреча, каждое хорошее слово оставляют добрый след в юных сердцах. Да и кому, как не тем, кто прошагал по огненным дорогам, есть, что рассказать о войне, о довоенных пятилетках, о труде нынешнем, о воинской службе. неры, ученые, партийные, государственные руководители, какой бы стороны партийной и государственной деятельности ни^ касались, никто из них не обошел вниманием вопросы коммунистического воспитания молодежи. XXIII съезд КПСС призвал комсомол с еще большей энергией и настойчивостью помогать партии воспитывать молодое поколение нашей страны в духе ленинизма, готовить стойких и самоотверженных борцов за дело коммунизма. Решения партии восприняты комсомолом, советской молодежью как родное, кровное дело, как боевая программа действий.. XV съезд Ленинского комсомола ярко продемонстрировал После каждой такой встречи остро ощущаешь: молодежь глубочайшую преданность молодого поколения страны нашей всем сердцем тянется к героическому. Но представление о партии, нацелил его на новые гигантские дела и свершения. героике разное: бывает верным, точным, а иногда и неясным. В своих решениях съезд комсомола подчеркнул, что священКак-то в одном из автомотоклубов ребята, узнав, что в годы ная обязанность ВЛКСМ — неустанное повышение револювойны я командовал танковыми частями и соединениями, букционной бдительности молодежи, подготовка ее к защите совально насели на меня: каких только вопросов не задавали! циалистического Отечества. Съезд комсомола внес в Устав Расскажи им о битве под Москвой и об ударах советских ВЛКСМ важное требование о том, что каждый комсомолец танков на Курской дуге, о значении танков и автомобилей обязан крепить мощь Вооруженных Сил СССР, изучать военна войне. Беседе, казалось, не будет конца. И тут я заметил, ное дело. что один паренек с грустинкой в глазах как-то нехотя, неуверенно отошел в сторону. А через некоторое время он сказал: В осуществлении высоких целей коммунистического воспитания молодежи немалая роль принадлежит нашему оборон— Посчастливилось вам: такое повидали, с врагом драться ному патриотическому Обществу. пришлось, командовать. А мы что) Знай за баранку держись да правила движения запоминай. Поздно мы родились, реЦентральный Комитет партии и Советское правительство постоянно направляют деятельность ДОСААФ, поддерживают бята, — обратился он к своим одноклубникам. все его важные начинания, подвергают критике недостатки, И по тому, как в зале активно поддержали своего товапостоянно заботятся об улучшении военно-патриотической рарища, можно было заключить, что некоторые из ребят дуботы Общества. мают приблизительно так: «Вот в бою — это да! Только там и отличиться можно, героем стать». Новым проявлением этой заботы является недавно принятое постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О соМечты о подвиге, о героизме в бою, о том, чтобы «отлистоянии и мерах по улучшению работы Добровольного обчиться» — похвальные мечты. Все мы, наверное, прошли чещества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР)». рез это. Но путь к героическому пролегает через большой В постановлении указывается, что главной задачей ДОСААФ труд, глубокое понимание целого — интересов своей социаи впредь должно быть активное содействие укреплению листической страны, своего народа. Надо быть идейно стойобороноспособности страны и подготовке трудящихся к заким, физически закаленным, технически грамотным человещите социалистического Отечества. Особое внимание необхоком, обладать многими другими качествами, чтобы стать надимо уделять работе с молодежью, подготовке ее к военной стоящим бойцом за народное дело. службе, широкому привлечению юношей и девушек к изуВот почему наша партия, проявляя неустанную заботу об чению основ военного дела и занятиям военно-техническими укреплении экономического и оборонного могущества Родивидами спорта. ны, постоянно заботится о коммунистическом воспитании моСостоявшийся в мае этого года VI пленум ЦК> ДОСААФ лодежи, о том, чтобы выработать у юношей и девушек марквсесторонне обсудил задачи Общества, вытекающие из ресистско-ленинское мировоззрение, стойкость, идейную убежшений XXIII съезда КПСС, и выработал конкретные меры по денность, классовый подход к явлениям жизни. улучшению оборонно-массовой работы. . Мне выпала честь быть делегатом XXIII съезда партии. Одна из первостепенных наших задач — усиление военноЗдесь, на съезде, особенно ярко проявилась забота о молопатриотического воспитания, технической и физической подготовки юношей допризывного и призывного возраста. дежи, о ее воспитании, росте, учебе, духовном и физическом Чтобы выполнить постановление ЦК КПСС и Совета Министразвитии. О чем бы ни говорили докладчики и выступавшие в прениях делегаты — передовые рабочие, колхозники, инжеров СССР, охватить как можно больше молодежи технической 1 подготовкой, нам необходимо наращивать темпы учебной работы. Этого требуют интересы народного хозяйства. Рост технической оснащенности страны, предусмотренный директивами XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану на 1966—1970 годы, в особенности увеличивающийся выпуск автомобилей и тракторов, потребуют новые кадры, способные управлять техникой. В связи с этим мы планируем в течение 1967—1970 годов число подготавливаемых шоферов, трактористов, мотористов, электриков и других специалистов увеличить примерно в полтора-два раза. Это значит, что нам необходимо значительно расширить сеть учебных организаций. Сейчас их крайне недостаточно. Разве нормально, что больше половины районных и городских комитетов ДОСААФ до сих пор не имеет своих спортивнотехнических клубов — этих признанных центров учебной и спортивно-массовой работы! Во многих республиках и областях еще есть немало крупных первичных организаций, которые не позаботились о создании у себя технических кружков и курсов. Нужно считать делом первостепенной важности, чтобы в городах и районных центрах, где нет штатных учебных организаций, обязательно были созданы спортивно-технические клубы с широкой сетью филиалов, а на крупных предприятиях, стройках, в совхозах, колхозах, учебных заведениях — самодеятельные клубы, технические кружки, курсы. Естественно, для этого понадобится дополнительно немало помещения, техники, оборудования, потребность в которых не удовлетворена и сейчас. Проблема, конечно, нелегкая. Как успешнее и оперативнее ее разрешить! Наиболее надежный путь: совместная деятельность комитетов ДОСААФ с местными советскими, хозяйственными, профсоюзными организациями и дальнейшее развитие хозрасчета, накапливание и разумное расходование досаафевских средств. Такой опыт у нас имеется. Многие партийные организации, местные Советы оказывают всяческую поддержку и помощь в укреплении и.расширении материально-технической базы для массовой подготовки технических кадров и развития технических видов спорта. Именно благодаря такому вниманию на Украине ив Армении, например, широко развернуто капитальное строительство: в республиканских, областных, районных центрах на долевых началах местных Советов с комитетами ДОСААФ возвели и возводят учебные здания с классами, гаражами, мастерскими, оборудованными всем необходимым для учебы и спортивных мероприятий. Подобные примеры не единичны. Вместе с тем нужно откровенно сказать: немало еще наших учебных организаций ютится в неприспособленных, тесных помещениях. Иногда курсы, кружки, клубы не открываются только потому, что негде разместить людей, оборудование, технику. ЦК КПСС и Совет Министров предложили партийным и советским органам улучшить руководство организациями ДОСААФ, больше проявлять заботы об укреплении их подготовленными кадрами. Местные советские органы, министерства и ведомства, говорится в постановлении, обязаны усилить внимание к работе ДОСААФ, оказывать ему помощь в совершенствовании материально-технической базы. Выполнение этих указаний зависит прежде всего от инициативы, настойчивости комитетов Общества. Между тем уже сейчас кое-где проявляются иждивенческие настроения. Отдельные руководители комитетов ДОСААФ рассуждают так: коль есть постановление, обязывающее местные органы, министерства и ведомства оказывать помощь в совершенствовании материально-технической базы, значит, депо пойдет само собой. Нет, нам нужно эффективнее использовать имеющиеся возможности, развивать хозрасчет, укреплять связи с хозяйственными, профсоюзными, комсомольскими организациями и на этой основе двигаться дальше. Однако расширение сети клубов, курсов, кружков — это одна сторона дела. Другая, не менее важная, — качество подготовки специалистов, и тут работы непочатый край. VI пленум ЦК ДОСААФ большие требования предъявил штатным учебным организациям. В результате проверки ряда автомотоклубов выявлены серьезные изъяны в методической и воспитательной работе с преподавателями. Зачастую не используются общеизвестные формы повышения педагогического мастерства: инструктивные совещания, открытые уроки, заседания педсоветов, обсуждение лекций, планов, конспектов и т. д. А это порождает недисциплинированность и безответственность. Отдельные преподаватели нетребовательно относятся к своим обязанностям, неподготовленными являются на урок, произвольно сокращают программу, занимаются упрощенчеством. Каких же успехов после этого можно ожидать от слушателей! В некоторых клубах плохо организовано производственное обучение, слабо отрабатываются практические навыки вождения автомобиля, нет площадок, автодромов для учебной езды, допускаются грубые отступления от требований программ. Руководствуясь решениями XXIII съезда КПСС, необходимо коренным образом улучшить военно-патриотическое воспитание слушателей, преодолеть разрыв между обучением и воспитанием, улучшить индивидуальную работу с каждым юношей, обучающимся в клубе. Не хочу перечислять все многообразные формы, которые имеются в арсенале воспитателей, скажу лишь, что в воспитании молодых людей, обучающихся в автомотоклубах, нужно больше творческих поисков. Сейчас, например, крайне важно добиться, чтобы каждый выпускник автомотоклуба сдал спортивно-технические нормы на значок «Готов к защите Родины». Да и военно-патриотическую пропаганду можно сделать живее, интереснее, У нас же творческий подход часто подменяется назиданиями и накачками. Иные руководители клубов, преподаватели но вникают в настроение слушателей, не знают, как они живут, чем занимаются в свободное время, не интересуются их жизненными планами. Многие слушатели автомотоклубов — это завтрашние воины, и мы должны воспитывать у них глубокое уважение к профессии шофера, к нелегкой, но почетной службе солдата. Знакомство будущих воинов с требованиями военной присяги, уставов, тесная связь клубов с автохозяйствами, встречи с передовыми водителями, ударниками коммунистического труда, ветеранами войны, экскурсии в воинские части, военизированные походы, показ военных фильмов и многое другое могло бы сделать идейную жизнь автомотоклубов боле* содержательной. В неразрывной связи с подготовкой кадров, с созданием и укреплением технической базы клубов, школ, курсов находится развитие технических видов спорта. Каждый штатный, спортивно-технический, самодеятельный клуб должен стать центром спортивной работы и учебы общественного актива — спортивных судей, инструкторов, тренеров. На нынешнем этапе развития технических видов спорта одна из важных задач — строительство спортивных сооружений. Опыт показывает: настоящей кузницей спортивных кадров стали именно те города, где построены стадионы для технических видов спорта, мотодромы, гаревые дорожки, отведены места для мотокроссов. Пример Ленинграда, Уфы, Львова, Балакова, Ровно и других городов достаточно показателен в этом отношении. Наша молодежь всей душой тянется к военно-техническим видам спорта, раскрывающим огромные возможности для овладения современной техникой, проявления смелости и отваги. И надо умело использовать это благородное стремление. Сейчас для работы с молодежью допризывного и призывного возраста широкое распространение получили учебные пункты, создаваемые непосредственно в рабочих, колхозных, учрежденческих, учебных коллективах. Хотя учебные пункты у нас появились сравнительно недавно, их теперь уже десятки тысяч. Наиболее успешно действуют они на Украине, в Белоруссии, Армении, Краснодарском крае. Татарской АССР, Калининской, Ростовской, Московской, Горьковской, Восточно-Казахстанской, Андижанской и ряде других областей, а также в Москве и Ленинграде. Однако ив работе учебных пунктов допускается еще немало промахов и просчетов. Есть факты, когда эти пункты существуют только на бумаге, занятия с допризывниками и призывниками ведутся от случая к случаю, скучно, неинтересно и пользы приносят мало. Из материалов XXIII съезда КПСС, постановления Центрального Комитета партии и Совета Министров СССР вытекают, как я уже сказал, главные задачи Общества. Решить их мы можем общими усилиями, путем дальнейшего расширения общественных начал, опираясь на актив, на инициативу и самодеятепьность во всех звеньях. И тогда наша молодежь, ребята, мечтающие о подвиге, о героизме, скажут нам спасибо. Спасибо за то, что научили их уважать труд, дали технические знания, привили любовь к родной стране, мужественную любовь сильных, смелых сыновей, всегда готовых грудью встать на защиту матери-Родины.•2»