ШИРОКИЙ ШАГАВТОМОБИЛЕСТРОИТЕЛЕЙН. СТРОКИН, заместитель министра автомобильной промышленности СССР1360—1510 тысячЭти цифры автомобилисты знают наизусть — такое количество автомобилей будет произведено в последнем году новой пятилетки. Так определено Директивами XXIII съезда КПСС. 379,6 тысячи грузовых машин сошло с конвейеров автозаводов в 1965 году и 201,2 тысячи легковых. В 1970 году, завершающем году пятилетки, народное хозяйство получит 600—650 тысяч грузовиков. Еще больше пополнится парк легковых автомобилей — их годовой .выпуск будет доведен до 700—800 тысяч штук. В этих строках Директив как в зеркале отражаются саженьи шаги новой пятилетней программы, величие задач, поставленных партией. Стремительно растут темпы развития всех отраслей нашего народного хозяйства, умножается национальное богатство, все требовательнее становятся материальные и духовные запросы людей. Уверенной поступью идет советский народ к коммунизму. Эта поступь точно отмеряется государственным планом. И мы, автомобилестроители, обязаны идти в ногу со всеми. • Вернемся к цифрам. Значение их огромно. За ними — не только количественные, но и качественные изменения структуры автомобильного парка страны. Задачи, стоящие перед автомобильным транспортом, новые формы организации перевозок диктуют техническую политику создателям машин. Сегодня основная часть грузового автомобильного парка — 75,5 процента — состоит из хорошо известных всем машин ГАЗ-51, ЗИЛ-164 и выпускаемых на их базе самосвалов. У же много говорилось о том, что столь большое количество автомобилей невысокой грузоподъемности экономически неэффективно. Что трудовые затраты на их производство и эксплуата> цию весьма значительны, а количество перевозимых грузов : невелико. За пятилетку парк этих автомобилей сократится на одну треть по отношению к 1965 году. Зато в 16,5 раза возрастет выпуск автомобилей грузоподъемностью в8 тонн и более, предназначаемых для централизованных перевозок массовых грузов. А это решающим образом повлияет на производительность труда. В разработке перспективного типажа • свое веское слово сказали транспортники. На основе выдвину' ' тых ими условий конструкторы создали автомобили ГАЗ-33, ЗИЛ-133, «Урал-377» и другие. С успехом эксплуатируются в горнодобывающей промышленности и на строительстве богатыри БелАЗы. Однако число у{ их, на сегодня составляющее 0,2 процента общего парка, явно недостаточно. За пятилетие намечено увеличить его вчетверо. На очереди выпуск нового самосвала, грузоподъемностью в 40 тонн — БелАЗ-548, а что касается освоения производства автомобилей грузоподъемностью 65 тонн и выше, о которых говорится в Директивах съезда, то БелАЗ-549 как раз и явится таким карьерным самосвалом. Он положит начало семейству машин, способных поднимать 110—220 тонн. Наконец, возьмем сферу бытового обслуживания. Здесь в основном применяются автомобили грузоподъемностью до 1 тонны. На сегодняшний день парк их составляет лишь 3 процента от общего числа автомобилей. В основном это «Москвичи-универсалы» и автомобили Ульяновского завода. Надо сказать, что такие машины широко используются в коммунально-бытовом обслуживании, они необходимы для столовых, прачечных, ателье и т. д. Но количество их явно не удовлетворяет спрос, и поэтому к концу пятилетки оно возрастет втрое: увеличат производство таких автомобилей Ульяновский завод, Московский завод малолитражных автомобилей и Запорожский завод «Коммунар».Именно так, полностью выверяя свои действия по требованиям времени, работают сейчас автомобилестроители. В ре-> зультате к концу пятилетки резко возрастет количество автомобилей большой и особо большой грузоподъемности, значительно увеличится выпуск тягачей с полуприцепами и прицепов. На дорогах появятся новые, совершенные модели автомобилей. В конечном итоге, хотя сам парк вырастет на. 5 процентов, его грузоподъемность поднимется на 30 процентов. Все это даст возможность повысить производительность труда на автотранспорте к 1970 году, по ориентировочным подсчетам, примерно в полтора раза. Увеличение производства будет сопровождаться совершенствованием его организации. Если сейчас автомобильный завод сам изготовляет все основные узлы и агрегаты машины, то в дальнейшем этим будут заниматься специализированные заводы. В частности, намечено строительство завода, который будет выпускать коробки передач и редукторы заднего моста к грузовикам ЗИЛ. Такая система организации производства значительно совершеннее существующей. Почти в четыре раза увеличится производство легковых автомобилей. Эта небывалая по масштабам задача, поставленная перед автомобилестроителями, — новое проявление огромной заботы партии и правительства о благосостоянии трудящихся, удовлетворении их потребностей. Основными типами сегодняшних наших легковых автомобилей являются «Москвич», «Запорожец» и «Волга». Изучение и всесторонний анализ данных торговли и эксплуатации показали, что наибольшим спросом населения пользуется «Москвич». Поэтому на пятилетие запланирован рост «тиража» прежде всего малолитражки. Московский завод малолитражных автомобилей за пятилетку переживет вторую молодость. Неподалеку от нынешней его территории вырастут новые корпуса, выпуск «Москвичей» в стране к концу пятилетки достигнет 350 тысяч автомобилей в год. Не обойдены вниманием и «Запорожцы». В конце года завод «Коммунар» переходит на новую, более совершенную Модель микролитражки. Параллельно с этим будет продолжаться производство прежней модели. Перед коллективом поставлена задача довести выпуск «Запорожцев» до 150 тысяч штук в год. Что касается «Волги», то в последнем году пятилетки с конвейера сойдет 75 тысяч горьковских машин. Для жителей села предназначаются горьковские и ульяновские легковые автомобили повышенной проходимости, производство которых также возрастет. Кроме того, на базе «Запорожца» будет выпускаться микролитражный автомобиль с колесной формулой 4X4 . Все больше становится путешествующих на колесах. У автотуристов большой популярностью пользуются прицепы для легковых автомобилей. Промышленность позаботится и об этих потребителях. Такие прицепы появятся в продаже. Жизнь автомобиля за воротами завода только начинается. И автомобилестроителям далеко не безразлично, как поведут себя машины в руках их владельцев. Наши конструкторы и технологи делают все, чтобы продлить век автомобиля, сократить потребность в ремонте, трудоемкость обслуживания. Особенно важно это для многочисленной и все растущей армии автолюбителей, у которых сейчас, нечего греха таить, много хлопот со своими четырехколесными друзьями. Еще не хватает станций технического обслуживания, соответствующего оборудования, запасных частей и т. д. В новой] пятилетке Министерство автомобильной промышленности планирует создать сеть «фирменных» станций технического обслуживания. Эта новая форма связи промышленности с потребителем диктуется небывалым ростом производства машин, которому должна соответствовать культура их эксплуатации. Таковы основные задачи, поставленные перед автомобилестроителями XXIII съездом партии. Выполнить их — дело нашей чести.