уводящие от кювета, и тогда трогайтесь дальше. Другого ничего не придумаешь. Проходимость автомобиля по грязи находится в прямой зависимости от вашего умения найти и поддерживать в двигателе такие обороты, когда колеса не пробуксовывают, а автомобиль вместе с тем сохраняет высокую скорость движения. Многие водители, к сожалению, допускают тут такую ошибку. Они идут на той или иной передаче до тех пор, пока она тянет, а затем уже переходят на низшую. Скорость между тем все падает и падает. В конце концов автомобиль останавливается. А скорость здесь играет решающую роль, и надо поддерживать ее всеми силами. Не стоит добираться до низшего предела скорости на той или иной передаче, лучше переклюАвторы статьи А. Дюжий (в кабине) читься на следующую и постаи В. Николаев. раться удержаться в этом режиме. Кстати, если идет группа в две-три машины, то на труднопроходимых участках лучше связать их жесткой сцепкой. Такому автопоезду ничего не страшно: задний автомобиль выталкивает передний с опасного участка, а тот, выбравшись на твердый грунт, тянет за собой и замыкающего. Конечно, хорошо иметь на автомобиле средства, повышающие проходимость. Их немало, и мы посоветуем лишь самые простые — цепи-браслеты и решетки из металлических уголков. Первые представляют собой куски цепи — по два-три на каждое из задних колес (можно в обхват на оба баллона), которые продеваются сквозь отверстие в диске и охватывают колесо, улучшая его зацепление. Решетки представляют собой две железные полосы длиной в1 метр, к которым поперек (как ступеньки лестницы) приклепаны или приварены уголки. Такой своеобразный трап отлично выручает не только в распутицу, но и при движении по пескам. Песок. Небольшие участки его до 30—50 метров лучше всего брать с разгона. И опять, не теряя скорости, переходить на низшие передачи. Некоторые думают: если выжмешь сцепление на песке, то сразу остановишься. Опасность такая, конечно, есть. Но если научиться переключать передачи буквально за одну секунду и не сбавляя оборотов, эта опасность уменьшается в несколько раз. Нам на автомобильных кроссах, например, приходилось это делать неоднократно. Технология такова: выводим рычаг на нейтраль, тут же прибавляем газ и без всякой выдержки включаем следующую передачу, а дальше — полный газ. Но уж если чувствуете, что останавливаетесь, тут же выжимайте сцепление, чтобы колеса не зарывались. Выехать из песка можно, только подложив что-нибудь под колеса — доску, решетку. Раскачивать здесь машину нельзя, она будет только еще глубже зарываться. По сухому песку идти след в след за другой машиной не стоит. Сыпучий песок не уплотняется под колесами, как некоторые думают, — наоборот, они его перемешивают и взрыхляют. Так что следующей машине двигаться тяжелее. Лучше идти рядом. Вот если песок сырой, тогда, конечно, выгоднее по пробитой колее: здесь он плотнее. Влажный песок на берегу моря, реки вообще хорошо держит машину, и по нему едешь, как по шоссе. Песчаные участки надо преодолевать по прямой. Повороты на песке гибельны — забуксуете обязательно. Вообще при подходе к песчаному участку не спешите. Остановитесь, посмотрите, что за песок, наметьте наиболее выгодный путь движения, определив места, где автомобиль будет оседать меньше. Кстати, если видите пробивающуюся растительность, направляйте автомобиль туда: корни растений связывают песок, и он держит машину лучше. Несколько слов о движении по лугу ив лесу. Избегайте низин, выбирайте места повыше, где земля и трава сухие. Если видите участки, где трава зеленее, знайте: там и грунт мягче, а может быть, и болотце. На сыром лугу держитесь при возможности небольших кустарников. Но здесь будьте начеку: в кустах, особенно в молодых побегах, могут скрываться пни. Эта же опасность таится ив лесу. Среди деревьев не забывайте о высоте груза: часто под ветвями машина проходит, а груз можно повредить. Влотную к деревьям ездить рискованно — переваливая через корни, автомобиль, опускаясь, кренится и может ударить бортом о ствол. Мы не ставили целью дать полный свод рецептов. Дело в конечном счете не в них. Наша практика инструкторов и спортсменов подсказывает, что только тренировки и тренировки помогут выработать нужные навыки. Поэтому мы решили прежде всего поделиться опытом, о котором полезно знать, чтобы приступить к таким тренировкам. В. НИКОЛАЕВ, мастер спорта, А. ДЮЖИЙ, спортсмен 2-го разряда г. Рязань Рис. М. УлуповаколхозныйСАМОДЕЯТЕЛЬНЫЙОб этом спортивно-техническом клубе при первичной организации колхоза имени Ленина Лабинского района хорошо знают во всем Краснодарском крае. Комитет первичной организации ДОСААФ, возглавляемый инициативным председателем — офицером запаса А. С. Гавришем, сразу взял правильную линию на помощь своему колхозу в подготовке механизаторских кадров. — Хозяйство у нас, к ак видите, растет, — сказали А. Гавришу в правлении сельхозартели. — Н ужныи шоферы, и трактористы, и мотоциклисты. Возьмется комитет ДОСААФ за их подготовку — спасибо скажем . И колхозники за это поблагодарят. Среди членов оборонной организации нашлись инженеры, м еханики , люди, обладающие преподавательским опытом. Они охотно отозвались на предложение комитета ДОСААФ. Учебно-наглядные пособия позаимствовали в производственнотехническом училище ивштатном автомотоклубе, часть приобрели с помощью правления сельхозартели. Колхоз выделил для занятий помещения, тракторы, автомобили, мотоциклы, двигатели внутреннего сгорания, предоставил право пользоваться цехами механической мастерской. Учебный процесс вначале танже помогали наладить работники автомотоклуба. Прошло несколько лет. Ныне колхозный самодеятельный спорттехнлуб — лучший в Краснодарском крае. Колхоз получает от него водителей автомобилей, трактористов, мотористов. Хозрасчетная деятельность клуба ежегодно дает прибыль в несколько тысяч рублей. Это помогло ему надежно укрепить свою учебно-материальную и спортивно-техническую базу. Добротно и содержательно оборудованы все учебные классы. В них теперь занимается молодежь не только своего колхоза, но и соседних — имени Крупской, «Родина», «Путь Ильича», имени Чапаева, других районов Кубани, Ставрополья, Ростовской области. Совет клуба располагает десятками малокалиберных винтовок, пистолетами Марголина, восемью мотоциклами. К руг ­ лый год работают спортивные секции — автомобильная, мотоциклетная, стрелковая, радио. Только в юбилейном 1967 году в различных соревнованиях выступило более 960 человек, 170 из них выполнили разрядные нормативы. Колхозные клубные команды участвовали в двенадцати городских соревнованиях и завоевали там призовые места. У спешно выступает и молодая еще мотобольная команда. 1 Втекущем году мотоциклисты колхоза имени Ленина стартовали в районных соревнованиях «Гонка военизированных патрулей» в честь 50-летия Советской Армии и завоевали первое место, а в краевых такихже соревнованиях — второе. Самодеятельный клуб помогает сельской организации ДОСААФ в ее многообразной деятельности. Все колхозники являются членами оборонной организации . В колхозном доме обороны всегда многолюдно. Можно почитать газету, ж урналы патриотического Общества. Работает учебный пуннт, где допризывники, получившие в своем клубе техническую специальность, приобретают военные знания, необходимые будущему воину. Выпускники различных курсов колхозного самодеятельного клуба работают механизаторами на селе, с лужатв Советской Армии. Клуб получает от них много благодарственных писем. Первичная организация колхоз.- 1менн Ленина удостоена Почетного знака ДОСААФ СССР. Она шесть раз подряд награждена переходящим знаменем краевого управления сельского хозяйства, завоевала первое место в краевом смотреконкурсе оборонно-массовой работы в честь 50-летия Великого Октября. Л. РУСИНг. Лабинск Краснодарскогокрая