Пограничник;Советская граница... На десятки тысяч километров протянулась она по тайге и пустыне, горным кручам и морям, долинам и рекам. Палит ли полуденное южное солнце, свирепствует ли полярной ночью неукротимая метель, бушует ли морская стихия —советские пограничники в нарядах и дозорах ни на минуту, ни на секунду не смыкают глаз. Пламенные патриоты, смелые, мужественные, снискавшие славу зорких часовых Родины, они неустанно стоят на страже государственных границ СССР. 28 мая этого года нашим пограничным войскам исполняется 50 лет. Полвека надежной, беззаветной службы на передовых постах Отчизны! Это они первыми отбивали натиск многочисленных контрреволюционных банд, пытавшихся пробраться на территорию нашей страны в первые годы Советской власти. Это они первыми вступали в неоднократные схватки с японской и иной империалистической военщиной, провоцировавшей конфликты на наших границах в предвоенные годы. Это они, зоркие часовые, приняв на себя удар оголтелых гитлеровских орд летом 1941-го, вписали первые героические строки в летопись войны. И в послевоенные годы пограничники, выполняя священный долг перед Родиной, бдительно охраняют мирный труд советского народа. Ныне заботами Коммунистической партии и Советского правительства пограничные войска оснащены самой современной техникой и оружием, которые находятся в умелых руках воинов. Сотни пограничных застав, кораблей, расчетов завоевали право именовать себя отличными. Среди передовых воинов пограничной службы — большой отряд водителей. Сейчас без автомобиля не обходится ни одно пограничное подразделение. На вооружении пограничных войск боевые, транспортные, специальные машины — автомобильная техника, созданная отечественной промышленностью. Автомобили используются в службе по охране границы. На автомобилях подвозят на заставы продовольствие, одежду, боеприпасы. Ежегодно на границу приходят юноши, получившие профессию шофера в автомотоклубах ДОСААФ. Многим из них доверяется руль автомобиля. Наш журнал «Пограничник», призванный освещать боевую и политическую учебу, героику и романтику, труд и быт воинов-пограничников, представляет сегодня несколько своих материалов читателям журнала «За рулем». Конечно, они отражают лишь небольшую часть той многогранной и напряженной службы, которую несут наши воины. Но думается, что и они помогут юношам, готовящимся в армию, курсантам автомотоклубов, изучающим автомобильную технику, расширить свое представление о службе и труде водителей-пограничников. Советская граница любит людей, преданных своему народу, верных воинскому долгу, мужественных, физически выносливых, технически грамотных. Такие люди и стоят на передовых рубежах Родины. М. СМИРНОВ, полковник, главный редактор журнала «Пограничник»в гостях у журнала « З а рулем»На границу пришла весна. На буграх появились проталины. Выглянули из-под снега лобастые валуны. Полевые дороги размякли, колдобины за день стали наливаться водой, и шоферу приходилось быть вдвое внимательным: неровен час забуксуешь, а то еще хуже, застрянешь. Вот почему водитель автомобиля ГАЗ-66 рядовой Николай Перерва так сосредоточенно следил за набегающей под колеса дорогой. Рядом с ним сидел старший наряда ефрейтор Николай Миронов, посматривал в сторону границы. Ехали молча: на службе попусту разговаривать не полагается. Третьим в машине был молодой солдат Сергей Кузякин. Он сидел в кузове, оберегая от толчков установленный здесь оптический прибор. И если бы не его обязанность держать по рации постоянную связь с заставой, то такое занятие могло бы показаться весьма скучным. Но служба есть служба. Сейчас все трое — пограничный наряд, дозор на автомобиле — следовали по охраняемому участку заданным маршрутом, периодически останавливаясь для наблюдения. Пока все было спокойно.В ДОЗОРЕНа взгорке Перерва по знаку Миронова остановил машину. Старший наряда забрался в кузов. — Ну как, не замерз тут? — спросил Миронов. Кузякин озорно выпятил губы и, весело шмыгнув носом, сказал: — Не-е, похоже, и в самом деле весна, товарищ ефрейтор? — Можешь не сомневаться, все в норме, — усмехнулся Миронов и добавил: — Ты вот что, браток, разомнись пока, потопай сапогами, а я посмотрю.' Понял? — Есть размяться, товарищ ефрейтор, — бодро ответил Кузякин и выпрыгнул из машины. Миронов расчехлил бинокулярную трубу, припал к окулярам. Перед его взором поплыли ближние, дальние и еще более отдаленные предметы, в общем-то уже привычные, вдоль и поперек изученные за два года службы. Но сегодня наблюдать было труднее из-за серенькой дымки, заволакивающей долину. Просматривая прилегающий к границе участок местности, Миронов обратил внимание на какой-то неясный предмет; это мог быть и крупный валун — их в здешних местах немало — или куст. И тем не менее, что-то было не так. Здесь, на границе, ничто не мелочь. Порой незначительная деталь, замеченная наблюдателем, помогает обнаружить нарушителя. Ведь не далее, как месяц назад, на соседней заставе задержали нарушителя, и только благодаря тому, что наряд на НП терпеливо, метр за метром, обшаривал биноклем каждый выступ земли, каждый куст, которые вызывали какое-то подозрение. Зафиксировав трубу, он стал ждать. Прошло, пожалуй, десять-пятнадцать томительных минут. Вдруг силуэт зашевелился! Лазутчик, оказывается, высматривал направление, которым можно пройти через границу незамеченным. Вот теперь он пошел, наверное, решив, что его никто не видит. — Связь! — коротко приказал Миронов Кузякину и, взяв тут же протянутую ему трубку, доложил о замеченном на заставу. Начальник заставы немедленно отдал приказ: наряду, оставив одного человека у машины (на ней напрямик не проедешь), идти на задержание. — Кузякин, остаетесь при машине. А мы — пошли, — бросил Миронов Перерве. Нарушитель в это время скрылся за сопкой. Миронов и Перерва побежали. Перемахнув сопку, пограничники увидели удалявшегося человека. Расстояние до него было не менее километра. Но ведь этот километр надо преодолеть! Сбросили куртки — бежать стало легче. Расстояние постепенно сокращалось. Еще издали Миронов крикнул: — Стой, стрелять буду! Нарушитель упорно продолжал уходить. Впереди было шоссе, и он направился к нему. Солдаты заволновались. «Проголосует» неразборчивому шоферу, сядет в машину и через какой-нибудь час будет в городе. Ищи потом иголку в стогу сена. Так и есть. Один из встречных грузовиков остановился. Лазутчик забрался в кузов. Но шофер, по всему видно, не спешил нажать на стартер. Он удивленно выглянул из кабины, затем вышел, стал что-то требовательно говорить незнакомцу. Миронов для верности дал очередь из автомата вверх. Чтобы обратить внимание шофера. Подбегая, пограничники поняли, что теперь-то лазутчик никуда от них не уйдет. Шофером оказался их добрый друг — дружинник местного колхоза коммунист Василий Дмитриевич Волошин. Г. ДЕМЧЕНКО, подполковник8 Т!Г.Ак-«, v' • «ЛЕТ-».шш- *4V<-•#*:*• I *\i-**^*%й*г:;?*Чг• .'^СЖ:->.;.-*&-пV-*.&3*3*1йвш|$** л1| | 1 !•!•!U. •\J*"fi¥ дод а ЛШВ•• &+*, О ' ''ч*Т^#/4Ё*"^««jjfcs»'ьл.'!' '>*гЦ^ЯВКЕМ^1РРРЧВЩГ* Г « Ж .«-.На южной границе. В наряде передовой воин секретарь Комсомольске организации рядовой Владимир Гончарук (фото вверху слева). Комсомолец младший сержант Виктор Федоров — начальник прожекторной станции. Вверенную технику он содержит в отличном состоянии (вверху справа). Граница под постоянным наблюдением. Сержант Николай Дмитриченко и рядовой Владислав Пономарев (сзади с собакой Акбар в дозоре. Тревога! И автомобиль с пограничниками мчится к месту нарушения госу дарственной границы.шV -Фото Г. Бибика и В. СнисЛч £*4£*Чв***.';*-T2v&m\tP**&M