родах 80 процентов автомобилей обеспечены жильем. В крупных городах положение много хуже. А дальше с гаражами становится все труднее. Показательно, что владельцы новых автомобилей имеют гаражи лишь в 60 случаях из ста. Что представляют собой гаражи автолюбителей? В 39 случаях из ста это каменные неотапливаемые постройки, в 27 — деревянные, а 11 процентов приходится на долю железных, плохо предохраняющих автомобиль от температурных воздействий. На вопрос о трудностях, которые испытывают автолюбители, три четверти читателей ответили — недостаток запчастей. В многочисленных приложениях к анкетам владельцы индивидуальных автомобилей говорят о том времени, когда производство запасных частей будет планироваться с учетом спроса, когда распределение их будет более гибким и оперативным. Однако запасные части — лишь одна сторона проблемы сервиса. А где выполнить ремонтные работы? Всем понятно, что сразу создать сложную и разветвленную сеть станций техобслуживания невозможно. Анкетный опрос наметил, на наш взгляд, вполне реальный, быстрый и недорогой путь. Автолюбители предлагают создать широкую сеть небольших и универсальных станций с несложным технологическим оборудованием и минимальным запасом наиболее ходовых деталей. Такие станции на два-три рабочих поста занимают мало места (особенно в городе), обслуживаются небольшим штатом рабочих. Перечень услуг на них весьма широкий: от мойки и заправки автомобиля до регулировки отдельных узлов и замены изношенной детали. Строительство мелких станций можно вести быстро, и обходится оно недорого, особенно если использовать местные и стандартные строительные материалы. Станции эти всегда рентабельны, а капитальные вложения окупаются за несколько месяцев. Если в зимнее время мало работы, то такую станцию легко законсервировать на два-три месяца, а рабочим предоставить отпуск или временно перевести на другие предприятия. Наконец, бюджет любого города всегда выдержит строительство небольших станций техобслуживания. Есть преимущества у них и для клиентов — они обычно расположены недалеко от потребителей. Специализированные станции обслуживания желательно строить крупными и хорошо оснащенными технически. Эти предприятия должны специализироваться на ремонте двигателей, отдельных агрегатов автомобиля, окраске кузовов и т. п. Для их строительства (это дело второй очереди) можно использовать прибыль от деятельности мелких станций, а она будет немалой. Сейчас каждый владелец автомобиля в год только на обслуживание и ремонт расходует в среднем до 75 рублей, но большая часть этих денег попадает в руки частных лиц. Более того, анкета свидетельствует о том, что 98 процентов (!) автолюбителей не прибегает к помощи станций технического обслуживания совершенно. И, очевидно, к этому уя;е привыкли. Печально, но факт: лишь около трети читателей отметило отсутствие СТО как одну из трудностей владения автомобилем. Почему же автолюбитель проезжает мимо оазисов технического сервиса? Главная причина — низкое качество работ и их высокая стоимость. Такое положение — прямое следствие недостаточного числа станций технического обслуживания и отсутствия на них необходимого диагностического оборудования. Только создание развитой сети постов диагностики технического состояния автомобилей (включая посты безопасности движения) избавит автолюбителя от этих беспокойств — автоматика и электроника позволят вовремя и безошибочно обнаружить те или иные «болезни» автомобиля, а также легко проконтролировать работу технической службы. Оснаститься современным оборудованием нашим станциям техобслуживания просто необходимо. Пора подумать и над изменением системы материального поощрения рабочих, над введением обязательных гарантий. Любопытно и то, что ни далекое расположение станций обслуживания, ни не очень удобные часы их работы не являются серьезным препятствием для автолюбителей в эксплуатации автомобиля. Только шесть процентов всех полученных нами анкет ставят подобные обстоятельства на первое место. Вообще же читатели журнала проголосовали за работу станций без выходных дней ив вечерние часы. Чем же они должны помочь автолюбителю? На этот счет участники опроса высказались совершенно ясно и определенно. Во-первых, выполнением работ по антикоррозийной защите автомобилей и, во-вторых, регулировками узлов и приборов. С такими же профилактическими работами, как мойка, смазка, крепеж, автолюбители справляются в основном сами. Говоря об операциях ремонтного характера, большинство автолюбителей сходится на одном — они хотели бы получать техническую помощь в серьезных работах: ремонте двигателя, окраске и, конечно же, аварийном ремонте. И лишь семнадцать процентов высказались за выполнение на станциях мелкого текущего ремонта. Вот при каких условиях, по мнению читателей, журнала, автомобилю будет обеспечена спокойная и долгая жизнь. Почти все принявшие участие в анкете журнала заявили, что станут регулярно пользоваться услугами станций технического обслуживания, если последние будут работать нормально. И это, на наш взгляд, самый веский довод, который должны принять во внимание специалисты, разрабатывающие планы развития технического сервиса в нашей стране. Мы уверены, что так и будет.АНКЕТА В ЦИФРАХПродолжительность эксплуатации в течение года ! 7 мес 7 » 8 » 9 » 10 » 11 » 12 » Количество автомобилей эксплуатации по месяцам ! в вввввввввв январе феврале марте апреле мае июне июле августе сентябре октябре ноябре декабре — — — — — — — — — — — — 16 20 40 82 100 100 100 100 95 70 26 13— — — — — —19 22 23 11 63 16вВ каких дорожных условиях работает автомобиль! на разныхдорогах на хорошихдорогах на плохих дорогах Сколько дней в неделю используется автомобиль! один-два три четыре пять шесть семь В каких целях! для для для для для для отдыха в выходные дни отдыха во времяотпуска различных поездок отдыха после работыхозяйственных дел служебных поездок — — — — — — 67 62 52 49 40 32 62 27 11— 15 2Ь — 20 — 1U — 10 — 20 —С колько человек обычно ездит в автомобиле! один двое трое четверо пятеро Где хранится автомобиль! в каменном холодном гараже в деревянном гараже на открытойплощадкев железном гараже под брезентомв каменном теплом гараже Вкакомгараже хотели бы хранить автомобиль! отапливаемом неотапливаемом индивидуальном коллективном одноэтажном многоэтажном — — — — — — 72 5 56 23 25 4 — — — — — — 39 27 12 11 65 — 5 — 20 — 35 — 35 — 5К акие трудности испытываете при эксплуатации автомобиля ! недостаток запасных частей плохаяработа СТО отсутствие СТО высокая стоимость содержания плохие дорожные условия трудный пуск двигателя зимой отсутствие гаража недостаточная сеть АЗС — — — — — — 75 41 37 36 28 24 16 — 15С редний расход бензина (л/100 км ] ! «Запорожец» — 8,3 «Москвич» — 9,9 М-20 «Победа» — 13,3 М-21 «Волга» — 12,713