ДОРОЖНЫЙ зим Обзор писем читателей Этими словами была сформулирована тема выступления журнала о недостатках в применении дорожных знаков («За рулем», 1967, № 11). Как и следовало ожидать, предмет разговора никого не оставил равнодушным. Отклики читателей продолжают поступать. И вот что характерно: нет ни одного письма в редакцию, где не разделялись бы позиция и мысли автора статьи. Это естественно. Кто, как не водитель, прежде всего испытывает на себе последствия неправильной установки дорожных знаков и указателей. Но наши читатели остановились и на других сторонах затронутой проблемы, развили ее. Каков же главный тезис в выступлениях с этой читательской трибуны? Пожалуй, отчетливее всех сформулировал его Н. Чупринин из г. Невинномысска Ставропольского края. «На мой взгляд, — пишет он, — многие недочеты происходят оттого, что Правила движения не содержат твердых требований и норм в установке дорожных знаков, а в некоторых случаях и их обязательном сочетании. Очень часто, например, можно видеть такую картину: на одной из улиц на перекрестке установлены знаки «Проезд без остановки запрегрузовик. Почему бы нам не последовать полезному примеру? Конечно, это несколько увеличит затраты на организацию движения, но будет оправдано повышением четкости, а следовательно, и безопасности движения». «Поверьте, иногда приходит на ум мысль, что ГОСТа на дорожные знаки у нас вообще не существует! — замечает А. Хачко из г. Орджоникидзе, бывший инспектор службы регулирования движения. — Даже в Москве и Подмосковье встретишь сколько угодно не-КАКАУКНЕТСЯ...щен», а преимущество транспорта, движущегося с поперечного направления, никак не обозначено. В результате все стоят и не знают, кому вперед ехать. Надо записать, по-моему, что в таких случаях установка знака «Главная улица или дорога» просто обязательна». Волгоградец В. Бородин распространяет эту мысль о выработке необходимых стандартов и на светофоры. «Как только не установлены на перекрестках светофоры! — сетует он. — Ищешь его, а время-то идет. Высоту подвесного светофора над центром перекрестка никто не контролирует, иногда он поднят чуть ли не на десять метров. Сразу и не заметишь. А «угловые» светофоры закрывает громоздкий транспорт, движущийся в первом ряду. Правила движения должны быть дополнены указаниями относительно места и правил установки светофоров и дорожных знаков». Мы процитировали лишь два письма, но подобных высказываний в нашей почте десятки. Интересны и другие предложения. Научный работник П. Добронравии (Крым, Обсерватория) обращается, например, в своем письме к зарубежному опыту. «Бывая за границей, — вспоминает он, — я замечал, что во многих странах дорожные знаки очень часто дублируют на левой стороне. В этом случае уже не страшно, если правый знак заслонит какой-нибудь высокийНА ВИННОЕ МЕСТОстандартных по размерам, раскраске, высоте установки знаков. Причина, на мой взгляд, в том, что ГАИ не обращает на это внимания. И я целиком согласен с автором статьи, что пора ей в «в полной мере спрашивать... за действия, затрудняющие труд водителя и снижающие безопасность движения». И уж совсем непростительна, пишут другие читатели, забывчивость дорожников, когда ремонтные работы давно закончены, а знаки так и остались, вводя в заблуждение водителей. О таких случаях рассказывают в своих письмах рижанин В. Клешнин, М. Самсонов из Москвы и многие другие. Мнение другой группы читателей хорошо выразил москвич Г. Наседкин. «Я считаю совершенно недопустимым, — пишет он, — когда на дороге без всяких ограничений скоростного режима вдруг возникает знак, требующий сразу снижения скорости до 30, а иногда и до 20 км/час. Так вводить ограничения нельзя. Если машина идет со скоростью 80—90 км/час, то для того, чтобы выполнить требование знака, надо применить почти экстренное торможение, что просто небезопасно. Снижение скорости должно происходить постепенно, и люди, устанавливающие знаки, обязаны это понимать». Отклики читателей еще раз свидетельствуют о том, что наведение порядка в нашем дорожно-сигнальном хозяйстве дело неотложное и серьезное.Замечали ли вы, друзья, что в рассказах о тех или иных дорожных происшествиях, ситуациях, совершенно несхожих, часто наступает такой момент, когда наши собеседники начинают говорить почти одними и теми же словами? Звучит это приблизительно так: «А он вдруг...» И дальше следует рассказ о том, что же «вдруг» сделал «он», то есть другой водитель, такого, что так круто изменило обстановку на улице или дороге. И у всех историй общее место — поворот в событиях произошел для одной из сторон неожиданно, внезапно. Как вы думаете, отчего так получается? Может быть, мы сталниваемся здесь с каким-то психологическим или физиологическим барьером, который мешает человеку вовремя улавливать перемены в быстротечности событий? Может быть, имеем дело с явлениями, не зависящими от воли водителя? Давайте поразмыслим над этим вместе. Конечно, обстановка движения с каждым днем усложняется, и водителям приходится, как сейчас говорят, перерабатывать все большее количество информации, удерживать в поле своего внимания все большее число объентов. Между тем времени для этого остается у них все меньше и меньше, так как скорости движения неудержимо растут. И все же не эти обстоятельства причиной тому «вдруг», которому мы ищем объяснения. Проанализируйте подобного рода происшествия, свидетелями или участниками которых вам довелось быть, еще раз — и вы согласитесь, что в конечном счете водители просто не поняли, не разобрались в намерениях ДРУГ ДРУа. Почему? Чаще всего потому, что кто-то не подал сигнал о предстоящем маневре или сделал это с таким опозданием, что по сути дела отнял у другого как раз то время, которое позволило бы успеть отреагировать на происходящее. Не торопитесь с выводами, если думаете, что речь дальше пойдет о роли предупредительных сигналов. Польза их общеизвестна, и дискутировать здесь не о чем. Речь о другом — о предупредительности в полном смысле слова в отношениях на дороге, о предупредительности, без которой езда становится делом необычайно трудным, малоприятным, а порой просто опасным. Один не подал сигнал, другой, раздумывая о том, куда двигаться дальше, вдруг остановился прямо посреди дороги вместо того, чтобы съехать на обочину, чем поставил других водителей в трудное положение. Третий поспешил да и пересек путь тому, кто пользовался преимуществом проезда, проскочив у него буквально под носом. Согласитесь, что люди эти носят в себе вирус самой опасной на транспорте болезни — неуважения к другому водителю. И здесь уж недалеко до беды. Тот, кто не подал днем предупредительного сигнала, наверняка ослепит вас при встрече ночью. Да мало ли других некрасивых поступков рождается недоброжелательностью. Поговоришь с такими людьми и убеждаешься, что многие из них правила движения штудировали довольно основательно. А вот то, о чем говорится бунвально на первой же странице Правил, не усвоили. Не потому ли, что пробежали этот раздел мельком, считая его чем-то вроде предисловия? Но ведь «Общие положения» Правил в полном смысле слова фундамент, на нотором держится все здание, называемое «условиями безопасного движения». И этот фундамент не должен давать осадку и трещины. Каждому из нас хочется не встречать на пути никаких загадон, не нервничать по поводу неожиданных маневров соседей на дороге, легко понимать все, что происходит вокруг. Но директивами, говоря откровенно, здесь не поможешь, и указа об обязательном введении предупредительности среди водителей, разумеется, не будет. Просто каждому из нас надо действовать самому так, как хотелось бы, чтобы поступал другой водитель. Как аукнется — так и откликнется!23