РАБОЧЕЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОЛЖСКОГО ГИГАНТА ВЕДУТ ОКОЛО 40 ПРОЕКТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МОСКВЕ, КИЕВЕ И ДРУГИХ ГОРОДАХ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.Я ЗНАЮВОЛЖСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД — УДАРНАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ СТРОЙКА. ТОЛЬКО ЭТОЙ ВЕСНОЙ ПО ПУТЕВКАМ ВЛКСМ НА СТРОЙКУ ПРИЕХАЛИ 10 ТЫСЯЧ КОМСОМОЛЬЦЕВ.ГОРОД БУДЕТТольятти. О городе у Жигулей знает сейчас каждый. Здесь сооружается Волжский автомобильный завод — завод-гигант, один из крупнейших во всем Восточном полушарии. У въезда щит. Надпись «Тольятти строится». Эта короткая фраза лучше всего говорит о сегодняшнем дне бывшего Ставрополя. Строятся автозавод, десятки домов, магазинов, школ. Строят свою жизнь тысячи людей — сегодняшние строители, завтрашние автозаводцы. Куйбышевгидрострой. Так называется организация, воздвигающая завод и новый город. На счету этого коллектива много замечательных сооружений, от Куйбышевской ГЭС до комплекса завода синтетического каучука и «старого» города Тольятти. (Да, город, родившийся всего несколько лет назад, сегодня уже называют «старый Тольятти» в отличие от нового, растущего у автозавода.) Здесь работают люди со всех концов Союза, сюда поступает продукция десятков предприятий страны. Это Волжский автомобильный — ударная комсомольская стройка, еще одна славная страница истории комсомола. Юных всегда влечет романтика, размах, небывалость масштабов. Не случайно на строительной площадке в Тольятти можно встретить рядом с новичками молодых «ветеранов». Они создавали сибирские гидростанции, дороги и рудники крайнего севера и востока страны. Их чувства хорошо выразил в стихах плотник Виктор Бугаев: Жил в тайге я, в палатке, Далеко побывал. Но такой стройплощадки Никогда не видал... ...До чего ж это кстати, Что попал я сюда — В юный город Тольятти, В добрый город труда! Неудивительно, что каждый четвертый здесь — комсомолец, а средний возраст жителя г. Тольятти — 26 лет. Территория стройки — пятьсот шестьдесят гектаров — настоящее поле боя. Глубокие траншеи, горы поднятой земли, металл и бетон конструкций, огонь электросварки, техника, техника, рабочие в касках и ватниках, как бойцы. Да,. идет бой. Мирная битва у Волги. 1967-й был годом подготовки к решающему наступлению, создания прочных тылов. Проложены сотни километров шоссейных и железнодорожных путей, выросли автобазы, арматурные и бетонные заводы, растворные узлы. Дала первое тепло ТЭЦ. Возведено более ста тысяч квадратных метров жилья для строителей. В основном закончены фундаменты и каркасы нулевой очереди сооружений. Сегодня наступила решающая фаза. 1968-й — основной год строительства. Каркасы станут цехами. Большая часть главного корпуса, корпус вспомогательных цехов, ремонтно-литейный, ремонтно-кузнечный и прессовый, — вот далеко не полный перечень объектов, которые в этом году должны быть сданы. Монтажники уже летом приступят к установке и наладке оборудования. Объем работ растет. В прошлом году строители освоили около 74 миллионов рублей. План на нынешний год — 175 миллионов. Каждые сутки в стены.завода будут укладываться 4 тысячи кубометров монолитного бетона, монтироваться 2,5 тысячи кубометров сборного железобетона, 400 тонн металлоконструкций.' Это вдвое, впятеро ив десять раз больше, чем в 1967 году. Строители уверены — сроки будут выдержаны. Трудно даже представить масштаб сооружений завода. Вот главный корпус. Два километра (I) в длину, 500 метров в ширину. Производственная площадь — 720 тысяч квадратных метров. А общая площадь всех корпусов и цехов — около двух миллионов квадратных метров! Все население Москвы и Ленинграда можно укрыть от дождя. Объем главного корпуса чуть меньше одиннадцати миллионов кубометров. Для сравнения можно сказать, что это в 50 раз больше объема самого обширного на ВДНХ Павильона товаров народного потребления, в четыре раза больше университета на Ленинских горах в Москве. Громадны и другие цехи. Прессовый, корпуса вспомогательных цехов, запасных частей. Их площади исчисляются десятками тысяч квадратных метров. Иначе и не может быть. Ведь меньше чем за две минуты с конвейеровВ Г. ТОЛЬЯТТИ В МАРТЕ 1967 ГОДА БЫЛО 152 ТЫСЯЧИ ЖИТЕЛЕЙ, В КОНЦЕ ДЕКАБРЯ — 175. СЕЙЧАС — БОЛЕЕ 200 ТЫСЯЧ. В 1969 ГОДУ БУДЕТ 250 ТЫСЯЧ ЖИТЕЛЕЙ.СЕГОДНЯ ЗДЕСЬ БОЛЕЕ МИЛЛИОНА КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ ЖИЛЬЯ, 60 ДЕТСКИХ САДОВ И ЯСЕЛЬ, 25 ШКОЛ, 6 ТЕХНИКУМОВ, ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, 10 КИНОТЕАТРОВ И ДОМОВ КУЛЬТУРЫ, 9 БОЛЬНИЦ и поликлиник, 160 МАГАЗИНОВ, 2 СТАДИОНА, 100 СПОРТПЛОЩАДОК, ЯХТКЛУБ, ВОДНАЯ СТАНЦИЯ.В 1967 ГОДУ СДАНО 100 ТЫСЯЧ КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ ЖИЛЬЯ —3200 КВАРТИР ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ ВАЗа. В 1968 ГОДУ БУДЕТ ПОСТРОЕНО ВТРОЕ БОЛЬШЕ.ПЛОЩАДЬ ВСЕХ ЦЕХОВ ЗАВОДАГИГАНТА ОКОЛО 2 МИЛЛИОНОВ КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ.НА ВОЛЖСКОМ АВТОЗАВОДЕ БУДЕТ 150 КИЛОМЕТРОВ КОНВЕЙЕРНЫХ ЛИНИЙ, ИЗ НИХ 70 — ТОЛКАЮЩИЕ.60 НАШИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ДАДУТ ВАЗу КОМПЛЕКТУЮЩИЕ ИЗДЕЛИЯ — ПОЧТИ ТЫСЯЧУ НАИМЕНОВАНИЙ, ОКОЛО ПОЛУТОРА ТЫСЯЧ НАИМЕНОВАНИЙ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ.МЕНЬШЕ ЧЕМ ЗА ДВЕ МИНУТЫ — ПЯТЬ АВТОМОБИЛЕЙ. ЗА ЧАС —160, ЗА РАБОЧИЙ ДЕНЬ — 2200, ЗА ГОД — 660 ТЫСЯЧ. ТАКОВА БУДЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ВАЗа В 1972 ГОДУ.НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЗАВОДА СМОЖЕТ ЕЖЕГОДНО ГОТОВИТЬ НОВУЮ МОДЕЛЬ.