На вооружении Советской Армии находятся не только колесные бронетранспортеры, о которых журнал «За рулем» писал в 1965 году (№ 2 и № 6), но и гусеничные — замечательные боевые машины высокой проходимости и маневренности. Они предназначаются для перевозки мотопехоты, ведения разведки, охраны штабов, несения службы связи и выполнения ряда других задач. Управляют бронетранспортерами опытные, умелые воины. Много среди них воспитанников автомотоклубов ДОСААФ , получивших начальные технические знания еще до службы в армии. Думается, что молодым людям, готовящимся к военной службе, будет полезно познакомиться с этой машиной. В сравнении с колесным гусеничный плавающий бронетранспортер БТР-50П*, о котором пойдет речь на этой странице, имеет ряд особенностей: он обладает лучшей проходимостью, может преодолевать более сложные препятствия, двигаться по болотам и снегу, с ходу форсировать водные рубежи. Его удельное давление на грунт всего 0,5 кг/см 2 (для сравнения: у танка Т-34, который отличается высокой проходимостью, удельное давление почти в полтора раза больше). В броневом корпусе бронетранспортера размещены силовая установка, силовая передача, водометные движители, система электрооборудования и средства связи. Экипаж состоит из двух человек — командира и механика-водителя. Броневые листы корпуса подразделяются на лобовые, кормовые, борта, днище и крышу. В носовой части бронетранспортера расположено отделение управления. В нем размещены сиденья механика-водителя, командира бронетранспортера и командира десанта, приводы управления, приборы наблюдения, радиостанция, две аккумуляторные батареи и контрольно-измерительные приборы. Десантное отделение с сиденьями для десантников, кронштейнами для установки пулемета (пулемет СГМБ), вытяжным и нагнетательным вентиляторами расположено в средней части корпуса. Бронетранспортер может перевозить 20 десантников или 2000 килограммов груза. Если десантное отделение не имеет крыши (БТР-50П), то в нем может быть размещено устройство для погрузки и транспортировки артиллерийских систем или автомобиля. В кормовой части корпуса расположено силовое отделение, которое отделено от десантного перегородкой. Здесь размещены двигатель со своими системами, главный и бортовой фрикционы, коробка передач, тормоза, внутренние редукторы, бортовые передачи, водометные движители, топливный и масляный баки, водооткачивающие насосы, система дымопуска и другое оборудование. Силовая установка состоит из двигателя мощностью 240 л. с. и обслуживающих его систем питания топливом и воздухом, смазки, охлаждения, подогрева и пуска, а также механизма защиты * На вооружений имеется два варианта: БТР-50ПК (с крышей) и БТР-50П (без крыши).2*£^JС военнойГ9БЕНИЧИЫИИЛЛЮСТРАЦИИ НА ВИЛА ДНЕдвигателя от попадания в его цилиндры воды. Двигатель и его системы (за исключением системы охлаждения и механизма защиты) имеют много общего с силовой установкой автомобиля МАЗ . Что касается системы охлаждения, то на БТР-50П она жидкостная закрытого типа, с принудительной циркуляцией ис эжекционной вентиляцией. Для создания потока охлаждающего воздуха применяется не вентилятор, как в системе охлаждения автомобильных двигателей, а эжектор (рис. 1 на вкладке), в котором используется энергия отработавших газов. Из цилиндров двигателя они проходят через выпускные насадки эжектора в смесительную камеру диффузора. На выходе из насадок газ приобретает большую скорость благодаря сужающим соплам на их концах. В полости эжектора под радиаторами создается разрежение. Воздух, обтекающий радиаторы с наружной стороны, устремляется через них во внутреннюю полость эжектора и охлаждает жидкость и масло в радиаторах. В смесительной камере эжектора воздух смешивается с отработавшими газами, и через диффузор эта смесь выбрасывается в атмосферу. Другой отличительной особенностью силовой установки является наличие механизма защиты двигателя от попадания воды (что необходимо, когда бронетранспортер находится на плаву). Механизм состоит из шести клапанных коробок, крана отключения воздухоочистителя, клапана слива воды, привода управления и трубопроводов. Необычна силовая передача этого бронетранспортера. Кроме главного и двух бортовых фрикционов, коробки передач и двух бортовых передач, она имеет два внутренних редуктора с приводами на водометные движители. Эти редукторы позволяют раздельно или одновременно включать гусеничные и водометные движители. От редукторов есть привод к водооткачивающим насосам, которые включают, если вода проникает в корпус. Ходовая часть включает гусеничный движитель и подвеску. Движитель состоит из двух гусеничных цепей, двух ведущих колес, двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц и двенадцати опорных катков. Он обеспечивает бронетранспортеру высокую проходимость. Подвеска — индивидуальная, торсионная. Она состоит из двенадцати торсионных валов и двенадцати балансиров. Для быстрого гашения колебаний корпуса, возникающих при движении, подвеска оборудована гидравлическими амортизаторами. Водометные движители (рис. 2 на вкладке) обеспечивают движение брошштDPUHt: I MNHIillUHIitVнетранспортера по воде. Их два, они установлены в силовом отделении вдоль обоих бортов бронетранспортера. По принципу действия это реактивные гидравлические движители: при выбрасывании воды, забираемой из водоема, возникает реактивная сила, толкающая бронетранспортер в сторону, обратную направлению выхода воды. Величина реактивной силы, а следовательно, и скорость движения, зависит от количества и скорости выбрасываемой воды. Каждый из движителей имеет водопроточную трубу 2, состоящую из четырех частей: приемного патрубка 13, корпуса 1 водяного насоса, соплового патрубка 4, кормового патрубка 6. Приемный патрубок, прикрепленный к днищу корпуса, закрыт решеткой 12, которая исключает попадание посторонних предметов внутрь трубопровода. В корпусе водяного насоса установлены рабочее колесо 11, насос с механизмом привода и направляющий аппарат 10, который выпрямляет вращающийся поток воды (чтобы уменьшить потери на трение). Рабочее колесо — стальное, имеет пять профилированных лопастей, отлитых заодно со ступицей. Кормовые патрубки крепятся на кормовом листе корпуса. Выходные отверстия камер можно перекрывать заслонками 7, которые и обеспечивают управление бронетранспортером (повороты) на плаву. При форсировании водной nperpat ды вода, засасываемая насосами бронетранспортера, проходит через направляющие аппараты, водопроточную систему и при открытых кормовых, патрубках с большой скоростью выбрасывается за корму бронетранспортера; при этом создается реактивное усилие, под действием которого обеспечивается движение вперед. Чтобы дать машине задний ход, надо перекрыть заслонками кормовые патрубки. Тогда вода будет перепускаться через трубы заднего хода и выбрасываться в сторону носовой части (под небольшим углом к продольной оси бронетранспортера). Перекрытие заслонкой одного из кормовых патрубков вызывает поворот бронетранспортера: левого — влево, правого — вправо. Водометный движитель включается и выключается с места механика-водителя при помощи рычагов управления внутренними редукторами. Максимальная скорость бронетранспортера на шоссе составляет 44 км/час, на воде — 10 км/час. Для связи экипажа с командованием служит приемопередающая радиостанция, а для ведения переговоров между членами экипажа — танковое переговорное устройство. Е. ОРЕХОВ, инженер-полковник11